Бухгалтерская отчетность в системе управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:24, дипломная работа

Описание

В настоящее время особую важность для целей управления представляет бухгалтерская отчётность. Ведь для оценки финансового положения организации и результатов ее хозяйственной деятельности органам государственного контроля, собственникам, учредителям, акционерам, банкам-кредиторам и иным заинтересованным лицам нужна экономическая информация о состоянии ее имущества, обязательств и об изменениях в составе собственных средств. Одним из основных источников такой информации является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность обеспечивает представление систематизированной по определенным признакам экономической информации внутренним и внешним пользователям.

Работа состоит из  1 файл

Отчетность.doc

— 575.00 Кб (Скачать документ)

По данным бухгалтерского учета  организации анализируют: администрация, инвесторы и вышестоящие организации (объединения, союзы, министерства и ведомства) — ее финансовое состоянии, кредиторы — платежеспособность, банки — использование и обеспеченность активами полученных кредитов, налоговые органы — финансовые результаты деятельности, достоверность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Анализ финансового состояния организации заключается в исчислении показателей структуры бухгалтерского баланса, в оценке изменения их по отношению к установленным параметрам и прошлому году, а также в выявлении резервов улучшения финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования.

В современных условиях хозяйствования возросла роль бухгалтерской отчетности. Реформирование  отношений собственности повлекло расширение состава собственников (участников, учредителей) и увеличение числа пользователей финансовой отчетностью. Заинтересованы в получении достоверной информации о финансовом состоянии своих партнеров также кредиторы и инвесторы. Данные факторы обеспечивают значимость бухгалтерской отчетности в системе экономической информации и необходимость соблюдения установленных принципов ее составления, установленных международными стандартами финансовой отчетности.

Состав бухгалтерской отчетности, сроки и адресность ее представления  определены Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «О бухгалтерском учете  и отчетности организаций» №16  от 17 февраля 2004 г. разработаны и утверждены типовые формы бухгалтерской отчетности для организаций всех форм собственности, а также «Правила составления и представления бухгалтерской отчетности и Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности. При необходимости Министерством финансов вносятся изменения и дополнения в содержание форм бухгалтерской отчетности и в Инструкцию о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности.                                                                            

Согласно Закону Республики Беларусь от 25 июня 2001 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь О бухгалтерском учете и отчетности» промежуточной бухгалтерской отчетностью организаций является месячная и квартальная отчетность, составляемая нарастающим итогом с начала отчетного года.

Требования, предъявляемые к промежуточной отчетности  содержащиеся  в Правилах составления и представления бухгалтерской отчетности и состоит в следующем:

  • организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
  • промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь или учредителями (участниками) организации;
  • организация  должна сформировать промежуточную отчетность не ранее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Отличием промежуточной отчетности от годовой является ее упрощенный состав, необязательность подтверждения статей баланса данными инвентаризации, а также отсутствие необходимости проведения реформации, заключается  в распределении финансовых результатов деятельности.

Бухгалтерская отчетность организаций потребительской кооперации обобщается вышестоящими потребсоюзами и райпо, включая Белкоопсоюз. Нижестоящие унитарные предприятия, потребительские общества в установленные ими сроки сдают квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу управления.

Потребительские общества по хозрасчетным унитарным предприятиям, филиалам и  обособленным структурным подразделениям своего хозяйства составляют сводную бухгалтерскую отчетность. Она объединяет данные по отчету правления райпо и по входящим в состав его хозяйства унитарным предприятиям, филиалам и обособленным структурным подразделениям.

Облпотребсоюзы и Белкоопсоюз  также составляет сводную бухгалтерскую  отчетность.  В сводную бухгалтерскую  отчетность они включают данные отчетности по своему хозяйству и отчетов по подведомственным нижестоящим организациям.

На основании сводной бухгалтерской  отчетности получают обобщенные показатели о финансовом положении, о состоянии  расчетно-платежной дисциплины, сохранности кооперативной собственности и другие данные по районам, областям и в целом по системе потребительской кооперации.

