Анализ финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Цель написания данной курсовой работы заключается в анализе изучения
финансовых результатов ОАО «Кунгурский Машиностроительный Завод», а так же выявление путей повышения эффективности использования.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

Работа состоит из  1 файл

Analiz_fin_rezultatov_OAO_KMZ_1.doc

— 1.90 Мб (Скачать документ)

 

Анализируя динамику видов прибыли организации ОАО «КМЗ» валовая прибыль в 2010 году снизилась на 69 379 тыс. руб. или на 33%, прибыль от продаж снизилась на 23 728 или на 60%. Снижение произошло за счет увеличения прочих расходов и процентов к уплате в 2010 году. Следует отметить, что выручка от продаж возросла на 402 024 тыс. руб. или на 36%. Это говорит о том, что предприятие нарастило объемы производства, а так же увеличило цены на продукцию.

Прибыль до налогообложения в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 29 937 тыс. руб. или на 95%. Это говорит о том, что на прибыль до налогообложения в большей степени повлиял такой показатель как управленческие расходы, так как этот показатель в 2010 году уменьшился.

Результаты структурного анализа показывают, что в отчетном периоде доля прибыли от продаж снизилась на 70%, доля валовой прибыли снизилась на 50%, что является отрицательным фактором. В свою очередь доля до налогооблагаемой прибыли увеличилась на 43%, а доля чистой прибыли увеличилась на 5%, что является положительным фактором.

Финансово-хозяйственная деятельность организации организована рационально, если между темпами прироста составляющих прибыли и выручки от продаж имеет  место отношение:

Выполнение этого условия свидетельствует  о повышении в целом уровня финансово-хозяйственной деятельности, о рациональном использовании ресурсов организации. По данным балансовой отчетности это условие невыполнимо, необходим более глубокий анализ динамики финансовых результатов и выявления факторов, отрицательно влияющих на их динамику.

 

2.3 Анализ влияния факторов на прибыль

 

      Для проведения  анализа влияния факторов на  прибыль сначала проведем анализ  прибыли за период с 2009 –  2010г.г. в таблице 11.

Таблица 11. – Анализ прибыли ОАО «КМЗ»

 

 

Наименование показателя

 

 

2009 г.

 

 

2010 г.

 

Откл. (+,-)

Уровень в % к выручке  в базисном

периоде

Уровень в % к выручке  в отчетном

периоде

 

Откл. уровня

 

Выручка

1099112

1501136

402024

100

100

-

Себестоимость продаж

889568

1360971

471403

80,94

90,66

9,73

Валовая прибыль (убыток)

209544

140165

-69379

19,06

9,34

-9,73

Коммерческие расходы

74867

22854

-52013

6,81

1,52

-5,29

Управленческие расходы

95393

101755

6362

8,68

6,78

-1,90

Прибыль (убыток) от продаж

39284

15556

-23728

3,57

1,04

-2,54

Проценты к уплате

21367

14746

-6621

1,94

0,98

-0,96

Прочие доходы

58926

88570

29644

5,36

5,90

0,54

Прочие расходы

45410

28010

-17400

4,13

1,87

-2,27

Прибыль (убыток) до налогообложения

31433

61370

29937

2,86

4,09

1,23

Текущий налог на прибыль

2687

1874

-813

0,24

0,12

-0,12

Чистая прибыль (убыток)

28613

41078

12465

2,60

2,74

0,13


Анализ прибыли ОАО «КМЗ»  показал, что чистая прибыль в 2010 году увеличилась по  сравнению  с 2009 годом на 12 465 тыс. руб. за счет таких факторов, как увеличение такого фактора как «Себестоимость продаж» на 9,73 %, повлияло на уменьшение  валовой прибыли, соответственно, на 9,73 %.

Так же большое влияние оказал такой  фактор как «Проценты к уплате», который уменьшился на 6 621 тыс. руб., также его доля по отношению к выручке от продаж уменьшилась на 0,96%.

Такой фактор как «Управленческие  расходы» увеличился в отчетном году на 6 362 тыс. руб., но их доля к выручке от продаж по отношению к 2009г. уменьшилась на 1,90%.

Такой фактор как «Текущий налог  на прибыль» в 2010г. уменьшился на 813 тыс. руб. и его доля к выручке от продаж также уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 0,12%.

Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги:

1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации — это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным годом в среднем на 7%.

Тогда индекс цены:    

 

Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:

Следовательно, выручка от продажи  продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом увеличилась за счет роста цены на 98 205 тыс. руб.

