Аудит расчетов по налогу на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:03, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты аудита налога на прибыль.
Задачами курсовой работы являются:
1) определение целей и задач аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль, источников информации, используемых для проверки выбранного участка;
2) установление основных нормативных документов, регулирующих действия аудитора при проверке расчетов по налогу на прибыль;
3) обзор методик аудита расчетов по налогу на прибыль (на примере методик Минфина РФ, Ю.Ю. Кочинева и Д.Ю. Филипьева);
4) проведение аудита налога на прибыль на примере МУП «Теплоцентраль». 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты аудита расчетов по налогу на прибыль 5
1.1 Цели, задачи, информационное обеспечение аудита расчетов по налогу на прибыль 5
1.2 Нормативное регулирование расчетов по налогу на прибыль 6
2 Обзор методик аудита расчетов по налогу на прибыль 9
2.1 Методика Минфина РФ 9
2.2 Методика Ю.Ю. Кочинева 13
2.3 Методика Д.Ю.Филипьева 23
2.4 Критический обзор методик аудита 37
3 Аудит расчетов по налогу на прибыль на примере МУП «Теплоцентраль» 41
3.1 Краткая характеристика предприятия 41
3.2 Планирование аудита 42
3.3 Аудит расчетов по налогу на прибыль по существу 44
3.4 Обобщение результатов проверки 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Работа состоит из  1 файл

Аудит расчетов по налогу на прибыль (курсовая).docx

— 102.95 Кб (Скачать документ)

     По  мнению автора, проверку целесообразно осуществлять исходя из последовательной реализации укрупненных комплексов задач, указанных выше.

  1. Анализ учетной политики для целей налогообложения.
 

 Д.Ю. Филипьев считает, что любая аудиторская проверка должна начинаться с анализа положений учетной политики, применительно к рассматриваемому разделу учета –  с оценки влияния на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета, что позволит, с одной стороны выявить все разницы, оказывающие влияние на величину налогового обязательства, а с другой стороны повысить эффективность проводимой аудиторской проверки.

     В ходе изучения учетной политики автор рекомендует осуществлять:

  1. изучение организации взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, оценку эффективности этой системы;
  2. исследование организации и техники налогового учета, применяемой системы регистров налогового учета;
  3. анализ применяемых методов признания доходов и расходов в целях налогообложения налогом на прибыль;
  4. анализ амортизационной политики в целях налогообложения прибыли, ее взаимосвязи с бухгалтерским учетом;
  5. анализ порядка списания на расходы в целях налогообложения МПЗ, ценных бумаг;
  6. анализ порядка налогового учета незавершенного производства, готовой продукции;
  7. анализ порядка создания резервов в целях налогообложения;
  8. анализ применяемого порядка исчисления налогов и авансовых платежей;
  9. анализ способа распределения налогов между головной организацией и обособленными подразделениями.
  10. Проверка правильности ведения налогового учета для целей налогообложения прибыли хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также исчисления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.

     Аудиторская проверка налогооблагаемой прибыли  и расчетов по налогу на прибыль должна начинаться с изучения принятой аудируемым лицом системы налогового учета. Аудитор должен изучить, принятую форму налогового учета аудируемым лицом, применяемые формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.

     Если  налоговый учет ведется способом, предусмотренным требованиями главы 25 НК РФ, аудитор проверяет правильность формирования установленных аудируемым лицом налоговых регистров и данных налогового учета. Если налоговый учет ведется на основании данных бухгалтерского учета, аудитор должен проверить достоверность информации, отраженной в справках или разработочных таблицах, позволяющих скорректировать данные бухгалтерского учета в целях получения информации для расчета налоговой базы.

     В любом случае аудитору необходимо собрать  доказательства относительно того, что данные налогового учета отражают порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

     В процессе проведения проверки, также  целесообразно провести:

  1. оценку полноты и достоверности информации, отраженной в первичных документах налогового учета, прежде всего в справках бухгалтера.

     Оценка  проводится путем анализа представленных документов, на предмет наличия в  них всех необходимых реквизитов и соответствия требованиям законодательства РФ. Следует иметь в виду, что порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.

  1. проверку правильности определения и классификации доходов для целей налогообложения.

     Аудитор должен изучить порядок ведения  налогового учета доходов, принятый аудируемым лицом, исходя из правил и  норм действующего законодательства.

     Особое  внимание при проверке данного вопроса  должно уделяться установлению соответствия данных синтетического и аналитического учета показателям, отраженным в расчете налоговой базы.

  1. проверку правильности определения и классификации расходов для целей налогообложения.

     Аудитор должен изучить порядок ведения  налогового учета расходов, принятый аудируемым лицом, исходя из правил и  норм действующего законодательства, для чего осуществить проверку правильности исчисления расходов по видам. Перечень проверяемых расходов аналогичен методике  Ю.Ю. Кочинева.

