Аудит финансовых результатов деятельности торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:28, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики основа экономического развития организации – прибыль, важнейший показатель эффективности работы организации, источник его жизнедеятельности. За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками, другими организациями.

Работа состоит из  1 файл

гл 1 пер.docx

— 91.93 Кб (Скачать документ)


1. Сущность финансовых результатов торговой организации

1.1. Понятие, роль и структура формирования финансовых результатов в торговле

В условиях рыночной экономики основа экономического развития организации – прибыль, важнейший показатель эффективности  работы организации, источник его жизнедеятельности. За счет прибыли выполняются обязательства  организации перед бюджетом, банками, другими организациями.

Прибыль является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все  большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов. Для достижения цели максимизации благосостояния собственников (акционеров, участников) необходимо, чтобы  коммерческая организация динамично  развивалась в условиях конкурентной среды. В результате целенаправленных мероприятий по укреплению своих  конкурентных преимуществ организация  может добиться стабильного роста  объемов продаж, расширения доли рынка, увеличения чистой прибыли и различных  показателей рентабельности (рентабельности капитала, активов, продаж и пр.). Среди  перечня стратегических и тактических  целей чрезвычайное значение для  деятельности организации имеет  цель достижения определенного значения прибыли (4 с.23).

В современных  условиях сводный (интегрирующий) показатель, характеризующий финансовый результат  деятельности организации – валовая (балансовая) прибыль или убыток. Прибыль от продажи имущества – основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов – определяется как разница между ценой продаж без налога на добавленную стоимость (и других вычетов предусмотренных законодательством) и остаточной стоимостью основных фондов, нематериальных активов, стоимости материалов (25, с. 516).

Прибыль занимает одно из важных мест в общей  системе стоимостных инструментов рыночной экономики, в создании рынка  средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений. От величины прибыли организации прямо зависит рост стоимости акций, объемы дивидендных выплат, уровень эффективности деятельности компании, а, следовательно, и уровень благосостояния ее собственников. Величина прибыли оказывает влияние на обобщающие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта.

Основным видом деятельности торговой организации является оптовая  и розничная торговля собственным  или комиссионным товаром. Оптовая  торговля – это продажа товаров  крупными партиями для дальнейшей их реализации, а также другим экономическим  субъектам для дальнейшей их переработки. Розничная торговля – это торговля товарами поштучно или в небольших  количествах населению для личного  потребления и другим конечным потребителям для некоммерческого использования  (13, С.105).

Понятия оптовой (а также  мелкооптовой) торговли, которое упоминается  в ст. 320 Налоговый кодекс Российской Федерации, в Гражданском кодексе  РФ и в других законодательных  актах отсутствует. Следовательно, определить, является ли торговля розничной  либо какой-то другой, можно не по количеству проданного товара, а по его покупателю. Если товар продан физическому лицу, то это розничная торговля, если юридическому лицу, то ее можно считать  оптовой. Чаще всего розничная торговля производится за наличный расчет.

Важнейшим источником формирования прибыли в торговой организации  является валовой доход от продаж. Валовой доход в торговле - показатель, характеризующий финансовый результат  торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи  товаров и услуг над затратами  по их приобретению (там же, С.123).

В изложении Госкомстата  России валовой доход от продаж торговых организаций определяется как разница между продажной и покупной стоимостью проданных товаров без налога на добавленную стоимость и акцизов. В бухгалтерском учете организаций торговли валовой доход от продаж рассчитывают также по специальной методике как сумму торговой надбавке (наценки, накидки), приходящейся на проданные товары (10, С.96).

Торговая наценка есть у каждой торгующей организации. Однако специальный учет торговой наценки  ведут лишь организации розничной  торговли и только в том случае, если их учетной политикой предусмотрен учет товаров по продажным ценам. Торговая наценка (надбавка) – это составная часть продажной цены товаров в оптовой торговле и розничной цены в организациях розничной торговли. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Она предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов. Торговая скидка – часть розничной цены товара. Для целей бухгалтерского учета торговая наценка, относящаяся к стоимости реализованных товаров, называется валовым доходом (п. 12.1.1 Методические рекомендации Роскомторга) (там же, С.115).

В соответствии с п. 12.1.3 Методических рекомендаций Роскомторга, валовой  доход от продаж определяется расчетным  путем. Основными способами расчета  являются:

1. По общему товарообороту  – согласно п. 12.1.4 Методических  рекомендаций Роскомторга способ  расчета валового дохода по  общему товарообороту используется  в том случае, когда ко всем  товарам применяется одинаковый  процент торговой надбавки. Если  ее размер в течении отчетного  периода изменился, следует определять  объем товарооборота отдельно  по периодам применения разных  размеров торговой надбавки.

2. По ассортименту товарооборота  – способ расчета валового  дохода по ассортименту товарооборота  используется, если к разным группам  товаров применяются разные размеры  торговой надбавки. Этот способ  предполагает обязательный учет  товарооборота по группам товаров,  каждая из которых включает  товары с одинаковой надбавкой.

3. По среднему проценту  – является простым способом  и может применяться в любой организации. Однако для целей налогообложения его использовать нельзя, поскольку полученные результаты не будут удовлетворять требованиям ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации. Происходит  это из-за того, что все результаты усредняются. При этом отклонения в расчетах по правилам бухгалтерского и налогового учета могут быть как мизерными, так и существенными. При этом организации в любом случае грозит штраф за отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (стоимости проданных товаров).