А увеличение количества реализуемой продукции привело к увеличению  выручки в отчетном периоде на 303 819 тыс. руб., общий же прирост выручки 402 024 тыс. руб. получился за счет повышения цен на 7%.

Расчет влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

То есть прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 7% привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 3 535,4 тыс. руб.

Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)».

Влияние на сумму прибыли от продажи (Пп) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

где - изменение прибыли от продаж под влиянием фактора «количества проданной продукции»;

- соответственно выручка от продажи в отчетном и базисном периодах;

       - показатель, изменении выручки от продажи под влиянием цены;

- рентабельность продаж в  базисном периоде 

Для анализируемой организации:

Таким образом, влияние получилось положительным, т.е. в результате увеличения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи увеличилась на 10 938 тыс.руб., потому что на выручку помимо цены влияет и количество реализуемой продукции (товаров).

2. Расчет влияния фактора «Себестоимость  проданной продукции» осуществляется  следующим образом:

где - соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах

Здесь при анализе нужно быть внимательнее, так как расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Если мы посмотрим в таблицу 2, то увидим, что себестоимость в отчетном периоде увеличилась на 471 403 тыс.руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи увеличился на 9,8%. Поэтому экономия привела к уменьшению суммы прибыли от продажи на 147 111 тыс.руб.

3. Расчет влияния фактора «Коммерческие  расходы»

Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:

где - соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах

Таким образом, перерасход по коммерческим расходам в отчетном периоде и понижение их уровня на 5,3% привели к увеличению суммы прибыли от продажи на 79 560, 2 тыс. руб.

4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»

где - соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах

Это означает, что увеличение по управленческим расходам в отчетном периоде по сравнению с прошедшим и понижение их уровня на 1,9 % уменьшил сумму прибыли на 28 521 тыс. руб.

Остальные показатели — факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные — не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.

Влияние фактора определяется по колонке 4 в таблице 2 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

Влияние факторов от прочей деятельности и фактор «Текущий налог на прибыль»:

  1. Проценты к уплате:  6 621 тыс. рублей;
  2. Прочие доходы: 29 644 тыс. рублей;
  3. Прочие расходы: 17 400 тыс. рублей;
  4. Текущий налог на прибыль: 813 тыс. рублей.

Рассчитаем коэффициент соотношения доходов и расходов организации. Он определяется как отношение:

 

Этот коэффициент должен быть больше 1. Тогда деятельность предприятия является эффективной. В противном случае - не эффективной. Если коэффициент равен 1, то предприятие не получило ни прибыли, ни убытка, что также не может считаться эффективной работой.

 

2.4 Факторный анализ рентабельности организации    

Третьей составляющей понятия «результативность» являются показатели прибыльности или рентабельности.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (Rn) — это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

1. Влияние изменения выручки от продажи на :

где - отчетная и базисная выручка;

- отчетная и базисная себестоимость;

- отчетные и базисные коммерческие расходы;

- управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

2. Влияние изменение себестоимости продажи на :

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж :

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж :

Совокупное влияние факторов составляет:

Рентабельность продаж отчетного периода снизилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 2,54%.

2.5 Сводная система показателей  рентабельности организации

 

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовые результаты и их компоненты.

Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность ( ), которую еще принято называть рентабельность активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на 1 рубль своего имущества.

Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающим увеличение стоимости активов, т.е. ускоренной оборачиваемости активов (ресурсоотдачей). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста балансовой (до налогообложения) рентабельности.

Рассмотри показатели, характеризующие  прибыльность (рентабельность) организации  ОАО «КМЗ» в таблице 12.

Таблица 12. - Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)

 

Показатели

 

2008 г.

 

2009 г.

 

2010 г.

Отклонения 2010 г. 

к 2008 г.

к 2009 г.

Рентабельность продаж

3,07

3,57

1,04

-2,03

-2,53

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

3,51

2,86

4,09

0,58

1,23

Чистая рентабельность

0,76

2,60

2,74

1,98

0,14

Экономическая рентабельность

1,01

3,33

7,05

6,04

3,72

Рентабельность собственного капитала

13,45

39,02

35,9

22,45

-3,12

Валовая рентабельность

18,44

19,07

9,33

-9,11

-9,74

Затратооотдача 

3,2

3,7

1,05

-2,15

-2,65

Рентабельность перманентного  капитала

13,08

38,32

35,35

22,27

-2,97


 

Имеет ли значение для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, то за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов? Безусловно, имеет. Потому, что у разных организаций неодинаковы возможности повышения рентабельности продаж или увеличения объема реализации.

Информация о работе Анализ финансовых результатов