Бухгалтерская отчетность в системе управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:24, дипломная работа

Описание

В настоящее время особую важность для целей управления представляет бухгалтерская отчётность. Ведь для оценки финансового положения организации и результатов ее хозяйственной деятельности органам государственного контроля, собственникам, учредителям, акционерам, банкам-кредиторам и иным заинтересованным лицам нужна экономическая информация о состоянии ее имущества, обязательств и об изменениях в составе собственных средств. Одним из основных источников такой информации является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность обеспечивает представление систематизированной по определенным признакам экономической информации внутренним и внешним пользователям.

Работа состоит из  1 файл

Отчетность.doc

— 575.00 Кб (Скачать документ)

 

В  2003 году прибыли  получено не было ни в розничной  торговле, ни в заготовках, в общественном питании была получена прибыль, равная всего 1 млн. р. Убыток от операционных доходов и расходов составил 523 млн. р., а прибыль от внереализационных доходов и расходов составила 216 млн. р. Платежи, расходы, налоги из прибыли увеличились на 31 млн. р.

Нераспределенная прибыль за 2004 год составила 63 млн. р.

Основными причинами  отрицательного финансового результата 2003 г. являются: невыполнение плановых и прогнозных объемов, снижение реализации по отдельным группам товаров, как определяющего показателя финансовых ресурсов торговой отрасли и, как следствие, недобор валовой прибыли.

Низким остается уровень  валовой прибыли в розничной  торговле, на 01.01.2005 г. он составил 18,49%, что на 0,31% ниже 2003 г.

Как же влияет на финансовое состояние увеличение счетов дебиторов? Если организация расширяет деятельность, то растет число покупателей, а следовательно и дебиторская задолженность. Т.е. рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно. Однако необходимо отличать нормальную и просроченную дебиторскую задолженность. На анализируемом предприятии доля просроченной задолженности в общей сумме задолженности увеличилась с 12,18% до 15,92% (табл. 1.9).

Ее наличие создает  финансовые затруднения, т.к. организация  будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств приводит к замедлению оборачиваемости активов. Поэтому каждая организация заинтересована в сокращении сроков погашения платежей.

Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот организации долгосрочных и краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому обязана за них организация. Финансовое состояние организации во многом зависит от того, какие средства она имеет в своем распоряжении и куда они вложены.

                                                                                                    Таблица 3.3

Данные о качестве дебиторской и кредиторской задолженности

Кореличского райпо  за 2003-2004 г. г.

Показатели

На                           01. 01. 2004 г.

На                             01. 01. 2005 г.

Темп роста, %

1. Дебиторская задолженность, всего (стр. 110 формы 5), млн р.

665

1143

171,88

2. Просроченная дебиторская задолженность  (стр. 140 формы 5), млн р.

81

182

224,69

3. Доля просроченной дебиторской  задолженности в общей сумме  задолженности, %

12,18

15,92

130,73

4. Кредиторская задолженности  (стр. 150 формы 5), млн р.

2191

2899

132,31

5. Просроченная кредиторская задолженность  (стр. 210 формы 5), млн р.

768

613

79,82

6. Доля просроченной кредиторской  задолженности в общей сумме  задолженности, %

35,05

21,15

60,32


 

Если посмотреть в  целом, то показатели деятельности Кореличского райпо за 2004 г. значительно улучшились по сравнению с показателями 2003 г.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

2.1. Подготовительная работа по составлению бухгалтерской отчетности и исправление ошибок, выявленных в бухгалтерском учете

 

Бухгалтерская отчетность фиксирует финансовое и имущественное  положение организации, а также результаты ее хозяйственной деятельности. Полнота и достоверность отчетных данных зависит от последовательности и своевременности проведенных подготовительных работ по составлению годовой бухгалтерской отчетности.

Составление бухгалтерской  отчетности предусматривает выполнение следующих работ:

  • планирование объемов и сроков работ по составлению отчетности, разработка графика их выполнения и назначение исполнителей;
  • изучение инструктивных материалов и проведение семинаров по составлению отчетности;
  • организация своевременной сдачи отчетов материально ответственными и должностными лицами;
  • инвентаризация имущества и финансовых обязательств с целью подтверждения достоверности статей бухгалтерского баланса;
  • контрольная самопроверка  полноты и правильности учета реализации, затрат, внереализационных доходов и расходов, налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет;
  • заполнение бухгалтерского баланса и других отчетных форм;
  • составление пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету;
  • обеспечение полноты и методик учета активов и пассивов на предстоящий год.

Подготовительные работы по составлению годового бухгалтерского отчета подразделяют на три этапа: организационный; контроль достоверности отчетной информации; завершение учетных процедур отчетного года.

Организационная работа по составлению годовой бухгалтерской отчетности предусматривает подготовку и издание приказа (распоряжения) о сроках сдачи отчетной документации должностными лицами; о сроках сдачи отчетной документации должностными лицами; о сроках проведения инвентаризации дебиторской, кредиторской задолженности, иных видов активов и пассивов, а также переоценки основных средств; о сроках завершения учетных процедур в отчетном году, сверки состояния данных синтетического и аналитического учета по счетам и др. Приказом (распоряжением) по организации назначают исполнителей по участкам подготовительных работ и определяют содержание предоставляемой ими отчетной информации. В организационных мероприятиях предусматривают также изучение бухгалтерами инструктивных материалов по составлению годовой бухгалтерской отчетности и проведение семинаров с работниками бухгалтерии.

Контроль достоверности  отчетной информации осуществляют путем  инвентаризации имущества и финансовых обязательств, организации самопроверок учетных записей за отчетный год, проведения аудиторских проверок хозяйственно-финансовой деятельности и т. п.

