Занятие
№ 8. Тема «Ресурсы».
Цель
занятия: осознание важности собственной
активности в достижении личностных целей
или задач.
Задачи
занятия:
- Осознание
важности социальных связей;
- Актуализация
личностных потребностей;
- Нахождение
личностных качеств, которые воспринимаются
как ресурсы для достижения определенных
задач.
Ход
работы:
- Создание
внутренней мотивации для работы по заданной
теме. Мозговой штурм «Что помогает человеку
в трудные минуты» или «Портрет успешного
человека». Групповое обсуждение, нахождение
общего с личностью каждого участника.
- Лекционная
часть «Мотивация человека к достижению
целей» (потребности человека, тип локуса
контроля личности) (Приложение 3).
- Упражнение
"4 шагов". Смысл упражнения — повысить
готовность участников выделять приоритеты
при планировании своих жизненных и профессиональных
перспектив, а также готовность соотносить
свои профессиональные цели и возможности.
Игра может проводиться как в круге (для
6—12 участников). Среднее время на игру
— 30—40 минут. Процедура включает следующие
этапы:
1. Ведущий
предлагает группе определить
какую-либо интересную профессиональную
цель, например, оформиться на интересную
работу, а может даже — совершить
в перспективе что-то выдающееся
на работе. Эта цель, так как
ее сформулировала группа, выписывается
на доске (или на листочке).
2. Ведущий
предлагает группе определить, что
за воображаемый человек должен достичь
эту цель. Участники должны назвать его
основные (воображаемые) характеристики
последующим позициям: пол, возраст (желательно,
чтобы этот человек был сверстником играющих),
материальное положение, социальный статус,
наличие социально-важных связей. Это
все также кратко выписывается на доске.
3. Каждый
участник на отдельном листочке
должен выделить основные пять этапов
(пять шагов), которые обеспечили бы достижение
намеченной цели. На это отводится примерно
5 минут.
4. Далее
все делятся на микрогруппы
по 3—4 человека.
5. В
каждой микрогруппе организуется
обсуждение, чей вариант этапов
достижения выделенной цели наиболее
оптимальный и интересный (с учетом особенностей
обозначенного выше человека). В итоге
обсуждения каждая группа на новом листочке
должна выписать самые оптимальные пять
этапов. На все это отводится 5—7 минут.
6. Представитель
от каждой группы кратко сообщает
о наиболее важных пяти этапах,
которые выделены в групповом
обсуждении. Остальные участники могут
задавать уточняющие вопросы. Возможна
небольшая дискуссия (при наличии времени).
7. При
общем подведении итогов игры
можно посмотреть, насколько совпадают
варианты, предложенные разными
микрогруппами (нередко совпадение
оказывается значительным). Также в
итоговой дискуссии можно оценить совместными
усилиями, насколько учитывались особенности
человека, для которого и выделялись, пять
этапов достижения профессиональной цели.
Важно также определить, насколько выделенные
этапы (шаги) реалистичны и соответствуют
конкретной социально-экономической ситуации
в стране, т.е. насколько общая ситуация
в обществе позволяет (или не позволяет)
осуществлять те или иные профессиональные
и жизненные мечты.
Вполне
возможно проведение данного игрового
упражнения и по другим процедурным схемам.
К примеру, сначала каждый выделяет пять
этапов на своих листочках, затем 2—3 желающих
выходят к доске и выписывают свои предложения,
после чего в общем, обсуждении рассматриваются
по порядку этапы, выписанные этими участниками
и выделяется наиболее оптимальный вариант.
- Упражнение
«Приятно слышать». Цель: активация взаимодействия
в группе. Предлагается подумать, что бы
такое приятное каждый из них хотел бы
сейчас услышать. Далее первый участник
шепотом говорит свое желание второму,
только в форме обращения или предложения
от себя. Например: «Вкусно пообедать»…..
Второй участник передает слово в слово
обращение первого и высказывает в той
же форме сове желание. Третий участник
передает по очереди обращение первого
и второго, после высказывается сам. И
так – по кругу. В результате каждый услышит
то, что желает сам слышать в данный момент.
Занятие
№ 9. Тема «Ценность
семейной жизни».
Цель
занятия: осознание личностной значимости
семейной жизни.
Задачи
занятия:
- Осознание
личных ресурсов для построения семейной
жизни;
- Формулировка
цели создания семьи.
Ход
работы:
- Создание
внутренней мотивации для работы по заданной
теме. Мозговой штурм на тему «Что такое
семья?». Обсуждение.