4. По ассортименту остатка  товаров – расчет валового  дохода требует проведение инвентаризации  на конец каждого месяца. По  данным инвентаризации определяется  стоимость остатка товаров и  соответственно стоимость реализованных  товаров. На основании этих  данных можно определить суммы  торговой наценки, используя формулу  расчета торговой наценки. На  практике это означает ведение  учета практически по каждому  наименованию или по группам  с одинаковыми правилами начисления  торговой наценки, которые определяются  по каждому товару. Применение  этого метода в организации  с большим ассортиментом товаров  реально лишь при использовании  штрих-кодов и автоматизированной  обработки всех данных.   

В отчете о прибылях и  убытках (ф. №2),  валовой доход  торговых организаций отражается по строке «Валовая прибыль». Он равен  разности между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом обязательных платежей из выручки) и покупной стоимостью (себестоимостью) проданных товаров. К обязательным платежам, которые исключаются из выручки при определении финансового  результата от продаж, относятся суммы  налога на добавленную стоимость, акцизы, экспортные пошлины и другие обязательные отчисления из выручки.

Прибыль или убыток является главным показателем, отражающим финансовый результат, слагаемый из совокупности доходов и расходов, возникающих  в результате осуществления хозяйственных  операций. Разницей между формированием  чистой прибыли, в общем, и формированием  чистой прибыли в торговли является замена показателя себестоимости на издержки обращения (19, С.136).

Если из валового дохода (валовой прибыли) вычесть издержки обращения, получим финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж. К  нему прибавляют прочие доходы и вычитают прочие расходы. К полученному результату прибавляют прочие доходы и вычитают прочие расходы. Таким образом, получают прибыль до налогообложения. Из нее  вычитают налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи (сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация», сверхнормативные отчисления за загрязнение  окружающей среды, санкции за нарушение  налогового законодательства). После  чего получается прибыль (убыток) от обычной  деятельности.

Издержки обращения – это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме. Они планируются, учитываются и показываются в отчетности как в абсолютных суммах, т.е. в тыс.руб., так и в относительных величинах, т.е. в процентах к товарообороту. Уровень издержек обращения – это отношение суммы издержек обращения к величине товарооборота, выраженное в процентах. Этот показатель характеризует качество работы торговой организации. Чем лучше работает торговая организация, тем ниже уровень ее издержек обращения, и наоборот. Подобно двум группировкам затрат на производство (себестоимости) в производственных организациях, существует две группировки издержек обращения:

1) по экономическим элементам;

2) по статьям издержек.

Группировка издержек по элементам является стандартной, единой и обязательной для всех торговых предприятий. В состав издержек обращения включаются следующие элементы, показанные в схеме. Группировка издержек обращения по элементам, показывающая экономическое содержание затрат, не дает возможности выявить направление и целевое назначение отдельных затрат. В связи с этим имеет место потребность в планировании, учете и анализе издержек обращения по отдельным статьям.

Таким образом, торговля это деятельность, связанная с перепродажей товаров через торговую сеть и через предприятия.  Сторонами торговых отношений являются покупатели, продавцы и поставщики продукции. Основным показателем эффективности деятельности торговой организации является товарооборот – сумма поступившей выручки за реализованные товары. Финансовые отношения в торговле строятся на основании договоров поставок и первичной документации (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Существуют два вида торговли оптовая и розничная: оптовая  торговля это продажа товаров  юридическим лицам крупными партиями с последующей их перепродажей, а  розничная торговля это реализация товаров физическим лицам для  личного потребления.  В розничной  торговле на товар формируется торговая наценка которая так же является источником прибыли от продаж, процент  данной торговой наценки определяется поставщиками. 

 

1.2. Состав доходов и расходов, формирующих финансовый результат

Доходом организаций признается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина от 06.05.99 г. №32н).

В организациях, предметом деятельности которых  является предоставление за плату во временное пользование (временное  владение и пользование) своих активов  по договору аренды, выручкой считаются  поступления, получение которых  связанно с этой деятельностью (арендная плата).

В организациях, предметом деятельности которых  является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов  интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение  которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых  является участие в уставных капиталах  других организаций, выручкой считаются  поступления, получение которых  связано с этой деятельностью.

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование  и владение своих активов, прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в  уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом  деятельности организации, относятся  к операционным доходам.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету  в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления  денежных средств и иного имущества  либо величине дебиторской задолженности.

Величина  поступления определяется также  с учетом (увеличивается или уменьшается) суммовой разницы, возникающей в  случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной  сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в  качестве выручки актива, выраженного  в иностранной валюте, исчисленной  по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого  актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу  на дату признания выручки в бухгалтерском  учете.

Для того чтобы определить величину прибыли (или убытка) в первую очередь  необходимо разобраться в структуре  и содержании доходов и расходов организации. В общем виде под  доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества или погашения  обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации, за исключением  вкладов участников – собственников  имущества). В свою очередь, под расходами  организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов — денежных средств и иного имущества или возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников – собственников имущества (11,с.14).

Информация о работе Аудит финансовых результатов деятельности торговой организации