Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

      Для эффективной реабилитации несовершеннолетних необходимо систематическое взаимодействие органов, занимающихся проблемами семьи и детства.

      Конечный  результат - возвращение подростка  домой, в приёмную семью или определение его в государственное учреждение.

      Результатом программы стало снижение бродяжничества среди несовершеннолетних, а так  же предупреждение бродяжничества благодаря взаимодействию органов системы профилактики. 

2.2. Особенности организации помощи детям при отделении реабилитации несовершеннолетних г. Ковдора( на примере группы дневного пребывания ) 

    Согласно закону Мурманской области № 572-01 "О социальном обслуживании населения в Мурманской области" в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации[ ].

    Отделения дневного пребывания для несовершеннолетних создаются для реализации программ их социальной реабилитации в полустационарных условиях. Несовершеннолетние посещают отделение дневного пребывания в свободное от учебы время. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами. В отделении дневного пребывания несовершеннолетних комплектуют в реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделении дневного пребывания несовершеннолетних выделяются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой[ ].

     Группа  дневного пребывания г.Ковдора  отделения реабилитации несовершеннолетних, входит в структурное подразделение Центра помощи семье и детям отдела социальной защиты населения при администрации города.

   Основная  задача отделения - это социальная реабилитация и социальная адаптация детей  в возрасте от 3 до 18 лет, возвращение их к учебе, развитие трудовых навыков, организация отдыха и, в конечном итоге, - возвращение детей в семью. В настоящее время в отделении созданы две группы: стационарного круглосуточного и дневного пребывания (полустацирнар). Численность групп - до 15 человек.

     С 1 сентября 2003 года в отделении, помимо социальных работников, стали работать воспитатели и помощники воспитателей, появилась должность социального педагога. С несовершеннолетними работает воспитатель по учебной части, которая не только оказывает помощь в выполнении домашнего задания, но и контролирует посещение детьми учебных заведений, бывает на  родительских собраниях.                                                         

     В отделение принимаются дети, оказавшиеся  в трудной жизненной ситуации, из тех семей, у которых низкий доход; в которых отсутствует взаимопонимание между ребенком и родителями; где жестоко обращаются с детьми; те дети, которые склонны к бродяжничеству. Принимают туда и детей, когда сами родители оказываются в сложной жизненной ситуации, например, уезжают на учебу и ребенка не с кем оставить. Основанием для помещения в отделение  может   являться   обращение  несовершеннолетних, а также заявление родителей либо ходатайство комиссии по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, учебных заведений. Только за девять месяцев этого года было зарегистрировано десять обращений самих детей и подростков. Время нахождения в отделении не определено конкретным сроком, ребенка возвращают в семью, когда там будет создана благоприятная обстановка для его проживания. Пока ребенок живет в отделении, специалистами центра проводится работа с родителями. Они находятся под регулярным контролем сотрудников центра. Сегодня помощь по многим вопросам нужна не только детям, но и взрослым. Как часто родители заходят в тупик при тех или иных обстоятельствах в воспитании ребенка. Как поступить в таком случае, чтобы не унизить ребёнка, да еще и свое достоинство не уронить помогут целые стенды собранных материалов в коррекционной группе.

     В условиях дневного и круглосуточного  пребывания здесь находятся 30 детей. Самая большая - социальная группа, и две группы детей-инвалидов, кроме того, по линии Красного Креста работает социальная столовая на 100 человек. В ней питаются дети из тех семей, где не только минимальный доход, но и где просто трудные условия.

     Сегодня услугами этого учреждения пользуются более 13О ребят. Работа в центре сориентирована на население всего района - работает телефон доверия для подростков, женщин и пожилых людей.

     Все потому, что, количество детей, нуждающихся в социальной поддержке не уменьшается, а растет. А значит, сегодня не меньше забот у работников Центра.

     В свободное время ребята занимаются в различных кружках, специалисты Центра детского творчества проводят с ними занятия по вышивке, бисероплетению, шитью, причем, это занятие увлекло даже мальчиков. Из слов ребят стало известно, что им очень нравится посещать спортзал, где с ними проводит занятия квалифицированный тренер. Воспитатели центра, учитывая сложный контингент, прилагают все усилия для того, чтобы у детей не оставалось свободного времени для совершения ими правонарушений.

