Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа

Описание

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 399.97 Кб (Скачать документ)

      Другим, не менее “жестким” методом модификации  поведения стала «терапия отвращения». В качестве исправительных средств  за малейшее нарушение режима заключенным  вводились препараты, вызывающие остановку  дыхания на несколько минут, что  порождало паническое чувство страха смерти, или препараты,  провоцирующие  длительную, мучительную рвоту. Американские судебные органы нередко поддерживали такого рода «исправительную» практику.  В деле по иску одной из жертв  модификации суд вынес решение, в котором говориться: «Даже если обработка (заключенного) необычайна болезненна или причиняет необычайные духовные страдания, заключенный может быть ей подвергнут без его на то согласия, если признанные медицинские специалисты  или власти сочтут это целесообразным. В начале 80-х годов появились  сообщения о том, что и английские власти начали применять фармакологические  средства для модификации  поведения  заключенных в тюрьме Лонг Кеш (Северная Ирландия).

      Говоря  о различных методах терапии  или модификации поведения необходимо сделать одну важную оговорку. Известно, что электрошок, фармакологические  препараты «с неприятным эффектом»  и даже нейрохирургия успешно  применяются в медицинской практике для лечения психических расстройств  и возражать против этих методов  было бы также нелепо, как против любой хирургической операции.

      Медицина  пользуется болезненными методами вынужденно и с гуманными целями ради оказания помощи людям, или ради их спасения. Американский профессор психологии Р.Ландон считает, что регулировать поведение граждан можно и  нужно с помощью психотерапии, гипноза, обуславливания, а также  путем насильственного применения электрошока, фармакологических средств  и имплантации электродов в мозг с целью раздражения через  них определенных участков  мозга  слабым разрядом электрического тока независимо от сознания и воли людей  для достижения нужных состояний  и настроений. Такая технология контроля  за поведением, по мнению Ландона, неизбежна  и необходима в социальных целях.

      От  общей модели воспитательного воздействия  медицинская модель отличается только применением специальных и в  особенности психотерапевтических методик. Зарубежные психиатрические  больницы и социально-терапевтические  экспериментальные заведения в  большинстве случаев обращаются к этой модели,  когда это бывает необходимым «к нечувствительным»  к наказаниям осужденных.

      Хронические преступники страдают отсутствием  самоуважения. Большинство из них  махнули на себя рукой. Тем не менее  у них сохраняется слабое желание  найти свое место в жизни и  обществе. Необходимо внушить таким  преступникам ошибочность их поведения, стараться помочь им решить их проблемы, восстановить контакт с реальной действительностью.

      В тоже время даже продолжительное  медицинское лечение не устраняло  общественную опасность “закоренелых”  преступников или не снижала ее, поскольку криминальный образ становится смыслом жизни, и воспитательное воздействие с целью снижения рецидива не является обнадеживающим.

      Психологическое воздействие, по мнению пенитенциаристов, должно осуществляться в самом начале преступной карьеры, т.е. в детском  или подростковом возрасте. Поэтому, чаще всего психологическое воздействие  на преступников-рецидивистов проводится только в целях гуманизации.

      Следует отметить, что не все методы модификации  поведения имеют характер наказания. Некоторые их них носят характер осознания поступков индивида, к  которым стремятся его приучить. Например, метод «знаковой экономии», применяемый в пенитенциарных учреждениях. Суть метода проста: первоначально  определяются те виды поведения, которые  необходимо сформировать и закрепить  в целевой группе, например, соблюдение распорядка, проведение досуга, учеба, труд и т.п. За каждый акт желаемого  поведения сотрудник выдает заключенному «знак». Им может быть жетон, квитанция  или просто запись в карточке. Каждый знак или их определенная сумма означают, что в конце какого-то срока (дня, недели и т.д.) их обладатель может  воспользоваться теми или иными  благами (сладости, деньги, свидание). Выбор  “знаков” и стоящих за ними благ зависит от условий программы  «знаковой экономии» и изобретательности  ее организаторов.

      Модификация поведения (Скиннер, Франк, Вильсон) - это  система вознаграждений, обычно применяемых  в пенитенциарных учреждениях в  соответствии  с  имеющимися там  возможностями. Заключенные «зарабатывают» свои привилегии и, возможно, свою свободу.

