Группа
делится на две подгруппы. Каждый
из участников должен побывать в роли
ведущего. Выдается зеркало ведущему,
смотря в которое он должен описать
себя, чем доволен в своей внешности,
а чем нет, как можно прочесть
эмоции по выражению своего лица. Потом
ведущий приглашает двоих людей,
от которых он должен получить своего
рода обратную связь, они, смотря одновременно
с ним в зеркало, описывают
ведущего. Рефлексия: «Что особенно сложно
было слушать о себе?», «Что в себе
вы до сих пор не можете принять?»,
«Что изменилось в вашем собственном
представлении о себе после данной
работы?» и др.
- Упражнение
«Я сегодня молодец, потому что …». Участника
предлагается по кругу закончить данную
фразу, похвалив себя. Рефлексия.
Занятие
№ 4. Тема «Ассертивное
поведение»
Цель
занятия: формирование уверенности
в себе.
Задачи
занятия:
- Обучение
понятиям «уверенный стиль поведения»
и «агрессивный стиль поведения»;
- Формирование
личностного смысла и значимости неагрессивного
поведения;
- Отработка
навыков ассертивного поведения.
Ход
работы:
- Создание
внутренней мотивации для работы по заданной
теме. Напоминание правил групповой работы.
- Упражнение
«Приветствие».
Цель
упражнения:
- формирование
доверительного стиля общения в процессе
налаживания контактов;
- создание
позитивных эмоциональных установок на
доверительное общение.
Участники
садятся в круг и по очереди
приветствуют друг друга обязательно
подчеркивая индивидуальность партнера,
например: "Я рад тебя видеть, и
хочу сказать, что ты выглядишь великолепно"
или "Привет, ты как всегда энергичен
и весел". Можно вспомнить о
той индивидуальной черте, которую
сам человек выделил при первом
знакомстве (см. упражнение "Ассоциации")
Участник может обращаться ко всем
сразу или к конкретному человеку.
Во время этой психологической разминки
группа должна настроиться на доверительный
стиль общения, продемонстрировать
свое доброе отношение друг к другу.
Ведущему следует обращать внимание на
манеры установления контактов. На занятие
отводится 10-15 минут. По его окончании
ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные
участниками, и демонстрирует наиболее
продуктивные способы приветствий.
- Ролевая игра
«Хамство». Цель упражнения – осознание
малой эффективности агрессивного поведения
в конфликтной ситуации, создание внутренней
мотивации к усвоению навыков уверенного
поведения.
В инструкции
сообщается, что все участники
будут готовиться к переговорам
в конфликтной ситуации от имени
группы или от себя лично, а затем
после подготовки один из них (кто -
они определяют сами) осуществит реальное
взаимодействие с представителем из второй
группы, реализующей другую роль во взаимодействии.
Возможные
варианты типов коммуникаций:
- педагог -
родитель;
- руководитель
- подчиненный;
- осужденный-осужденный
и др.
Затем
для групп (каждой в отдельности) выдается
информация, необходимая для освоения
роли и подготовки к взаимодействию.
Необходимость
выработки согласованного группового
решения, обусловленного предстоящим
ответственным представительским
выступлением одного из участников, приводит
в группе к "мышлению вслух", что
дает экспериментатору и наблюдателям
возможность изучать в динамике
весь процесс проявления и развития
отношений, выработки, реализации, анализа
оснований и коррекции решений
(при хороших условиях желательна
видеосъемка для последующего анализа
всей группой).
Этапы
упражнения:
1-й этап.
Обсуждение исходной информации
и принятие согласованного решения
о стратегии будущего взаимодействия;
выдвижение фигуры для реального
контакта.
2-й этап.
Реализация избранной стратегии
во взаимодействии (в присутствии
каждой из сторон остальных
участников эксперимента, но без
их вмешательства в акт взаимодействия).
3-й этап.
Прерывание (прекращение) взаимодействия
и возвращение к обсуждению в группах.
Анализ и коррекция действий сторон вплоть
до замены исполнителей.
4-й этап.
Возвращение к взаимодействию
после группового обсуждения
и коррекции стратегий (тактик).
При необходимости 3-й и 4-й
этапы могут повторяться до
тех пор, пока участники не
сочтут задачу решенной.
5-й этап.
Совместное (экспериментатор и обе
группы участников) обсуждение хода
и результатов взаимодействия.
- Упражнение
«Неуверенные, уверенные и агрессивные
ответы». Цель упражнения:
- формирование
адекватных реакций в различных ситуациях;
- изучение
различий между уверенными, неуверенными
и агрессивными формами поведения.