- Упражнение
«Образ идеального и реального себя и
партнера». Участникам предлагается заполнить
специальные бланки, где необходимо будет
описать качества присущие идеальному
и реальному себе и партнеру. После чего
списки сравниваются, находятся общие
моменты, которые могут выступать в
роли сближающих факторов, а также определяются
«слабые места» в описании себя и личности
партнера. Обсуждение.
- Упражнение
«Противоречие самооценки». Цель
упражнения – оценка ожиданий от других
людей. Для проведения этого эксперимента
участникам предлагается немного пофантазировать
и представить себе, что есть такой специалист
в области психологии (ну просто чародей),
который способен по желанию клиента помочь
ему приобрести такие личностные качества,
которые клиенту кажутся необходимыми
и недостающими. Речь идет только и исключительно
о личностных качествах, и ни в коем случае
не о вещах. Т.е. только о внутренне присущих
человеку характеристиках, а не о чем-то
внешнем. Участникам предлагается немного
поразмышлять и составить для себя список
таких качеств, формирование которых они
бы заказали этому чародею. Ведущий занятие
далее сообщает, что представляемый специалист,
как всякий честный профессионал, предупреждает
своих клиентов о том, что его возможности
велики, но не безграничны, и, учитывая
большое число желающих, он, чтобы никого
не обидеть, предлагает каждому участнику
заказать только одно качество из их списка.
Участникам предлагается выбрать из своего
списка какое-то одно качество, скорее
всего самое значимое или самое необходимое
в данный момент жизни, и, написав его на
отдельном листочке, передать ведущему.
После этого участникам сообщается, что
есть еще одно предупреждение для желающих
приобрести новые или усилить, улучшить
недостаточно развитые качества. Дело
в том, что для их эффективного функционирования
обычно важно, чтобы ближайшее окружение
тоже некоторым образом изменилось. Т.е.
участники могут "заказать" и эти
изменения своему ближайшему окружению
(обычно имеются в виду родственники или
соседи по дому, или одногруппники, или
члены одной компании и т.п.). Предлагается
также не спеша составить список,
а затем из него выбрать одно самое необходимое
качество и, написав его на отдельном листочке,
передать ведущему. После этой процедуры
ведущий выписывает на доске "заказы"
из первой стопки и напротив - "заказы"
из второй. Далее важно сравнить эти два
списка качеств. Чаще всего участники,
переживая свои внутренние напряжения
и некоторые дефициты (на это прямо указано
в инструкции), стремятся приобрести качества,
характеризующие сильную личность. В то
время как окружению желают быть помягче,
потолерантнее. В обсуждении этого соотношения
важно подчеркнуть, что человек, которому
открыты его собственные дефициты, стремится
их компенсировать и стать существенно
сильнее, но при этом другому он может
быть представлен именно как достаточно
жесткий, ведь другому неведомы те трудности
и напряжения, которыми наполнен внутренний
мир человека.
- Упражнение
«Ищу друга». Цель: развитие творческих
способностей, проявлению индивидуальности,
определить уровень притязаний участников
группы в межличностных отношениях. Участникам
дается задание: составить текст объявления
в газету под заголовком «Ищу подругу».
В нем необходимо в краткой и оригинальной
форме написать то, чем вы могли бы заинтересовать
другого человека, обратить внимание его
на себя, подчеркнув свою индивидуальность,
и каким хотели бы видеть друга.
- Рефлексия.
Занятие
№ 10. Тема «Мир эмоций».
Цель
занятия: формирование навыков оценки
собственного эмоционального состояния
и состояния других.
Задачи
занятия:
- Развития
умения отслеживать и описывать собственное
эмоциональное состояние и состояние
других, как фактора успешной коммуникации;
- Осознание
чувства ответственности;
- Обучение
некоторым навыкам эмоциональной саморегуляции.
Ход
работы:
- Упражнение
«Меня тревожит…». Необходимо вспомнить
и описать те ситуации, которые вызывают
чувство тревоги. Обсуждение.
- Упражнение
«Угадай эмоцию». Выбирается ведущий,
который изображает определенную эмоцию.
Группа анализируя жесты, мимику данного
человека, должна догадаться, что за эмоцию
изображает данный человек. Обсуждение
важности прочтения эмоционального состояния
других людей, как фактора взаимопонимания
в общении.
- Упражнение
«Ответственность» (незаконченные предложения).
Цель упражнения: помочь почувствовать,
что означает чувство ответственности,
за себя или за других. Предложения записываются
под диктовку; во время паузы участники
должны эти предложения закончить; наиболее
верна первая реакция; если какое-то предложение
не подходит, его можно пропустить; в конце
дается немного времени для того, чтобы
все завершить.
- Быть
ответственным для меня означает...
