Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа
Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.
Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………
Ход работы:
Притча «Кувшин»
Один старый учитель собрал своих учеников и задал вопрос: «Когда будет полон данный кувшин?», после чего он с осторожностью заполнил его булыжниками. Обратился учитель к аудитории с вопросом: «Полон ли сейчас кувшин?». Ученики ответили, что он полон. Тогда учитель поворотился к правой своей ноге, у которой была насыпана кучка гальки. Начал он заполнять кувшин галькой, когда закончил, опять обратился с тем же вопросом к аудитории. Ученики опять ответили, что кувшин полон. Тогда оборотился учитель к своей левой ноге, где лежал песок. Всыпал и всыпал учитель в кувшин песок, пока не убедился, что больше не получится его поместить в кувшин. Опять обратился мудрец к ученикам с тем же вопросом.
«Да, несомненно, он полон», - воскликнули в один голос ученики. «Нет», - ответил учитель, взяв в руки емкость с водой и начав вливать воду в кувшин.
«А
сейчас полон ли кувшин?» - спросил
учитель. В аудитории была
«Полон ли теперь кувшин?»
«Нет»… - ответили ученики.
«А-а! Теперь-то он полон», - ответил мудрый учитель.
Правила работы в группе:
1. Искренность в общении.
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа - это то место, где вы сможете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-либо вопроса - лучше промолчать.
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
3. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-либо проблемы с людьми, не участвующими в группе, а также с членами группы вне наших занятий. Лучше это делать непосредственно на занятиях.
4. Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем.
Если вы чувствуете, что не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что, то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму - воспользуйтесь этим принципом.
5. Каждый участник говорит за себя и от своего имени.
Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «Все так думают», «большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю... Я чувствую... Мне кажется...».
6. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
7. Определение сильных сторон личности.
Во время
занятий (в ходе упражнения или его
обсуждения) каждый из нас стремится
подчеркнуть положительные
8.
Недопустимость
При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься...», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения... Мне не нравится твой поступок...».
9. Общение между всеми участниками на «ты».
Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях. Если вам трудно сразу перейти на «ты», не торопите себя. Это может произойти к следующей встрече.
Визитная
карточка - это мини-представление
человека, она обычно содержит
информацию о профессии
Занятие № 2. Тема «Доверие»
Цель занятия: формирование доверительных отношений в группе
Задачи занятия:
Ход работы:
Упражнение "Три имени".
Цель: развитие саморефлексии.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени либо прозвища (например, как вас называли родственники, близкие друзья и др.). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Цель: активизация
мыслительной деятельности участников,
снятие психоэмоционального
Командированный
Одного
служащего отправили в
Вопрос: Кому он мог звонить?
Ответ: Соседу за стенкой, который храпел.
«Если бы данный человек был похож на дерево, то был бы…»
«Если данный человек был бы временем года, то был бы похож на…»
«С каким цветом ассоциируется данный человек?»
«Две строчки из песни, которые выражают этого человека» и др.
Участникам занятия предлагается написать обращение к самому родному и близкому человеку, которому, наверняка, ни разу не писали писем, - самому себе. Возможно, вы что-то хотите себе пожелать, обратиться к себе с теплыми и так необходимыми вам словами. После завершения работы необходимо с целью сплочения группы предложить желающим прочесть свои письма. Возможные вопросы тренера: «Какие чувства Вы испытывали, когда зачитывали ваше письмо?»
«Все ли, что желалось, Вы выразили в письме?»
«Было
ли трудно писать письмо к себе?»
и др.
Занятие № 3. Тема «Самооценка»
Цель занятия: оценка и корректировка самоотношения и представления о своей личности
Задачи занятия:
Ход работы:
Упражнение «Приветствие». На розданных стикерах участникам работы предлагается нарисовать свое настроение и рассказать о нем группе.
Предлагается оценить степень наличия (по 5-балльной шкале) в своей личности таких качеств, как вежливость, смелость, находчивость, организованность, честность, доброжелательность, решительность, настойчивость, конфликтность и пр. Групповое обсуждение. Рефлексия.