В соответствие с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь  «О внесении изменений и дополнений  в порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности» от 29.12.2003 г., № 185 бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации и начальником планово-экономического ил финансового подразделения, если в штатном расписании предусмотрены такие службы.

Составлением бухгалтерской  отчетности завершается учетный цикл отражения активов и пассивов организации.

 

1.2. Бухгалтерская и  финансовая отчетность в зарубежных  странах

 

Бухгалтерский учет зарубежных стран  отличается методологически, методически и организационно от учета отечественного.

Методологические отличия в  любой стране обусловлены различной  правовой основой, сложившимися традициями и практическим опытом. В условиях сверхцентрализации методологического  руководства бухгалтерским учетом он не может гибко реагировать  на все изменения в экономической деятельности субъекта хозяйствования, все более ориентирующегося на рыночные отношения.

Методические отличия учета  в различных странах связаны  с бухгалтерскими традициями, главным образом с субъективными факторами: привычками, характером профессиональной подготовки кадров и др.

Организационные отличия  в учете каждой страны обусловлены  формами собственности, структурой управления, специализацией и концентрацией  производства.

В странах с развитой рыночной экономикой уже несколько десятилетий существует деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, а бухгалтерских служб -¾ на финансовую и управленческую.

Отличаются от отечественных и  принципы ведения бухгалтерского учета  и составления отчетности. Так, например, в странах Северной Америки широко используются следующие принципы:

  • принцип денежного измерения. Когда в бухгалтерском учете регистрируется только та информация, которая может быть представлена в денежном выражении. Деньги являются общепринятой мерой измерения, посредством которой неоднородные факты о деятельности предприятия (организации) могут быть выражены в виде чисел, которые могут быть отражены в документах и регистрах учета. Деньги выражаются в той форме, которую они имеют на момент регистрации хозяйственных фактов на счета;
  • счета для хозяйствующих субъектов ведутся обособленно от счетов, связанных с ними лиц;
  • принцип действующего предприятия предполагает, что экономическая единица (бизнес) является действующим предприятием, которое будет продолжать функционировать в течение неопределенно долгого периода;
  • принцип учета по стоимости ¾ активы предприятия отражаются в учете и балансе по оплаченной за его приобретение цене, т. е. по стоимости. Она является основой для всего последующего учета активов. Эта стоимость активов называется время регистрации хозяйственных фактов на счетах;
  • принцип двойственности учета вытекает из того, что активы и пассивы всегда равны. Каждая хозяйственная операция показывает двойственное воздействие на размер активов и пассивов предприятия;
  • принцип разделения отчетных периодов предусматривает использование стабильных, экономически обоснованных методов распределения расходов и доходов будущих периодов в целях правильного определения финансового результата предприятия;
  • принцип консерватизма (осторожности) определяет тактику поведения фирмы по отношению к возможным рискам. Он предусматривает учет всех факторов, которые могут оказать влияние на имущественное и финансовое положение фирмы. Согласно этому принципу для признания  увеличения доходов предприятия необходимы более веские доказательства, чем для признания уменьшения расходов. Таким образом, доходы признаются только тогда, когда на это имеется обоснованная уверенность, а расходы ¾ как только возникает обоснованная возможность;
  • принцип реализации позволяет определить сумму дохода, которая получена от данной продажи;
  • принцип увязки позволяет отнести (признать) расходы и доходы предприятия к одному и тому же учетному периоду;
  • принцип последовательности, ¾ выбрав какой-то один метод учета расходов и доходов предприятие должно использовать  для всех последующих периодов, пока не возникнут веские причины его отмены или изменения;
  • принцип существенности ¾ устанавливает, что незначительные события могут не приниматься во внимание, если они оказывают влияние на общий финансовый результат незначительно;

Финансовым положением предприятия  чаще всего интересуются акционеры и кредиторы. По данным отчетности они принимают решение о, стоит ли им вкладывать деньги в заинтересовавшее их предприятие.

Внешняя финансовая отчетность ¾ это способ предоставления информации, собранной и обработанной в бухгалтерском учете. Проблема толкования и правильного использования информации во многом зависит от специалиста, принимающего решение. Он должен самостоятельно определить, какую информацию и как использовать, а также правильно истолковать ее и применить при выработке решений.

