Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа
Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.
Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………
Негативное отношение к власти формирует у осужденных готовность к агрессивному поведению, что должно учитываться при проведении лечения.
Примером клинического подхода может служить работа клиники психологического здоровья, открытой при пенитенциарии штата Мэриленд (1973).
Любой
заключенный, находящийся в кризисном
или предкризисном состоянии, включая
стремление к самоубийству может
обратиться в эту клинику. Для
заключенных и персонала
В отечественной психологии типичным является следование за европейскими пенитенциарно-правовыми взглядами. Например, Х.Р. Штельцер (1790) утверждал, что «цель наказания может быть только одна - исправление преступника, чтобы он по собственному почину перестал быть опасным для общественного спокойствия».
В.Ф.
Ушаков еще в 1770 году в работе «О
праве и цели наказания» предпринял
попытку раскрыть психологические
условия воздействия на преступника
наказания и доказывал, что важнейшим
средством является доведение преступника
до раскаяния. В дальнейшем А.П. Куницын
в работе «Право естественное» (1818)
утверждал, что целью наказания
должно быть исправление преступника
и предупреждение преступлений. А.И.
Галич, обосновывая необходимость
привлечения психологических
Эти тенденции отразились в «Своде учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных» (1832).
Н.М. Ядринцевым обоснована новая система, которая должна была объединить все лучшее в европейской практике. Эта система должна быть представлена в следующей последовательности:
1.
Предварительное
2.
Развитие самодеятельности, самовоздержания,
самовоспитания и самопомощи
при известной доле свободы,
т.е. воспитание
3.
Воспитание социальных и симпатических
инстинктов, основанное на рациональном
применении общения с
Идея
перевоспитания преступника (осужденных)
путем общественного
Проблема личности преступника, наказания и исправления велась в рамках антропоматериалистических ориентациях.
Следует отметить в подходе научного осмысления этой проблемы роль и влияние учения И.М.Сеченова о рефлекторной природе психики.
Он писал: «... целиком перекладывать вину за противоправное поведение на преступника нецелесообразно, т.к. это ожесточит его самого и общество против него. Правильнее было бы исходить из идеи, что виновен не только человек, но и обстоятельства, в которых он воспитывался... Здесь осуждение должно выступать уже не возмездием преступнику, вынесенным от лица общества, а стремлением этого общества помочь ему исправиться, осознать личностную вину и на этой основе сформировать другие рефлексы, другое нравственное поведение.
В
итоге меняется не оценка преступного
акта, который остается аморальным
поступком, а смысл наказания,
приобретающий аутентичность
Эти идеи получили развитие в трудах отечественных психиатров И.А. Сикорского и П.И. Ковалевского.
В
60-70-х ХIХ формируется
Важно
то, что проблема наказания стала
анализироваться в связи с
возможностями исправления
И хотя после него отечественная пенитенциарная система сохранила многие отпечатки феодальных признаков (разделение заключенных по сословному признаку, клеймение, применение орудий, причиняющих физические страдания). Но уже обсуждалась идея исправительно-воспитательного воздействия на заключенных: приобщение к труду, обучение и других.
С
1819 года в России к решению проблемы
«нравственного исправления преступника»
стали привлекаться члены попечительного
общества, преследовавшего цель
не только общественного контроля,
но и наставления их в правилах
христианского благочестия
Интерес Российской общественности к тюрьмам и заключенным пробудился публикациями Ф.М. Достоевского, В.К. Короленко, Н.Т. Чернышевского увидевших и переживших тюремные лишения, а также Л.Н. Толстого и М. Горького бывшими глашатаями своего времени.
На
парадоксы тюрьмы обращают внимание
Н.М. Ядринцев, П.Ф. Якубович. Последний
дал очень яркое социально-
Особой сферой научных интересов ученых является исправительный процесс в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Профессор Б.С. Утевский писал: «Многие принципы советской педагогики очень и очень трудно применять одновременно карая и воспитывая людей». Эту идею разделили В.М. Бехтерев, А.Я. Герд, Д.А. Дриль, П.И. Ковалевский, А.Ф. Кистяковский, П.Ф. Лесгафт и др.
Профессор Б.С. Утевский писал, что многие принципы советской педагогики очень и очень трудно применять одновременно карая и воспитывая людей.