- Некоторые
люди более ответственны, чем
другие, - это люди, которые...
- Безответственные
люди - это...
- Свою
ответственность к другим людям
я проявляю через...
- Вид
ответственности, который, как
я чувствую, более тяжел для
меня - это...
- Ответственного
человека я узнаю по...
- Чем
сильнее моя ответственность,
тем больше я...
- Я побоялся
бы нести ответственность за...
- Быть
ответственным по отношению к
самому себе - это...
- Я несу
ответственность за...
Проводится
обсуждение в парах и в кругу.
Ведущий помогает участниками прояснить
их точки зрения и осознать степень
своей ответственности за свои чувства,
мысли, поступки. При проведении обсуждения
можно дать участникам почувствовать
достоинства и недостатки двух позиций:
"ответственности за других" и
"ответственного отношения к другим".
Приведенная ниже таблица поможет
ведущему сориентироваться в этом вопросе.
Когда
я чувствую ответственность за других
Я...
- исправляю
- защищаю
- спасаю
- контролирую
- перенимаю
их чувства
- не слушаю
Я чувствую...
- усталость
- тревогу
- страх
- неуравновешенность
Я беспокоюсь
о
- решении
- деталях
- ответах
- обстоятельствах
- том, чтобы
не ошибиться
- исполнении
Я верю,
моего присутствия с другим человеком
достаточно
Я помощник/проводник
, т.е. сопровождаю другого
Я думаю,
человек сам отвечает за себя и
за свои поступки
Я могу
доверять и принимать людей такими,
какие они есть.
- Упражнение
"Включение позитивной мотивации".
Цель упражнения - отработка навыков проявления
эмоций, способствующих процессу адаптации.
Тренер предлагает участникам занять
удобное положение, закрыть глаза и расслабиться;
сосредоточиться на своих ощущениях. Далее
тренер задает вопрос для всех: «Что делает
вашу жизнь интересной (радостной, творческой
и т.п.)? Что является «спусковым крючком»
для возникновения интереса (радости,
творчества и т.п.) в вашей жизни?». Через
некоторое время (5-7 минут), даваемое для
индивидуальной визуализации заданной
темы и выхода из состояния расслабленности,
тренер предлагает участникам обсудить
в группе результаты.
- Упражнение
«Без маски». В центре круга находится
стопка карточек. Участники по очереди
берут по одной и сразу продолжают фразу,
начало которой написано на листочке.
Особенно
мне нравится, когда люди, окружающие
меня…
Чего
мне иногда по-настоящему хочется, так
это…
Особенно
меня раздражает то, что я …
Знаю,
что это очень трудно, но я…
Верю,
что я еще…
Когда
я был маленьким, я часто…
Мои
друзья редко…
Иногда
люди не понимают меня, потому что я…
Я
просто счастлив, когда…
Я хочу,
чтобы на день рождения…
Мне
очень трудно забыть, но я…
Мне
бывает стыдно, когда я…
Мне
особенно приятно, когда меня…
Что
меня больше всего раздражает, так
это…
Думаю,
что самое важное для меня…
Я
чувствую себя неуверенно, если…
Единственное,
что могло бы совершенно изменить
мою жизнь это…
Я
давно мечтаю о том, что я…
Очень
часто меня пугает…
Занятие
№ 11. Тема «Мои профессиональные
предпочтения».
Цель занятия: Определение профессиональных
предпочтений и склонностей.
Задачи
занятия:
- Актуализация
представление о себе, как о субъекте определенной
трудовой деятельности;
- Изучение
профессиональных склонностей.
Ход
работы:
- Создание
внутренней мотивации для работы по заданной
теме. Упражнение «В детстве я мечтал стать».
Цель упражнения: формирование в группе
доверительных отношений, пробуждение
интереса к теме профессионального самоопределения.
Каждому участнику в течении трех минут
предлагается написать на карточке, кем
он хотел быть в детстве и почему. Затем
анонимные карточки сдаются ведущему,
который их перемешивает и вновь раздает
участникам в случайном порядке. Каждый
участник должен "вжиться" в полученный
образ неизвестного автора, зачитать написанное,
предположить, изменилось ли его мнение
сейчас, когда он встал взрослее. Если
изменилось, то почему? Остальные участники
внимательно слушают, задают вопросы.
- Изучение
профессиональных предпочтений с помощью
тестовой методики «Профессиональные
предпочтения» Голланда.
- Рефлексия
результатов данного тренингого дня.
Занятие
№ 12. Тема «Пути поиска
рабочих мест».
Цель
занятия: осознание личностных возможностей
в поиске мест трудовой занятости.