Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………
Для эффективной реабилитации несовершеннолетних необходимо систематическое взаимодействие органов, занимающихся проблемами семьи и детства.
Конечный результат - возвращение подростка домой, в приёмную семью или определение его в государственное учреждение.
Результатом
программы стало снижение бродяжничества
среди несовершеннолетних, а так
же предупреждение бродяжничества благодаря
взаимодействию органов системы профилактики.
2.2. Особенности
организации помощи детям при отделении
реабилитации несовершеннолетних г. Ковдора(
на примере группы дневного пребывания
)
Согласно закону Мурманской области № 572-01 "О социальном обслуживании населения в Мурманской области" в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации[ ].
Отделения дневного пребывания для несовершеннолетних создаются для реализации программ их социальной реабилитации в полустационарных условиях. Несовершеннолетние посещают отделение дневного пребывания в свободное от учебы время. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами. В отделении дневного пребывания несовершеннолетних комплектуют в реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделении дневного пребывания несовершеннолетних выделяются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой[ ].
Группа дневного пребывания г.Ковдора отделения реабилитации несовершеннолетних, входит в структурное подразделение Центра помощи семье и детям отдела социальной защиты населения при администрации города.
Основная задача отделения - это социальная реабилитация и социальная адаптация детей в возрасте от 3 до 18 лет, возвращение их к учебе, развитие трудовых навыков, организация отдыха и, в конечном итоге, - возвращение детей в семью. В настоящее время в отделении созданы две группы: стационарного круглосуточного и дневного пребывания (полустацирнар). Численность групп - до 15 человек.
С 1 сентября 2003 года в отделении, помимо
социальных работников, стали работать
воспитатели и помощники воспитателей,
появилась должность социального педагога.
С несовершеннолетними работает воспитатель
по учебной части, которая не только оказывает
помощь в выполнении домашнего задания,
но и контролирует посещение детьми учебных
заведений, бывает на родительских
собраниях.
В отделение принимаются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, из тех семей, у которых низкий доход; в которых отсутствует взаимопонимание между ребенком и родителями; где жестоко обращаются с детьми; те дети, которые склонны к бродяжничеству. Принимают туда и детей, когда сами родители оказываются в сложной жизненной ситуации, например, уезжают на учебу и ребенка не с кем оставить. Основанием для помещения в отделение может являться обращение несовершеннолетних, а также заявление родителей либо ходатайство комиссии по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, учебных заведений. Только за девять месяцев этого года было зарегистрировано десять обращений самих детей и подростков. Время нахождения в отделении не определено конкретным сроком, ребенка возвращают в семью, когда там будет создана благоприятная обстановка для его проживания. Пока ребенок живет в отделении, специалистами центра проводится работа с родителями. Они находятся под регулярным контролем сотрудников центра. Сегодня помощь по многим вопросам нужна не только детям, но и взрослым. Как часто родители заходят в тупик при тех или иных обстоятельствах в воспитании ребенка. Как поступить в таком случае, чтобы не унизить ребёнка, да еще и свое достоинство не уронить помогут целые стенды собранных материалов в коррекционной группе.
В условиях дневного и круглосуточного пребывания здесь находятся 30 детей. Самая большая - социальная группа, и две группы детей-инвалидов, кроме того, по линии Красного Креста работает социальная столовая на 100 человек. В ней питаются дети из тех семей, где не только минимальный доход, но и где просто трудные условия.
Сегодня услугами этого учреждения пользуются более 13О ребят. Работа в центре сориентирована на население всего района - работает телефон доверия для подростков, женщин и пожилых людей.
Все потому, что, количество детей, нуждающихся в социальной поддержке не уменьшается, а растет. А значит, сегодня не меньше забот у работников Центра.
В свободное время ребята занимаются в различных кружках, специалисты Центра детского творчества проводят с ними занятия по вышивке, бисероплетению, шитью, причем, это занятие увлекло даже мальчиков. Из слов ребят стало известно, что им очень нравится посещать спортзал, где с ними проводит занятия квалифицированный тренер. Воспитатели центра, учитывая сложный контингент, прилагают все усилия для того, чтобы у детей не оставалось свободного времени для совершения ими правонарушений.