Законом Республики Беларусь ’’О бухгалтерском учете и отчетности’’ предусмотрено подтверждение всех статей баланса и других форм годовой отчетности организации данными инвентаризации. Инвентаризациями охватывают основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности, расходы будущих периодов, денежные средства и денежные документы, расчеты резервы предстоящих расходов и платежей, другое имущество и финансовые обязательства.

Инвентаризация проводится с целью проверки и документального  подтверждения  фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявления отклонений от учетных показателей и принятия решений  по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Объекты и сроки проведения инвентаризаций определяют руководители организаций и собственники имущества. Для осуществления контроля за сохранностью ценностей и работой материально-ответственных лиц текущие инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств проводятся по графику, утвержденному  руководителем организации. Остатки по материальным и денежным счетам в балансе должны быть тождественны данным последней инвентаризации с учетом последующих оборотов по приходу и расходу, подтвержденных документально.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета  должны быть урегулированы  и отражены в учете в том месяце, в котором была проведена инвентаризация.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проверяют достоверность сумм остатков дебиторской и кредиторской. Субъектам хозяйствования, с которыми возникли финансовые обязательства, направляют выписки с их лицевых счетов с просьбой подтвердить задолженность на конец года. В выписке указывают документы, подтверждающие возникновение задолженности. Дебиторы и кредиторы в письменном виде подтверждают задолженность или дают письменное возражение. Урегулирование сумм задолженности оформляют двухсторонним актом сверки (инвентаризации) расчетов. На основании актов сверки расчетов и первичных документов инвентаризационная комиссия устанавливает достоверность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, отраженной в бухгалтерском учете.

По результатам инвентаризации расчетов  проводят уточнение сумм дебиторской и кредиторской задолженности.

Инвентаризация остатков по расчетным, валютным, текущим и  иным счетам в банке по ссудам заключается в сверке данных бухгалтерского учета с выписками банка по соответствующим счетам. Ежегодно на 1 января обслуживающие банки требуют от своих клиентов письменного подтверждения остатков денежных средств по счетам и задолженности по ссудам.

Достоверность задолженности  на конец отчетного года по расчетам с бюджетом по налогам, а также  с внебюджетными фондами должна быть подтверждена актами сверки расчетов. Реальность числящейся в бухгалтерском учете задолженности по недостачам и хищениям, по расчетам с подотчетными лицами и персоналом, по прочим операциям устанавливают по документам, подтверждающим ее возникновение.

Деятельность организаций  подвергается проверке со стороны органов  государственного и ведомственного контроля, а также аудиторских организаций и аудиторов.

При подготовке информации для составления годового бухгалтерского отчета работники учетной и других служб проводят работу по выявлению фактов хозяйственных операций и первичных документов, не нашедших отражения в текущем бухгалтерском учете. Самоконтроль учетных записей и устранение ошибок осуществляют с целью повышения достоверности бухгалтерской отчетности.

При составлении бухгалтерской  отчетности должны быть соблюдены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету, по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях в учетной политике, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. В бухгалтерской отчетности также должна быть раскрыта информация об активах, источниках собственных средств (фондах и резервах) и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей (в виде таблиц, расшифровок) непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Достоверность отчетных данных зависит также от правильной организации качества проведения заключительного цикла учетных работ и процедур, которые начинаются с приемки от материально-ответственных и должностных и подотчетных лиц письменных отчетов с документами и заканчиваются подсчетом оборотов и определением сальдо по счетам Главной книги, сверкой данных синтетического и аналитического учета, составлением оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Бухгалтерский баланс заполняют  по счетам Главной книги. Другие формы  бухгалтерской отчетности заполняют  по данным аналитического учета хозяйственных средств и их источников. Для составления сводной бухгалтерской отчетности подготавливают разработочные таблицы.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, квартал  или месяц. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года.

  В случае установления  органами государственного и  ведомственного контроля искажения  отчетных данных или ошибок в бухгалтерский учет вносят исправления.

Все ошибки, возникшие  в бухгалтерском учете, можно  классифицировать по различным признакам.

По мотивационному признаку выделяют:

  • преднамеренные ошибки, которые возникают в результате реализации бухгалтером определенной цели без учета требований действующего законодательства (сокрытие существенной информации в первичных документах  в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета, фальсификация первичных документов и регистров бухгалтерского учета, в том числе создание фиктивных учетных записей, безосновательное применение налоговых льгот по платежам в бюджет и завышение нормируемых сумм расходов, умышленное искажение результатов  инвентаризации);
  • непреднамеренные (случайные) ошибки возникают без определенного умысла. Такие неточности могут быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, неполного учета и неправильного отражения фактов хозяйственной деятельности и др.

По степени сущности выделяют:

  • существенные ¾ способные повлиять на принятие решений или оценку совершенной хозяйственной операции;
  • несущественные ¾ ошибки, которые не могут повлиять на принимаемые решения.

По местам возникновения  различают ошибки, допущенные;

  • в тексте (неправильное указание реквизитов и прочей текстовой информации);
  • в числах;
  • в разноске (пропуск или повтор при перенесении данных из одного регистра в другой).

По последствиям, возникшим  в бухгалтерском учете, выделяют ошибки локальные и транзитные.

Локальные ошибки не влекут за собой последующих ошибок в бухгалтерском учете.

Транзитные ошибки в  большей степени искажают данные бухгалтерского учета, поскольку одна допущенная неточность влечет за собой  последующие неверные записи во всех регистрах бухгалтерского учета.

Одним из важнейших признаков классификации является их содержание. Согласно данному критерию ошибки классифицируются по полноте, по достоверности, периодичности корреспонденции, оценке и представлении.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность в системе управления организацией