Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа
Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.
Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………
Представление
о возможности «переделывать» личность
путем дозировки карательно-
Ф.М.Гординец
и Н.Ю.Самарин считают, неприемлемой
идею сделать систему отбывания
наказания еще более
По
мнению психологов-пенитенциаристов,
на этапе конструирования
Помимо
наказания в рамках воспитательного
процесса к осужденным должны применяться
и некарательные меры - то, что
раньше принято было называть исправительно-трудовым
воздействием. В тоже время осужденный
помещается в уголовно-исполнительное
учреждение не для того, чтобы к
нему применили воспитательные меры
некарательного характера и, таким
образом, сделали его «лучше», а
воспитательные меры применяются к
нему в связи с тем, что он оказался
в уголовно-исполнительном учреждении
и, в результате этого, может стать
«хуже». Иными словами, будет вполне
достаточными оправданным, если, так
называемое, исправительное воздействие
будет запрограммировано не на социально-нравственную
«переделку» правонарушителя, а
хотя бы на частичное восполнение
социализационных недостатков (образование,
кругозор, профессиональная подготовка
и т.п.), а также на нейтрализацию
негативных личностных последствий
социальной изоляции - предотвращение
эффекта «призонизации» и стигматизации.
Именно понимание исправительно-
Акцент в работе с осужденными на оказании им особого рода социальной помощи соответствует потребностям сегодняшнего дня. Значительная часть контингента уголовно-исполнительных учреждений - лица, нуждающиеся в социальной поддержке: те, кому в свое время общество что-то не додало; те, для кого совершение преступления явилось закономерным результатом условий их жизни. Именно поэтому рассмотрение непосредственных задач исправительно-воспитательной деятельности в этом направлении не только разрешает вопрос о ее допустимости, но и позволяет говорить о целесообразности расширения ее масштабов. В частности, самого внимательного к себе отношения требует предложение о создании сети социально-психотерапевтических учреждений, специально предназначенных для реабилитационной работы с осужденными.
Поворот исправительной деятельности от «перековки» к оказанию социальной помощи предполагает добровольность участия осужденных в соответствующих программах. Принципу добровольности применительно к воспитательной работе ранее не придавалось особого значения, поскольку осужденного должны были исправлять и перевоспитывать, хотел ли он этого или не хотел.
Вынося
обвинительный приговор, суд исходит
их того, чтобы правонарушитель был
«свободен» в своем решении, т.е.
обладал всеми личностными
На
этом положении добровольности практикуемом
в демократических странах
Реализация
принципа добровольности, возможно, приведет
к тому, что некоторая часть
осужденных окажется вне сферы исправительно-
Следует
отметить, что в конце 80-х годов
и начале 90-х годов существенно
снизились возможности
С
исправлением и ресоциализацией
осужденных связано понятие
К
трудновоспитуемым относятся
Трудновоспитуемые осужденные неоднородны: у одних она может проявляться весьма специфично в поведении, поступках (обычно они являются дезорганизаторами деятельности колонии), у других это внешне не проявляется, чем они и вводят персонал учреждения в заблуждение.
В структуру личности трудновоспитуемого осужденного входят:
Глава
2. Экспериментальное
исследование социально-педагогической
помощи людям, готовящимся
к выходу из мест лишения
свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму.
В
рамках исследования в СИЗО было проведено
исследование уровня и возможностей
социально-психологической
Исходя из существующих классификации психопатических расстройств, большинство выявленных у осужденных аномалий психического склада можно расположить в рамках следующих состояний: эпилептоидные (возбудимые), шизоидные (экспансивные, эмоционально-тупые, сензитивные), гипертимные (с повышенной активностью), эмоционально-лабильные (неустойчивые, циклоидные), истероидные, психастеничные, паранойяльные.
Осужденным
с эпилептоидными психопатоподобными
проявлениями свойственны аффективная
взрывчатость, склонность к возникновению
злобно-тоскливого настроения с чувством
внутренней раздражительности, недовольство
окружающим. Такие реакции наблюдаются
под влиянием незначительных ситуационных
факторов и сопровождаются актами агрессии.
Подобные состояния часто служат
основой преступного поведения.
Главную роль при этом начинают играть
инстинктивные влечения и примитивные
эмоции, при которых ослабляется
контроль над собой, проявляется
несдержанность и элементы эксплозивности.
Преступные действия этих лиц отличаются
особой жестокостью и дерзостью,
причинением потерпевшим
Осужденные
с шизоидными психопатическими чертами
представляют смешанную группу, различающуюся
определенными признаками. Типичными
чертами этой категории лиц являются
внутренняя замкнутость, скрытность, отгороженность
от окружающих. В эмоциональной сфере
доминируют холодность, эмоциональное
отчуждение, отсутствие чувства сопереживания,
неспособность вжиться в
Отличительными
чертами осужденных, отнесенных к
категории эмоционально-тупых, является
выраженная бедность эмоциональной
сферы, которая нередко сочетается
с признаками умственной отсталости.
Примитивность интересов, отсутствие
адекватного осмысления окружающего,
замкнутость и отгороженность накладывают
отпечаток и на совершаемые ими
преступления — весьма циничные, внешне
немотивированные, злобные, с садизмом
и издевательствами над жертвой.
Раскаяние в содеянном и
Экспансивные
и эмоционально-тупые