      Концепция модификации поведения отождествляет  поведение с обуславливанием. Оно  определяет допустимое и недопустимое поведение и создает условия  для подкрепления допустимого поведения (наказание, вознаграждение, привитие отвращения, подавление недопустимого  поведения, ролевые игры, похвалу, дисциплинарное взыскание и другие способы подкрепления допустимого поведения).

      Идея  модификации поведения получила научную основу экспериментами И.П.Павлова, по изучению условных рефлексов. Однако, влиять на человека и вызывать чувство  вины, стыда, раскаяния, вряд ли эта  теория практике пенитенциарии поможет. Теория модификации поведения исходит  не из того, что причина делинквентности  глубоко заложена в индивиде или  в обществе, а, напротив, полагает, что  делинквентный акт может быть совершен лицом не являющимся делинквентом.

      Исследования  показывают, что результаты изменения  поведения делинквентов при помощи метода модификации оказываются  недостаточно прочными (устойчивыми). В 81% не удалось достичь сколько-нибудь оптимистического прогноза, в остальных  он был недостаточно надежен. Нуждается  в совершенствовании, о чем говорит  и полемика в (1972-1974), связанная с  попытками использовать технику  модификации поведения в федеральной  системе тюрем.

      Программа специального лечения и воздействия, направленная на реабилитацию заключенного (START) федеральный центр по изучению проблем исправления в Батнере (штат Северная Каролина), связанная  с наркоманией (гипноз, электрошоковая терапия). Целью этой программы был  отбор наиболее «трудных»  заключенных, проведение лечения и возвращения  их в тюрьму, определение более  восприимчивых заключенных к  мерам, направленным на их реабилитацию. К сожалению эти мероприятия  вызвали самоубийства, забастовки и  бунты. Это было связано с тем, что изменение физической конструкции  психики человека без его на то  согласие всегда встречает сопротивление.

      Метод дифференцированного некарательного воздействия основан на  предположении  о том, что одна и та же программа  может быть эффективна в отношении  одного типа преступников и неэффективной  в отношении других (Куэй, Уоррен).

      В тоже время дифференцированное карательное  воздействие - это программа во многом сходная с программой модификации  поведения.

      В соответствии с этой системой, лицо, подвергшееся воздействию, в зависимости  от его поведения в исправительном учреждении переводится соответственно в более низкий или более высокий  разряд.

      При применении этой системы используются разные методы воздействия сообразно  с классификацией преступников.

      Например, Куэй пользовался психологической  классификацией, основанной на 4-х характеристиках  поведения: 1. Неадекватность - незрелость: углубленный в себя, молчаливый, скрытный, ленивый и невнимательный, ведущий себя по-детски и  безответственно. Воздействие: «дать ему возможность  повзрослеть». 2. Невротизм - конфликтность: тревожность, депрессия, чувство неполноценности  и вины, например, часто сожалеет о том, что сделал. Воздействие: проявлять  внимание, сблизиться с ним, чтобы  помочь понять ему свои слабости, так  и свою силу. 3. Ресоциализированность - агрессивность (или психопатичность): не заслуживающий доверия, агрессивный  и подверженный влиянию, сильно развита  потребность в возбуждении, смутьян, отрицает авторитеты. Воздействие: устранение нежелательного влияния путем установления строгого контроля за осужденным, учить  ответственности строить искренние  отношения с другими. 4. Социализированность  или субкультурная делинквентность: участие в деятельности шайки, приверженность к кодексу группы. Воздействие: строгое  соблюдение  личного кодекса чести  с тем, чтобы завоевать уважение и осуществить жесткий контроль,  помочь изменить систему ценностей.

      Опыт  работы показал,  что необходимо выделение 5-ой  характеристики, поскольку  поведение большого числа делинквентов отвечало двум характеристикам, а именно: принадлежность к субкультуре; незрелость; социальная не приспособленность и  неадекватность. Воздействие на них  должны осуществлять люди с сильным  характером, достаточно гибкие, чтобы  преодолеть недостатки социального  опыта.

      Гештальт-психологический  подход.  При гештальт-терапии  большое значение придается интонации  голоса, жестам, выражению лица и  другим видам несловесной коммуникации. Гештальт-терапия на первый план выдвигает  позитивную направленность и наличие  цели в жизни.

