Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа
Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.
Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………
Повышенную
криминогенную опасность
Промежуточное
положение, с точки зрения криминальной
активности, составляют преступники
с неустойчивыми, эмоционально-лабильными,
циклоидными и истероидными психопатическими
чертами. Наиболее общими для них
являются легкая смена настроения,
эмоциональная несдержанность, нестойкость
устремлений и интересов, поверхностность,
недостаточность волевой сферы
Чаще всего они совершают кражи,
грабежи, разбои и хулиганство.
Таблица 2.1 Показатели социальной адаптации
Возможность | выполнять социальные
функции
успешно
строить отношения с |
Способность | к продуктивному
обучению и труду
к самообслуживанию к полноценному отдыху |
Адекватность | в восприятии окружающей
действительности
в восприятии самого себя в отношениях с окружающими |
Соответствие | между целями, действиями
и реально достижимыми между
самооценкой и оценкой |
Изменчивость поведения | в соответствии с требованиями ситуации в соответствии с ролевыми ожиданиями |
Жизненные
цели и ценностные ориентации закладываются
главным образом в семейном воспитании,
а их поведенческая реализация происходит
у заключенных преимущественно
в социальной среде. Проблемы в социальной
адаптации заключенных, находящихся
в местах лишения свободы, в значительной
степени обусловлены
Целью экспериментального исследования является анализ влияния особенностей личности заключенных, находящихся в местах лишения свободы, на успешность социально-психологической адаптации.
Задачи экспериментального исследования:
В экспериментальном исследовании приняли участие 58 заключенных СИЗО в возрасте 18-37 лет.
В
исследовании использовались следующие
методики: методика «Анкета социальной
адаптации» (приложение 1), «Что вы знаете
о себе» или выявление
Кратко охарактеризуем их.
«Анкета социальной адаптации»
Данная
методика проходила апробацию на
примере заключенных-сирот. Эффективность
социальной адаптации оценивалась
экспертами - социальными педагогами,
теми взрослыми, кто хорошо знаком с
жизнью заключенных, самими выпускниками,
- в виде беседы, опроса по шкалам анкеты.
Социальную адаптацию мы рассматриваем
в широком смысле и включаем в
нее различные стороны жизни.
Это позволяет нам более
Эффективность социальной адаптации оценивалась по 13 критериям, включающим в себя учебную, бытовую, социально-психологическую, собственно социальную адаптацию. Каждый критерий оценивался в баллах от 0 до 3, в зависимости от успешности адаптации. Общий критерий адаптированности представляет собой среднее арифметическое всех тринадцати оценок. При его значении в пределах от 2,5 до 3 постулировался высокий уровень социальной адаптации, при значениях 2-2,4 средний уровень адаптации, в пределах от 1,5 до 2 диагностируется проблемная адаптация и ниже 1,4 - дезадаптация.
«Диагностика
социально-психологической
Человек,
с точки зрения гуманистической
психологии, по природе своей стремится
к росту, здоровью, самореализации,
способен свободно и осознанно осуществлять
выбор и нести ответственность
за него. Этим принципам соответствует
образ адаптивного человека - активного,
напористого, оптимистичного, самостоятельно
принимающего решения и управляющего
своей жизнью по своему усмотрению.
"Он может сам найти для себя
нормальные, здоровые способы удовлетворения
своих потребностей посредством
социально одобряемого
Методика
диагностики социально-
1.
Эмоциональный комфорт - спокойное,
уравновешенное состояние,
2. Самопринятие - человек понимает и ценит себя, хорошо относится к себе.
3. Принятие других - ладит с окружающими, устанавливает с ними теплые, добрые отношения, терпимый к людям.
4.
Интернальность - чувство контроля
над собственной жизнью, человек
активный, ответственный, способный
принимать решения и
5.
Доминирование в
6.
Адаптивность - интегральная характеристика,
включающая в себя
Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.
В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов.
Каждый из показателей рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для заключенных и взрослой выборки.
«Что вы знаете о себе» или выявление акцентуации характера» К. Леонгарда
Тест предназначен для выявления акцентуации личности. Теоретической основой теста является концепция «акцентуации личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. В случае яркой выраженности основные черты характера становятся акцентуациями характера.
Тест содержит 10 шкал, в соответствии с 10 выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет».
Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (сокращенный вариант).
Опросник
личностный. Предназначен для диагностик
ряда особенностей характера человека,
а также сферы его
Методика
предложена Н. Пезешкианом при сотрудничестве
X. Дайденбаха.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ WIPPF
Все описанные в этих шкалах способности или механизмы реагирования на конфликты являются конструктами, т.е. "принятыми или выявленными качествами, которые скрываются за воспринимаемыми текстовыми вопросами".
"Актуальные
способности являются
Актуальные способности являются "социальными и общественными нормами, переменными социализации..., ролевыми стабилизаторами..., групповыми признаками".
В психологической и медицинской литературе дается указание на такие конструкты, как чистоплотность, аккуратность, пунктуальность и пр. "особенно при нарушении поведения, психосоматических расстройствах, неврозах и психозах".
Предусмотрены
4 варианта ответов, которые при обработке
переводятся соответственно в следующие
баллы: да - 4 балла, скорее да - 3 балла, скорее
нет - 2 балла, нет - 1 балл. Каждому конструкту
на их полюсах соответствуют
В целях настоящего исследования не рассматривались такие шкалы как: «сексуальность-нежность», «любовь» и «вера, религия, церковь». Так как они не отражают степень социальной адаптации подростка с ограниченными возможностями.
С целью исследования социальной адаптации заключенные были опрошены по Анкете социальной адаптации.
Результаты анализа представлены в таблице 2.2:
Таблица 2.2
Анализ уровня социальной адаптации по методике «Анкета социальной адаптации»
Показатель | Общий критерий адаптированности | |||
Дезадаптация | Проблемная адаптация | Средний уровень адаптации | Высокий уровень адаптации | |
Число заключенных, % | 3 | 24 | 33 | 40 |
На основании
данной таблицы можно сделать
вывод о том, что в целом
исследуемая группа заключенных
характеризуется высоким и