Каждому
члену группы предлагается продемонстрировать
в заданной ситуации неуверенный, уверенный
и агрессивный типы ответов. Ситуации
можно предложить следующие:
- Друг разговаривает
с вами, а вы хотите уйти.
- Ваш товарищ
устроил вам встречу с незнакомым человеком,
не предупредив вас.
- Люди, сидящие
сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким
разговором.
- Ваш сосед
отвлекает вас от интересного зрелища,
задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
- Приятель
говорит, что ваша прическа не соответствует
вашему внешнему виду.
- Друг просит
вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую
вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным,
не совсем ответственным и др.
Для каждого
участника используется только одна
ситуация. Можно разыграть данные
ситуации в парах. Группа должна обсудить
ответ каждого участника. На упражнение
отводится 40-50 минут.
- Упражнение
«Последняя встреча». Цель упражнения
– совершенствование коммуникативной
культуры.
Представьте
себе, что занятия уже закончились,
и вы расстаетесь. Но все ли вы успели
сказать друг другу? Может быть вы
забыли поделиться с группой своими
переживаниями? Или есть человек, мнение
которого о себе вы хотели бы узнать?
Или вы хотите поблагодарить кого-либо?
Сделайте это "здесь и теперь".
Занятие
№ 5. Тема «Я и другие».
Цель
занятия: осознание индивидуального
типа межличностных взаимоотношений.
Задачи
занятия:
- Осознание
индивидуального коммуникативного стиля;
- Формирование
представления о стиле поведения в конфликтной
ситуации и возможностях его корректировки.
Ход
работы:
- Создание
внутренней мотивации для работы по заданной
теме.
- Упражнение
«Мой первый день без лишения свободы».
Участникам предлагается представить
и нарисовать свой первый день без лишения
свободы. Вопросы тренера: «Кто тебя будет
встречать?», «Что может огорчить тебя
в этот день?», «С какими людьми ты хотел
бы увидеться именно в этот день?», «Самое
желанное занятие в этот день?», «Будут
ли похожи все последующие дни твоей жизни
по настрою на этот день?» и др.
- Упражнение
«Стиль общения». Цель упражнения – актуализация
предпочитаемого поведения в общении.
Работа предполагается в тройках. Предлагается
три роли: роль активного оратора, роль
внимательного слушателя, роль человека,
вмешивающегося в разговор двоих. Каждый
из участников любой подгруппы должен
побывать в каждой из предложенных ролей
и определить свой типичный стиль поведения
в общении. Обсуждение.
- Проведение
психодиагностической процедуры с последующей
интерпретацией и обсуждением индивидуальных
результатов. Предлагается проведение
теста Томаса с целью оценки стиля поведения
в конфликтных ситуациях (Приложение 2).
- Рефлексия-упражнение
«Подведение итогов работы по развитию
навыков самопознания». В конце занятия
подводятся общие итоги.
Началу
дискуссии предшествует обмен вопросами-ответами,
список вопросов составляется группой.
Примерный список вопросов:
В чем
для меня выражаются затруднения
самопознания, самовосприятия?
Какие
слова или словосочетания я говорю
себе при этом?
Что
я при этом испытываю?
Что
препятствует мне самореализоваться?
Предлагается
избегать повторений и чрезмерно
обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов,
речевых штампов, стереотипных высказываний.
При ответах возможны встречные
проясняющие вопросы:
Что
именно ты имеешь в виду?
Какие
проявления ты подразумеваешь?
Занятие
№ 6. Тема «Жизненные
цели».
Цель
занятия: актуализация стиля поведения
в достижении личностных целей или задач.
Задачи
занятия:
- актуализация
основных жизненных целей и потребностей;
- осознания
собственных перспектив;
- актуализация
стиля поведения в достижении определенных
целей.
Ход
работы:
- Создание
внутренней мотивации для работы по заданной
теме.
Упражнение
«Мое состояние». Цель упражнения - стимулирование
активности участников. Участникам предлагается
выбрать одну карточку из трех представленных
видов. На данной карточке предварительно
указав имя, необходимо описать свое
актуальное состояние или настроение.
Обсуждение по кругу.
- Упражнение
«Линия жизни». Цель упражнения – определение
своего психологического возраста
и оценка возможных жизненных перспектив.
Каждому из участников предлагается оценить
где он находится сейчас на «линии жизни»,
записав при этом то, что с собой должно
принести будущее. Обсуждение по кругу.
- Упражнение
«Построение домов». Цель упражнения
– актуализация стиля поведения в достижении
определенных жизненных задач. Участники
делятся на подгруппы в соответствии с
цветом выбранной в начале дня карточки.