      Гештальт-психология исходит из наличия 5-ти типов неврозов:

      1. Ложные неврозы, когда мы играем  в игры жизни.

      2. Фобические неврозы, когда мы  испытываем чувство страха.

      3. Тупиковые неврозы,  когда мы  получаем и теряем поддержку  окружающей среды.

      4. Имплозивные неврозы, когда мы  огорчаемся, отталкиваемся и ненавидим  себя.

      5. Эксплозивные неврозы, когда раннее  неиспользованная энергия импульсивно  высвобождается.

      Невротическая личность относится к своим родителям  с чувством вины и обиды.

      Цель  гештальт-терапии состоит в том, чтобы выявить в чем заключается  внутренняя ущербность человека с тем, чтобы помочь ему восстановить целостность  своей личности. Саморазвитие может  быть достигнуто посредством медитации, интроспекции и самоанализа. Кризис возникает, когда привычный для  человека образ жизни перестает  его удовлетворять, цель - научить  находить смысл жизни.

      Клинический подход. Основным объектом внимания клиницистов  являются защитные механизмы и техника  адаптации к социальным воздействиям. Клиницисты занимаются оценкой эмоциональных  конфликтов, переживаемых человеком  и пытаются их разрешить.

      Психологи-клиницисты рассматривают стресс как основной источник делинквентного поведения. Если социологи основное внимание уделяют  внешним стрессам или давлению окружающей среды, то психологи-клиницисты во главу  угла ставят внутренние стрессы и  напряжение, которое возникает в  результате внешнего давления.

      Как правило, реакцией на стресс является: 1) агрессивность, как результат злобы  или враждебности; 2) уход в себя (как  физический, так и психологический) с целью ослабить вовлеченность  в ситуацию и усилить сопротивляемость и защитное торможение; 3) компромисс, который заключается в изменении  методов  действия, чтобы ослабить вовлеченность в ситуацию и усилить  сопротивляемость, что приводит обычно к недопустимым средствам.

      Все три случая предусматривают обнаружение  и определение проблемы,  выработку  альтернативных решений, выбор наиболее безопасного и благоприятного способа  действий и оценку результатов этих действий. Личность нуждается в защитных механизмах. Суть их состоит в смягчении  чувства неудачи, в ослаблении когнитивного диссонанса (восприятия нежелаемой реальности), в устранении  тревожности, в защите от психических травм и в поддержании  чувства адекватности и собственного достоинства. Фактически эта определенная разновидность самообмана и искажения  действительности в целях защиты своего “эго”. Существует несколько  перечней защитных механизмов (Дж. Коулмен): отрицание реальности, фантазия, рационализация, проекция, репрессия, подавление, возмещение, регрессия, идентификация, интроакция, компенсация, перемещение, эмоциональная  изоляция, сублимация, сочувствие, разрядка.

      Помочь  людям - это значит помочь им понять свои проблемы, дать им чувство безопасности и оказать поддержку, проявляя при  этом уважение, понимание,  одобрение  и терпимость. Таким образом, эмоциональная  реакция на стресс, особенно при  конфликте с правом будет смягчена настолько, что человека может успешно  приспособиться к обществу. Заключенные  обычно используют такие  защитные механизмы, как отрицание реальности и проекция. Возложение ответственности  на общество, которое одних спасает, а других нет, и ссылки на злоупотребления  «системы» часто служит эмоциональным  объяснением и психологической  защитой для обитателей тюрем.

      Все разговоры между заключенными проникнуты отрицанием реальности, перемежаются небылицами. Как и любые другие способы защиты, эти способы представляют собой форму самообмана для защиты своего «эго».

      С точки зрения клинической психологии лечение преступного поведения  должно включать в себя индивидуальную и групповую терапию.

      В плане индивидуальной терапии применяются  следующие приемы:

      1. Исследование сфер, в которых  возникают проблемы.

      2. Конфронтацию, когда специалист  пытается определить проблему  и привести правонарушителя к  ее осознанию.

      3. Интерпретация проблемы с тем,  чтобы правонарушитель понял  ее и увидел возможности ее  решения.

      4. Завершающий этап, когда правонарушитель  не нуждается более в помощи  специалиста и может самостоятельно  решать свои проблемы.

Информация о работе Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы