Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа
Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.
Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………
Другим,
не менее “жестким” методом
Говоря
о различных методах терапии
или модификации поведения
Медицина
пользуется болезненными методами вынужденно
и с гуманными целями ради оказания
помощи людям, или ради их спасения.
Американский профессор психологии
Р.Ландон считает, что регулировать
поведение граждан можно и
нужно с помощью психотерапии,
гипноза, обуславливания, а также
путем насильственного
От
общей модели воспитательного воздействия
медицинская модель отличается только
применением специальных и в
особенности
Хронические преступники страдают отсутствием самоуважения. Большинство из них махнули на себя рукой. Тем не менее у них сохраняется слабое желание найти свое место в жизни и обществе. Необходимо внушить таким преступникам ошибочность их поведения, стараться помочь им решить их проблемы, восстановить контакт с реальной действительностью.
В тоже время даже продолжительное медицинское лечение не устраняло общественную опасность “закоренелых” преступников или не снижала ее, поскольку криминальный образ становится смыслом жизни, и воспитательное воздействие с целью снижения рецидива не является обнадеживающим.
Психологическое
воздействие, по мнению пенитенциаристов,
должно осуществляться в самом начале
преступной карьеры, т.е. в детском
или подростковом возрасте. Поэтому,
чаще всего психологическое
Следует
отметить, что не все методы модификации
поведения имеют характер наказания.
Некоторые их них носят характер
осознания поступков индивида, к
которым стремятся его
Модификация поведения (Скиннер, Франк, Вильсон) - это система вознаграждений, обычно применяемых в пенитенциарных учреждениях в соответствии с имеющимися там возможностями. Заключенные «зарабатывают» свои привилегии и, возможно, свою свободу.
Концепция
модификации поведения
Идея модификации поведения получила научную основу экспериментами И.П.Павлова, по изучению условных рефлексов. Однако, влиять на человека и вызывать чувство вины, стыда, раскаяния, вряд ли эта теория практике пенитенциарии поможет. Теория модификации поведения исходит не из того, что причина делинквентности глубоко заложена в индивиде или в обществе, а, напротив, полагает, что делинквентный акт может быть совершен лицом не являющимся делинквентом.
Исследования
показывают, что результаты изменения
поведения делинквентов при помощи
метода модификации оказываются
недостаточно прочными (устойчивыми).
В 81% не удалось достичь сколько-нибудь
оптимистического прогноза, в остальных
он был недостаточно надежен. Нуждается
в совершенствовании, о чем говорит
и полемика в (1972-1974), связанная с
попытками использовать технику
модификации поведения в
Программа специального лечения и воздействия, направленная на реабилитацию заключенного (START) федеральный центр по изучению проблем исправления в Батнере (штат Северная Каролина), связанная с наркоманией (гипноз, электрошоковая терапия). Целью этой программы был отбор наиболее «трудных» заключенных, проведение лечения и возвращения их в тюрьму, определение более восприимчивых заключенных к мерам, направленным на их реабилитацию. К сожалению эти мероприятия вызвали самоубийства, забастовки и бунты. Это было связано с тем, что изменение физической конструкции психики человека без его на то согласие всегда встречает сопротивление.
Метод
дифференцированного
В тоже время дифференцированное карательное воздействие - это программа во многом сходная с программой модификации поведения.
В соответствии с этой системой, лицо, подвергшееся воздействию, в зависимости от его поведения в исправительном учреждении переводится соответственно в более низкий или более высокий разряд.
При применении этой системы используются разные методы воздействия сообразно с классификацией преступников.
Например,
Куэй пользовался психологической
классификацией, основанной на 4-х характеристиках
поведения: 1. Неадекватность - незрелость:
углубленный в себя, молчаливый,
скрытный, ленивый и невнимательный,
ведущий себя по-детски и безответственно.