     Особое  внимание при проверке данного вопроса  должно уделяться установлению, во-первых, соответствия данных синтетического и аналитического учета показателям, отраженным в расчете налоговой базы, во-вторых, экономической обоснованности и документальной подтвержденности расходов, принятых к налогообложению.

  1. проверку полноты и правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей.

     При проверке соответствия порядка формирования налоговой базы, принятого аудируемым лицом, исходя из правил и норм действующего законодательства, аудитор устанавливает:

  • правильность определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях;
  • правильность определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих хозяйств;
  • правильность определения налоговой базы участниками договора доверительного управления имуществом;
  • правильность определения налоговой базы по доходам, получаемым от передачи имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации;
  • правильность определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования;
  • правильность определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

     Также в ходе проверки аудитор должен установить наличие раздельного учета доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен в соответствии с требованиями 25 главы НК РФ отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

  1. проверку правильности формирования показателей декларации по налогу на прибыль.

     Результаты  проведенных налогоплательщиком расчетов величины налоговых обязательств отражаются в налоговой декларации. Аудитор, выражая мнение о соответствии порядка формирования аудируемым лицом налогов и сборов и отражения их в учете, требованиям действующего законодательства, фактически подтверждает (либо не подтверждает) правильность составления налоговой декларации, а также достоверности отраженных в ней показателей.

     Налоговое обязательство формируется в  определенной последовательности. Согласно данной последовательности определяются и этапы проверки.

     Первым  этапом проверочных действий служит проверка обоснованности определения объекта налогообложения. Аудитор обязан удостовериться в том, что аудируемым лицом был правильно идентифицирован объект налога, учтены особенности определения объекта обложения для нестандартных ситуаций, объекты правильно распределены в строках налоговой отчетности.

     На  втором этапе уточняется соблюдение временных рамок налогового периода.

     На  третьем (основном) этапе аудитором  подтверждается правильность арифметических расчетов налоговой базы и применения ставок налога. Определение и порядок исчисления налоговой базы, а также система налоговых ставок, установлены 25 главой НК РФ.

     На  четвертом этапе определяется окончательный  результат налогового расчета, уточняется соблюдение аудируемым лицом сроков предоставления налоговой декларации.

     Для проверки правильности составления  налоговой декларации, как правило, используется метод построчного  анализа.

  1. оценку соблюдения порядка исчисления и сроков уплаты налога и сумм авансовых платежей.

     В первую очередь аудитор устанавливает  принятый аудируемым лицом порядок  определения авансовых платежей по налогу на прибыль.

     Аудитор должен произвести:

  • анализ ежемесячных авансовых платежей, либо сумм налога уплаченных исходя из фактической прибыли, полученной за налоговый (отчетный) период;
  • анализ задолженности по налогу на прибыль на основе результатов деятельности за налоговый (отчетный) период.

     Проверка  фактической задолженности по налогу на прибыль будет включать:

  • сверку прибыли до уплаты налога по данным налогового учета;
  • сверку задолженности по налогу на прибыль с данными окончательной налоговой декларации.
  1. Проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, законодательству РФ.

     В процессе проверки аудитор уделяет внимание следующим вопросам:

  1. Проверка полноты и правильности отражения информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности об отложенных налогах.
 

 Аудитор, получает доказательства того, что отложенные налоговые активы и обязательства отражены в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств: отложенные налоговые активы – в составе внеоборотных активов по строке 145; отложенные налоговые обязательства – в составе долгосрочных обязательств по строке 515.

     Аудитору  следует иметь в виду, что разрешается  отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенных активов и обязательств (п. 19 ПБУ 18/02). Это возможно при одновременном наличии следующих условий:

  • наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;
  • отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.

     Наиболее  пристальное внимание при проверке правильности отражения информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности об отложенных активах следует уделить соответствию сальдо по статьям баланса «Отложенный налоговый актив» и «Отложенное налоговое обязательство» с данными отчета о прибылях и убытках.

     В общем случае показатели строк 145 и 515 бухгалтерского баланса не должны совпадать с показателями строк 141 и 142 отчета о прибылях и убытках. Разницы не будет только в случае отсутствия входного сальдо отложенных активов и обязательств на начало отчетного периода и отсутствия операций списания и корректировки отложенных активов и обязательств.

  1. Оценка соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности данным синтетического и аналитического учета, составляющим текущее обязательство и отложенный налоговый актив и обязательство.

     Во-первых, необходимо установить тождественность  данных по счетам 09 «Отложенный налоговый  актив» и 77 «Отложенное налоговое  обязательство» данным финансовой (бухгалтерской) отчетности по соответствующим показателям. Во-вторых, сверить данные аналитического учета с данными по счету 09 «Отложенный налоговый актив» и 77 «Отложенное налоговое обязательство». В третьих, выявить насколько соответствует уровень аналитического учета постоянных и вычитаемых разниц специфике деятельности предприятия и установить, отражаются ли постоянные и временные разницы отчетного периода в бухгалтерском учете обособленно (в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникли эти разницы).

Информация о работе Аудит расчетов по налогу на прибыль