Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа
Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.
Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………
Ведение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся
к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.…………………………………………………
Список используемых
источников………………………………
Ведение
Актуальность исследования. Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей. Нерешенность этих вопросов обуславливает высокий уровень рецидивной преступности (28,9%). По данным МВД, ранее судимыми гражданами совершается до одной трети преступлений по стране. Сложившаяся ныне практика социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивает в полной мере реализацию их гражданских прав и интересов. Проблема социальной адаптации этой категории россиян осложняется также и непростой социально-экономической обстановкой в стране. Бывшие заключенные нередко сталкиваются с невниманием, равнодушием, с дискриминацией при приеме на работу, обращении в поликлинику и т.д. Они живут под гнетом недоверия, подозрительности, недоброжелательности в отношении себя со стороны общества и власти. Сложившаяся ситуация - одна из причин того, что многие из освобожденных вновь оказываются в местах лишения свободы. После того, как граждане отбыли наказание, они вправе рассчитывать на помощь и внимание со стороны общества, государства. По крайней мере, в обеспечении элементарных условий человеческого существования. Это один из основных показателей уровня цивилизованности, человечности государства, общества, народа. Проблемы социально-трудовой адаптации бывших заключенных слабо отражены в современной литературе. Данная проблема относительно хорошо отражалась в научных публикациях 80-х и начала 90-х годов. В последнее время стала появляться некоторая литература отечественных авторов, но большинство работ в данной сфере принадлежит зарубежным исследователям. В отдельных изданиях можно встретить социологические исследования по данной проблеме, рекомендации по работе с гражданами, готовящимися к освобождению и освобожденными из мест лишения свободы. Это связано с тем, что совсем недавно началась реформа в уголовно-исполнительной системе, заключающаяся в ее дальнейшей гуманизации, усиление ее социальной направленности. Пенитенциарная система была передана из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции РФ. Данный процесс естественно подразумевает обсуждение всех социальных проблем в средствах массовой информации: по телевидению, на радио (передача «Облака»), в Интернете (сайты -www.zona.com.rn; www.prison.org и другие) и в периодических изданиях («Преступление и наказание», «Российская юстиция» и другие). Интересен опыт совместной работы Курганской областной службы занятости с ГУИН Министерства юстиции РФ по Курганской области, органами государственной власти области в решении проблем социальной адаптации и содействия занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Проблема исследования. Подобрать наиболее эффективную программу для реадаптации лиц готовящимся к выходу из МЛС.
Цель исследования. Решение данной проблемы.
Объект исследования. Социально - педагогическая работа.
Предмет исследования. Социальная работа с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
Задачи исследования.
Гипотеза исследования. Уровень адоптации лиц готовящихся к выходу из мест лишения свободы к социуму был бы выше, если находясь в МЛС с ними проводились бы более качественная и индивидуальная социально-педагогическая работа.
Теоретическая
база исследования.
Различные аспекты педагогических проблем
деятельности пенитенциарных учреждений
освещались в трудах отечественных ученых.
Большинство исследований посвящено вопросам
исправления и перевоспитания осужденных;
эти вопросы рассматривались в работах
Л.А. Высотиной, Ю.В. Гербеева, В.А. Елеонского,
Е.Г. Самовичева, Н.И. Титова, В.А. Уткина
и др. Данные исследования внесли большой
вклад в развитие пенитенциарной педагогики,
но современные подходы требуют переосмысления
многих выдвинутых этими учеными положений.
Ученые-пенитенциологи Ю.М. Антонян, В.В.
Артамонов, В.В. Лебедев, А.И. Мокрецов большое
внимание уделяют вопросам гуманного
подхода к осужденным в процессе воспитательной
работы, роли общественных организаций
в изменении уголовно-исполнительной
политики. Необходимость формирования
общественного мнения о деятельности
пенитенциарных учреждений отмечена В.А.
Кашинской, В. Коробейниковым,А.Р.Ратиновым.
Методы воспитательной работы в местах
лишения свободы, особенности их применения
в зависимости от условий и воспитательных
задач нашли отражение в работах Г.П. Байдакова,
М.П. Стуровой и др. Такие авторы, как Ю.А.
Алферов, Л.И. Беляева, Е.М. Данилин, A.B. Шамис,
A.B. Пищелко, рассматривали вопросы повышения
эффективности воспитательного воздействия
на осужденных средствами общеобразовательного
обучения, организации педагогического
процесса воспитания, конкретизации цели
воспитания и подготовки субъектов воспитания
к работе с осужденными.
Различным проблемам образования в исправительных
колониях посвящены работы В.Л. Васильева,
Ю.Н. Галагузовой, А.Ф. Сизого. Вопросы систематизации
и оптимизации воспитательной работы,
профессиональной подготовки социальных
работников в пенитенциарных учреждениях
отражены в исследованиях С.А. Ветошкина,
М.А. Галагузовой, И.Д. Жаркова и др.
Практическая база исследования. В написании работы были использованы работы следующих авторов, которую условно можно разделить на следующие блоки:
1. процесс социальной адаптации - Мельникова Н.Н., Платонова Н.М., Трубников В.М.;
2. исторический аспект проблемы - Бабушкин А., Земсков В.Н., Зубков А.И., Елисеев С.А., Потемкина А., Тимофеев В.Г.;
3.
основные проблемы
4. социологические исследования - Двойменный И.А., Завьялов Ф.Н., Кавокин С.Н., Ульянова М.;
5.
упреждающая профессиональная
6. трудоустройство - Бочко М.Э., Глазырин В., Долгова А.И., Ильенкова С. Д., Курушин А.А.;
7. зарубежный опыт работы - Багреева Е., Михлин А.С., Лысягин О.
Методы исследования. Теоретические - анализ научной литературы. Эмпирические - анкетирование, беседы, наблюдение, экспериментирование, тестирование, анализ документации.
Структура дипломного исследования. Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, двух основных глав, заключение и список используемых источников.
Ресоциализация осужденных - это процесс восстановления навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания, предполагающее социальное познание и общение, овладение навыками практической деятельности, включающая преобразование самого человека (самоперевоспитание). Ресоциализация осужденных - это сложная система реабилитационных мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности. Это усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознанное подчинение правовым и иным нормам.
В Российском государстве существовали давние традиции благотворительной деятельности по отношению к местам лишения свободы. Еще в 1819 году император Александр I утвердил Устав «попечительского о тюрьмах Общества», которые в своем роде оказывали помощь заключенным в адаптации, хотя такого термина тогда еще не существовало.
Такие
Общества к этому времени уже
существовали на Западе. В 1776 году в
Филадельфии возникает Общество
попечителей об освободившихся из тюрем,
созданное Чарльзом Уистером. Поселившись
напротив тюрьмы, этот богатый американец
стал помогать вышедшим на свободу. Затем
вокруг него сплотились граждане, разделявшие
его взгляды. Одиннадцать лет
спустя первое в Европе Общество вспомоществования
освободившимся из тюрем возникает
на острове Феонтия, а в 1802 году появляется
в Англии. В 1808 году в Австрии начинает
действовать Общество, основанное для
распределения между
По инициативе Российского попечительского Общества в тюрьмах началось обучение молодых заключенных грамоте и профессиям, по которым они могли работать, выйдя на свободу. К концу XIX века в России было 884 тюрьмы, и почти в каждой находился попечительский комитет, который занимался сбором пожертвований для тюрем. Члены Дамского попечительского комитета брали на поруки женщин-арестанток, освобождая их тем самым от тюрьмы, подыскивая для них работу, обучая их грамоте и наукам. После 1917 г. Общество попечителей было распущено, хотя при тюрьмах продолжали функционировать комитеты попечителей.
В
XIX веке проблемы освобожденных из мест
лишения свободы вышли на мировой
уровень. В 1890 году, в Петербурге состоялся
III Международный тюремный конгресс,
на котором рассматривались
В
конце XIX-го века с целью решения
проблем освобождающихся, а также
тех, кто нуждался в помощи, в 1896 году
было создано Санкт-Петербургское
столичное Попечительное
В начале XX века в 1908 г. был издан Нормальный устав Общества патроната, которым были регламентированы порядок и условия оказания помощи заключенным в период отбывания и после освобождения из мест заключения. Контроль за деятельностью этих обществ возлагался на особого чиновника, непосредственно подчинявшегося начальнику Главного тюремного управления. В 1913 году в России их было 117. В дореволюционной России в числе учредителей таких патронатов были видные государственные и общественные деятели, а также и крупные предприниматели. Помимо Обществ патроната, в то время функцию реабилитации освобожденных из мест лишения свободы также выполняли территориальные общины, сельские общины, церковные приходы, ремесленные корпорации и другие.
При этом важное внимание уделялось несовершеннолетним. Функцию его реабилитации в течение 3-х лет должно было выполнять то воспитательно-исправительное заведение, где этот несовершеннолетний отбывал наказание. Сотрудники этих исправительных учреждений приезжали к месту жительства освобожденного молодого человека и работали с ним. Причем уровень рецидива тогда был меньше чем сегодня, и он составлял 12%.
После
революции субъектом
С
целью решения проблем
В
начале 20-х годов, в соответствии
с положением, утвержденным НКЮ 18.01.1922
г., были образованы Комитеты помощи освобожденным
из мест заключения при губернских
исправительно-трудовых отделах и
уездных Бюро юстиции. В задачи Комитетов
входило оказание содействия освобожденным
в трудоустройстве, в отправлении
на прежнее место жительства, в
приобретении одежды и т.п. Для нуждающихся
Комитетами организовывались общежития
с мастерскими при них. В штат
Комитетов входили инспекторы для
наблюдения за освобожденными и для
практического осуществления
Вместе с тем в структуре мест лишения свободы в соответствии с Положением, утвержденным НКЮ (наркомат юстиции) РСФСР 5.04.1922 г., были образованы переходные исправительные дома для заключенных, приговоренных на срок свыше 3-х лет, отличавшихся образцовым поведением, а также для тех приговоренных на срок до 3-х лет, которые отсидели не менее Ул общего срока и отличались безукоризненным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях. Задачами переходного исправительного дома являлись: исправление лиц, не нуждающихся в более суровом режиме, подготовка их трудовой деятельности по выходе на свободу, а также развитие навыков и свойств, препятствующих повторному совершению преступления.