Воздействие: «дать ему возможность
повзрослеть». 2. Невротизм - конфликтность:
тревожность, депрессия, чувство неполноценности
и вины, например, часто сожалеет
о том, что сделал. Воздействие: проявлять
внимание, сблизиться с ним, чтобы
помочь понять ему свои слабости, так
и свою силу. 3. Ресоциализированность
- агрессивность (или психопатичность):
не заслуживающий доверия, агрессивный
и подверженный влиянию, сильно развита
потребность в возбуждении, смутьян,
отрицает авторитеты. Воздействие: устранение
нежелательного влияния путем установления
строгого контроля за осужденным, учить
ответственности строить
Опыт работы показал, что необходимо выделение 5-ой характеристики, поскольку поведение большого числа делинквентов отвечало двум характеристикам, а именно: принадлежность к субкультуре; незрелость; социальная не приспособленность и неадекватность. Воздействие на них должны осуществлять люди с сильным характером, достаточно гибкие, чтобы преодолеть недостатки социального опыта.
Гештальт-
Гештальт-психология исходит из наличия 5-ти типов неврозов:
1.
Ложные неврозы, когда мы
2. Фобические неврозы, когда мы испытываем чувство страха.
3. Тупиковые неврозы, когда мы получаем и теряем поддержку окружающей среды.
4. Имплозивные неврозы, когда мы огорчаемся, отталкиваемся и ненавидим себя.
5.
Эксплозивные неврозы, когда
Невротическая личность относится к своим родителям с чувством вины и обиды.
Цель
гештальт-терапии состоит в
Клинический подход. Основным объектом внимания клиницистов являются защитные механизмы и техника адаптации к социальным воздействиям. Клиницисты занимаются оценкой эмоциональных конфликтов, переживаемых человеком и пытаются их разрешить.
Психологи-клиницисты рассматривают стресс как основной источник делинквентного поведения. Если социологи основное внимание уделяют внешним стрессам или давлению окружающей среды, то психологи-клиницисты во главу угла ставят внутренние стрессы и напряжение, которое возникает в результате внешнего давления.
Как
правило, реакцией на стресс является:
1) агрессивность, как результат злобы
или враждебности; 2) уход в себя (как
физический, так и психологический)
с целью ослабить вовлеченность
в ситуацию и усилить сопротивляемость
и защитное торможение; 3) компромисс,
который заключается в
Все
три случая предусматривают обнаружение
и определение проблемы, выработку
альтернативных решений, выбор наиболее
безопасного и благоприятного способа
действий и оценку результатов этих
действий. Личность нуждается в защитных
механизмах. Суть их состоит в смягчении
чувства неудачи, в ослаблении когнитивного
диссонанса (восприятия нежелаемой реальности),
в устранении тревожности, в защите
от психических травм и в
Помочь людям - это значит помочь им понять свои проблемы, дать им чувство безопасности и оказать поддержку, проявляя при этом уважение, понимание, одобрение и терпимость. Таким образом, эмоциональная реакция на стресс, особенно при конфликте с правом будет смягчена настолько, что человека может успешно приспособиться к обществу. Заключенные обычно используют такие защитные механизмы, как отрицание реальности и проекция. Возложение ответственности на общество, которое одних спасает, а других нет, и ссылки на злоупотребления «системы» часто служит эмоциональным объяснением и психологической защитой для обитателей тюрем.
Все разговоры между заключенными проникнуты отрицанием реальности, перемежаются небылицами. Как и любые другие способы защиты, эти способы представляют собой форму самообмана для защиты своего «эго».
С точки зрения клинической психологии лечение преступного поведения должно включать в себя индивидуальную и групповую терапию.
В плане индивидуальной терапии применяются следующие приемы:
1. Исследование сфер, в которых возникают проблемы.
2. Конфронтацию, когда специалист пытается определить проблему и привести правонарушителя к ее осознанию.
3. Интерпретация проблемы с тем, чтобы правонарушитель понял ее и увидел возможности ее решения.
4.
Завершающий этап, когда правонарушитель
не нуждается более в помощи
специалиста и может