Отличие группы дневного пребывания от стационара, заключается в том, что ребенок ночует дома, что связь с семьей не утеряна. Через дневную группу, жизнь ребенка наполняют положительным содержанием при помощи подростковых клубов, спортивных секций города. В группе дневного пребывания г.Ковдора детям предоставляются разные возможности для занятия в мастерских: гончарных, столярных и др., спортом, искусством, организуются экскурсии, питание, необходимая медицинская помощь, а самое главное – помогают вернуть ребенка в процесс школьной жизни, наверстать пропущенные знания. Очень важно, на наш взгляд, что дневная группа имеет возможность в течение длительного времени работать не только с ребенком, но и со всей его семьей[25].
Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в группе дневного пребывания г.Ковдора проводится в 4 этапа.
1 этап. Работа начинается со сбора информации о причинах поступления несовершеннолетнего в группу дневного пребывания. Получив информацию, работники Центра совершают выход в семью,
2 этап. Цель выхода – знакомство с семьёй, выяснения домашней обстановки. Беседа – это главный метод. И в ходе беседы надо завоевать доверие, сообщить информацию о возможной помощи ребёнку.
Социальный работник регистрирует свою работу следующим образом:
- ведёт дневник визитов и деятельности;
-создаёт и обновляет индивидуальные файлы на детей;
3 этап. Установив доверительные отношения с детьми
Установив доверительные отношения с детьми, социальные работники предлагают им следующие услуги:
-"социальные
консультации", т.е. беседы, помогающие
ребенку лучше понять самого себя и окружение;
беседы с семьями
детей, помогающие принятию семьи ребенком
и семьёй ребенка;
4 этап. Социальный работник
подробно обсуждает с ребенком
возможность выбора собственного будущего.
Один из важнейших аспектов социальной
работы заключается в том, чтобы подвести
ребенка к использованию социальных услуг,
в первую очередь - дневного центра.
Главной задачей в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию специалисты группы дневного пребывания г.Ковдора видят в формировании у детей мотивации на активную позицию в решении собственной судьбы.
В
работе социальный работник руководствуется
двумя
принципами:
-принципом
соблюдения интересов ребенка, что означает,
что
во всех спорных ситуациях, в которых существует
конфликт интересов взрослых граждан,
учреждений и детей, он всегда на
стороне детей;
-принципом добровольности, значит, приступая к оказанию помощи, социальный работник заключает с ребенком вербальный контракт, т.е. получает согласие на сотрудничество, в противном случае он ограничивает свою роль наблюдением.
По второй главе нашей работы можно сделать следующие выводы:
1. Все программы, применяемые на практике в Мурманской области, описанные нами во второй главе имеют свою узкую направленность, но все они ведут к положительным результатам и нужны в нашем обществе. Уровень развития социальной политики в регионе можно охарактеризовать по количеству таких программ и их реализации.
2. Идеальную социальную программу создать невозможно, поскольку невозможно подобрать универсальный метод решения, подходящий для всех проблем одновременно. Поэтому следует применять в одном учреждении две и более социальных программы одновременно, они будут заполнять недостатки друг друга.
3. Методики, применяемые в работе с детьми в группе дневного пребывания, имеют высокий результат эффективности. Принцип добровольности используемый сотрудниками учреждения лучше других подходит в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
4.
Существуют различные программы и учреждения
способные оказать помощь ребёнку, оказавшемуся
в трудной жизненной ситуации, но следует
помнить, что: только семья может создать
условия необходимые для полноценного
развития ребенка, и никакие социальные
институты не могут заменить её равносильно.
А «благополучная» и «социально здоровая»
семья сможет предотвратить влияние
многих факторов риска на ребёнка.
Заключение
Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели к формированию в обществе детей попавших в трудную жизненную ситуацию. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Оказание помощи детям, по разным причинам попавшим в трудную жизненную ситуацию, является важнейшим направлением в сфере социальной защиты детства. Такими ситуациями являются: болезнь, опасность, инвалидность, смерть; ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействия, помеха, неудачи); трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием - ситуации «публичного поведения», оценки и критики, конфликты, давление и пр. Поэтому такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей, возникающих под влиянием факторов риска, с целью их поэтапного освоения и разрешения.
Нами были проанализированы основные понятия используемые специалистами, работающими с данной категорией детей: дети, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию, ребёнок группы риска, безнадзорные беспризорные, социальные службы. Изучены нормативно-правовые акты, учебно-методическая и специальная литература.
На основании проведенного теоретического исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. «Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию» является центральным понятием данной работы. Оно наиболее полное и включающее в себе различные классификации.