Финансовая отчетность зарубежных стран включает баланс, отчет о  прибылях и убытках, отчет о движении собственного капитала и отчет о движении денежных средств. Вместе с этими формами предприятия представляют пояснительную записку.

Бухгалтерский баланс характеризует  финансовое положение фирмы  на определенный момент, он включает сальдо счетов, которые  входят в активы и пассивы предприятия. Для облегчения использования финансовой информации счета группируются по определенным признакам.

Активы подразделяются на 4 группы: текущие активы, инвестиции, недвижимость и оборудование, нематериальные активы, кроме того, выделяют в отдельный раздел  ''Прочие активы''. Средства располагаются в балансе в различной последовательности. В балансе предприятий Англии активы размещены в порядке их предполагаемой ликвидности. Активы считаются более ликвидными, если они могут быть быстрее обращены в денежную наличность.

Текущие активы — наличные деньги в кассе, краткосрочные инвестиции, счета и векселя к платежам и товарам. Текущие активы в течение следующего года или производственного цикла могут быть обращены  в наличные деньги. К текущим активам относят и расходы будущих периодов, такие как авансом выплаченная аренда, страхование, товары, приобретенные для производственного использования и др.

Инвестиции — ценные бумаги, которые не предусматривается продавать в течение ближайшего года, векселя, выданные на срок больше года, неиспользованное оборудование и средства, накопленные для погашения долгов. Сюда же относят и вложения денежных средств в другие копании в целях контроля за их деятельностью.

Недвижимость и оборудование — долгосрочные активы, такие как земля, здания, машины и оборудование, используемые в процессе хозяйственной деятельности. Стоимость этих активов амортизируется, т. е. она постепенно списывается на финансовые результаты фирмы.

Нематериальные активы — долгосрочные активы, не имеющие материально-вещественной субстанции, но имеющие стоимость. К ним относятся патенты, авторские права, торговые марки и т. д. Стоимость их также амортизируется на протяжении периода использования.

Пассивы включают краткосрочную кредиторскую задолженность, долгосрочную кредиторскую задолженность и капитал предприятия.

Краткосрочная кредиторская задолженность состоит из подлежащих  оплате обязательств в течение производственного цикла или предстоящего года. Она включает векселя выданные, счета к оплате, заработная плата работникам, налоги, авансы покупателей и заказчиков. Краткосрочная кредиторская задолженность погашается обычно за счет средств текущих активов или путем возрастания новых краткосрочных обязательств.

Долгосрочная кредиторская задолженность включает долги фирмы, которые подлежат выплате через год или более чем производственный цикл. К такой задолженности относят долгосрочные векселя выданные, неоплаченные облигации, долгосрочные арендные обязательства и др.

Капитал отражает в денежных единицах объем прав и интересов собственников фирмы.

Поскольку простое перечисление большого количества счетов не может быть легко  воспринято потребителями информации, то для облегчения пользования все счета в балансе объединены в группы. Такую отчетность называют систематизированной финансовой отчетностью.

Приведем пример систематизированного баланса, который используется на американских и французских предприятиях (табл.1.3 и 1.4) [20, с.63].

В зависимости от специфики предпринимательской  деятельности, форм собственности, условий налогообложения и других факторов многие зарубежные предприятия составляют баланс ежемесячно или ежеквартально.

Информация бухгалтерского баланса  позволяет судить о количественных и структурных изменениях, произошедших за отчетный период в составе активов и пассивов предприятия.                                                                                            

                                                                                                  Таблица 1.3

Баланс предприятий США

АКТИВЫ

СУММА, ден ед.

ПАССИВЫ

СУММА, ден ед.

Текущие активы

210000

Краткосрочная кредиторская задолженность

92400

Инвестиции

50000

Задолженность по зарплате

80000

Материальные активы

450000

Долгосрочная кредиторская задолженность

42600

Минус начисленный износ

2000

Капитал

585000

Нематериальные активы

88000

   

ИТОГО

800000

ИТОГО

800000

Информация о работе Бухгалтерская отчетность в системе управления организацией