Обосновалась идея исправления, а не устрашения преступников: Закон об исправительных приютах (1866), Закон о воспитательных заведениях (1909), внедрение в практику различных исправительных систем (семейной, казарменной, смешанной).
После февральской революции (1917 года) буржуазно-демократической революции в качестве главной задачи декладировались прогрессивные пенитенциарные новации - перевоспитание преступников, проявление к ним гуманности и неукоснительное соблюдение прав человека, попечение о дальнейшей судьбе лиц, отбывших наказание, улучшение подбора кадров. Однако на практике они не были реализованы.
После прихода в октябре 1917 года к власти большевиков, начиная с 1918 шла активная дискуссия о задачах наказания путем лишения свободы, о содержании исправления заключенного и его пределах.
В работах С. Бройде, М.Н. Гернета, С.В. Познышева, Б.С. Утевского, Ю.Ю. Бехтерева разрабатывались методики организации исправительного процесса.
Интересные
психолого-педагогические методы в
работе с несовершеннолетними
С.В. Познышев писал, что психология раскаяния преступника и психология раскаяния заключенного составляют две частные проблемы криминальной психологии, среди многих других подлежащих самому тщательному изучению.
Раскаяние всегда предполагает признание вины в совершенном преступлении. Человек может раскаиваться только в том, в чем действительно виноват. Может признавать вину, но и вовсе не раскаиваться.
Народные пословицы, относящиеся к совести.
О покаянии: - есть слезы - есть и совесть. - Упавшего не считай за пропавшего. - Лучше горькая правда, чем красивая ложь. - Признание - половина исправления. - Кайся да опять за то не принимайся. - Умел грешить - умей каяться. - Ошибся, что ушибся, вперед наука.
Сколь неизбежна власть твоя, гроза преступников, невинный утешитель. О, совесть! Наших дел закон и обвинитель, свидетель и судия. (В. Жуковский, 1814).
Покаяние
отражает следующую более высокую
ступень процесса воспитания у человека
чувства ответственности. По содержанию
раскаяние представляет собой, прежде
всего переживание осужденным чувства
стыда и угрызения совести. Такое
переживание имеет
Переживание осужденными чувства стыда и совести весьма ценны с психологической точки зрения, поскольку они становятся, по словам С.В.Познышева, механизмами, через которые общество воздействует на индивида.
Среди
представителей отечественной науки
еще сохраняется оптимизм относительно
исправительных возможностей уголовно-карательного
воздействия. Он базируется главным
образом на том, что в 20-30-е и 60-70-е
годы были предприняты серьезные
усилия в этом направлении в исправительно-
В
тоже время сегодня можно
Идею
о необходимости создания (или
сохранения) системы уголовно-правового
контроля, однозначно ориентированную
на исправление преступников, дезавуируют
аргументы чисто
В обществе тоталитарного типа такого рода проблем не возникает. Граждане в целом (не говоря уже о правонарушителях) являлись «человеческим материалом», который во имя светлой цели можно и должно было воспитывать, совершенствовать и перевоспитывать. Но демократическое государство не имеет право принудительно «улучшать» своих граждан. Единственное, что ему позволено в отношении гражданина (в том числе и преступника) - требовать соблюдения установленных законов. Не случайно, представители либерального направления западной криминологии выступают за то, чтобы «внутренняя свобода клиента тюремного учреждения оставалась такой же неприкосновенной, как и стены, которые его окружают». Это положение, несмотря на его категоричность, по существу, опровергнуть довольно трудно. Жизнь дает многочисленные примеры того, что социальная обоснованность уголовно-правовых запретов на определенном этапе общественного развития может оказаться весьма сомнительной. То, что еще совсем недавно считалось в нашей стране общественно опасным, например спекуляция, теперь предстает в ином свете, оценивается как нечто позитивное.
Пенитенциарист А. Усс считает, что однозначная ориентация пенитенциарной системы на исправление преступника не только может быть нереалистична, но и в определенном отношении опасна, т.к. она может легко перерасти в насилие над внутренней свободой, не позволяющей сохранить иной, отличный от поддерживаемого государством образ мыслей.
Названные
обстоятельства предопределяют необходимость
осторожного подхода к оценке
юридической значимости такой задачи,
как исправление и