Каждой группе выдается необходимый материал
для работы: ватман, фломастеры, краски,
скотч, клей, ножницы. Каждой подгруппе
необходимо сделать дом, каким они себе
его представляют. На выполнение задания
отводится 30 минут. После выполнения задания
проводится обсуждение по следующим тематикам:
- Описание
дома, кто в этом доме живет;
- Степень участия
каждого члена подгруппы в совместной
работе;
- Пути достижения
взаимопонимания в процессе групповой
работы.
- Рефлексия
«Это занятие было мне полезно, потому
что…..». Обсуждение по кругу.
Занятие
№ 7. Тема «Ценности».
Цель
занятия: осознание личностной значимости
определенных сфер жизни и влияние противоправных
поступков на качество будущей жизни.
Задачи
занятия:
- Восприятия
своего жизненного пути, как процесс совершения
выбора;
- Осознание
отношения к социальным запретам;
- Формирование
индивидуальной ценностной иерархии.
Ход
работы:
- Создание
внутренней мотивации для работы по заданной
теме. Упражнение «Вехи моей судьбы». Участникам
предлагается описать свой жизненный
путь, выделив важные события своей жизни,
как положительного, так и отрицательного
характера, которые имели огромное влияние
на становление личности. Обсуждение.
- Упражнение
«На перроне». Цель упражнения – осознание
ведущих личностных потребностей.
Перед данным упражнением желательно
провести релаксационную методику. В медитативном
состоянии участникам предлагается представить
такую картину: прибывает поезд. На перроне
столпилось много людей. Вот поезд остановился.
Из поезда выходит человек, он примерно
вашего возраста. Вы его отчетливо видите:
как он одет, что он держит в руках, выражение
его лица. Далее, каждому человеку предлагается
зарисовать того человека, которого они
видели. В обсуждении необходимо остановится
на вопросах: «Кто ждет этого человека?»,
«Чем занимается в жизни данный человек?»,
«Его возможные неудачи и их причины»
и др.
- Упражнение
«Табу». Цель упражнения – помочь участникам
понять, как они относятся к разного рода
запретам и ограничениям с учетом их судимостей.
Ведущий ставит в центре круга небольшую
шкатулку или коробочку, в которой лежит
неизвестный предмет. «Та лежит то, что
нельзя», - говорит ведущий. Затем он
предлагает каждому как-то проявить себя
в отношении этого предмета. Участники
могут вставать или оставаться на месте,
выражая отношение мимикой или жестами;
они могут подходить к шкатулке, брать
ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый
поступает так, как считает это нужным.
Даже если кто-то останется на месте, ничего
не предпринимая, - это тоже будет способом
реагирования на ситуацию. При выполнении
упражнения важно помнить, что это упражнение
действия, а не объяснений, поэтому, если
кто-то будет пытаться просто рассказать
словами о своей позиции, задача ведущего
побудить его «показать» свое отношение.
- Упражнение
«Ценности». Участникам раздают по шесть
листочков и предлагают на каждом из них
написать то,- что для них ценно в этой
жизни. Затем листочки ранжируются таким
образом, чтобы самое ценное оказалось
на самом последнем листочке» Ведущий
предлагает представить себе, что случилось
что-то страшное и из жизни исчезла та
ценность, которая написана на первой
бумажке. Нужно смять и отложить бумажку
и осознать как теперь без этого живется.
Зато то же самое происходит с каждой ценностью
по порядку. Каждый раз предлагается обратить
внимание на внутреннее состояние после
потери ценности.Затем ведущий объявляет,
что произошло чудо и появилась возможность
вернуть любую из ценностей, можно выбрать
одну из смятых бумажек. И так шесть раз.
Затем предлагается осознать, что произошло,
можно добавить какие-то ценности и посмотреть,
сохранился ли прежний порядок ранжирования.
Упражнение выполняется под медитативную
музыку, большое значение имеют интонации
и голос ведущего, произносимый текст
должен быть простым и гладким. Упражнение
провоцирует возникновение очень глубоких
переживаний. Обстановка во время его
проведения должна быть предельно безопасной
— не должно быть лишних звуков, никто
не должен входить в помещение, участники
не должны мешать друг другу (их можно
рассадить на комфортное расстояние друг
от друга). Прежде чем проводить это упражнение
в группе, ведущий должен получить опыт
его проведения и оценить его глубину.
В конце упражнения проводится обсуждение.
Упражнение даёт возможность участникам
осознать и почувствовать важность построения
собственной иерархии ценностей.
- Задание каждому
участнику подготовить список, в котором
нужно многократно завершить незаконченное
предложение "Я уже никогда...". Цель:
осознание окончательности, бесповоротности
выбора, в том числе в отношении здоровья.
Выбор как отражение личности (акт личности)
в достижении цели.
- Рефлексия.