            Отличие группы дневного пребывания от стационара, заключается  в том, что ребенок ночует  дома, что связь с семьей не утеряна. Через дневную группу,  жизнь ребенка наполняют положительным содержанием при помощи подростковых клубов, спортивных секций города. В группе дневного пребывания г.Ковдора детям предоставляются разные возможности для занятия в мастерских: гончарных, столярных и др., спортом, искусством, организуются экскурсии, питание, необходимая медицинская помощь, а самое главное – помогают вернуть ребенка в процесс школьной жизни, наверстать пропущенные знания. Очень важно, на наш взгляд, что дневная группа имеет возможность в течение длительного времени работать не только с ребенком, но и со всей его семьей[25].

            Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в группе дневного пребывания г.Ковдора проводится в 4 этапа.

            1 этап. Работа начинается со сбора информации о причинах поступления несовершеннолетнего в группу дневного пребывания. Получив информацию, работники Центра совершают выход в семью,  

            2 этап.  Цель выхода – знакомство с семьёй, выяснения домашней обстановки. Беседа – это главный метод. И в ходе беседы надо завоевать доверие, сообщить информацию о возможной помощи ребёнку.

   Социальный работник регистрирует свою работу следующим образом:

- ведёт дневник визитов и деятельности;

-создаёт и обновляет индивидуальные файлы на детей;

            3 этап. Установив доверительные отношения с детьми

   Установив доверительные отношения с детьми, социальные работники предлагают им следующие услуги:

-"социальные консультации", т.е. беседы, помогающие ребенку лучше понять самого себя и окружение; беседы с семьями 
детей, помогающие принятию семьи ребенком и семьёй ребенка;

  • информационные услуги: где получить медицинскую помощь, 
    как соблюдать сексуальную безопасность, как уменьшить риск 
    от применения наркотиков и т.д.;
  • помощь в получении медицинских услуг, услуг в области образования и профессионального обучения, в оформлении необходимых документов и т.п.;

         4 этап. Социальный работник подробно обсуждает с ребенком 
возможность выбора собственного будущего. Один из важнейших аспектов социальной работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к использованию социальных услуг, в первую очередь - дневного центра.

            Главной задачей в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию специалисты группы дневного пребывания г.Ковдора видят в формировании у детей мотивации на активную позицию в решении собственной судьбы.

     В работе социальный работник руководствуется двумя 
принципами:

-принципом соблюдения интересов ребенка, что означает, что 
во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан, учреждений и детей, он всегда на 
стороне детей;

-принципом добровольности, значит, приступая к оказанию помощи, социальный работник заключает с ребенком вербальный контракт, т.е. получает согласие на сотрудничество, в противном случае он ограничивает свою  роль наблюдением.

           По второй главе нашей работы можно сделать следующие выводы:

            1. Все программы, применяемые на практике в Мурманской области, описанные нами во второй главе имеют свою узкую направленность, но все они ведут  к положительным  результатам и нужны в нашем обществе. Уровень развития социальной политики в регионе можно охарактеризовать по количеству таких программ и их реализации.

            2. Идеальную социальную программу создать невозможно, поскольку  невозможно подобрать универсальный  метод решения, подходящий для всех проблем одновременно. Поэтому следует применять в одном учреждении  две и более социальных программы одновременно, они будут заполнять недостатки друг друга.

            3. Методики, применяемые в работе с детьми в группе дневного пребывания, имеют высокий результат эффективности. Принцип добровольности используемый сотрудниками учреждения лучше других подходит в работе  с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

     4. Существуют различные программы и учреждения способные оказать помощь ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, но следует помнить, что: только семья может создать условия необходимые для полноценного развития ребенка, и никакие социальные институты не могут заменить её  равносильно. А «благополучная» и «социально здоровая» семья сможет предотвратить влияние  многих факторов риска на ребёнка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Социально-экономические  преобразования в России, повлекшие  за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели к формированию в обществе детей попавших в трудную жизненную ситуацию. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

           Оказание помощи детям, по разным причинам попавшим в  трудную жизненную ситуацию, является важнейшим направлением в сфере  социальной защиты детства. Такими ситуациями являются: болезнь, опасность, инвалидность, смерть; ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействия, помеха, неудачи); трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием - ситуации «публичного поведения», оценки и критики, конфликты, давление и пр. Поэтому такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей, возникающих под влиянием факторов риска, с целью их поэтапного освоения и разрешения.

     Нами  были проанализированы основные понятия  используемые специалистами, работающими с данной категорией детей: дети, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию, ребёнок группы риска, безнадзорные беспризорные, социальные службы. Изучены нормативно-правовые акты, учебно-методическая и специальная литература.

     На  основании проведенного теоретического исследования нами были сделаны следующие выводы:

     1. «Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию» является центральным понятием данной работы. Оно наиболее полное и включающее в себе различные классификации. 

Информация о работе Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию