Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:24, дипломная работа
В настоящее время особую важность для целей управления представляет бухгалтерская отчётность. Ведь для оценки финансового положения организации и результатов ее хозяйственной деятельности органам государственного контроля, собственникам, учредителям, акционерам, банкам-кредиторам и иным заинтересованным лицам нужна экономическая информация о состоянии ее имущества, обязательств и об изменениях в составе собственных средств. Одним из основных источников такой информации является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность обеспечивает представление систематизированной по определенным признакам экономической информации внутренним и внешним пользователям.
В этих условиях появляется необходимость подготовки финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами, которые бы учитывали национальные особенности различных стран. Особое значение приобретает вопрос о доведении понятной и достоверной информации до потенциальных инвесторов. Для составления такой финансовой отчетности необходимо изучить и знать содержание и требования международных стандартов, критически оценивая их возможности применения в той или иной стране конкретными предприятиями.
Применение стандартов не может быть частичным. Финансовая отчетность может соответствовать требованиям стандартов или не соответствовать.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для организаций республики Беларусь является приведение существующей системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами. Однако необходимо учитывать и тот факт, что международные стандарты финансовой отчетности носят рекомендательный характер. Они используются в качестве ориентиров национальными государственными и профессиональными общественными организациями при разработке стандартов учета и отчетности. Национальные организации зарубежных стран используют международные стандарты финансовой отчетности после соответствующего их приспособления к национальным бухгалтерским требованиям.
Международные стандарты финансовой отчетности утверждаются Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), который был создан еще в 1973 году. КМСФО разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности для их последующего использования во всех странах мира. Одним из важнейших объектов деятельности Комитета является гармонизация стандартов учета, принятых в различных странах. Международные стандарты не искажают национальные стандарты и инструкции. Члены КМСФО стремятся убедить соответствующие государственные и общественные организации в преимуществах использования международных стандартов финансовой отчетности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что международные стандарты финансовой отчетности не являются полностью ''международными''.
Кроме того, необходимо учесть
и тот факт, что международные
стандарты учета и отчетности
разработаны для стран с
Однако развитие и
совершенствование учета и
Изучение опыта организации бухгалтерского учета зарубежных стран позволяет лучше оценить систему учета на наших предприятиях, установить все положительные и отрицательные стороны, принять необходимые законодательные акты, способствующие улучшению учета и отчетности, которые бы отвечали требованиям управления в современных условиях хозяйствования субъектов бизнеса.
Международные стандарты финансовой отчетности являются основой для приведения отчетности в сопоставимый вид с другими странами, для разработки своих национальных стандартов учета и отчетности. Для того, чтобы правильно применять международные стандарты необходимо их изучить, критически осмыслив содержание каждого из них в сопоставлении с действующими положениями в нашей стране. При этом необходимо иметь в виду, что международные стандарты значительно отличаются от учетных методик, применяемых нашими организациями.
Многие принципы и концептуальные основы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, содержащиеся в международных стандартах, имеют большое методологическое для совершенствования бухгалтерского учета в нашей стране. Отдельные положения международных принципов и стандартов финансовой отчетности уже нашли отражение во многих наших законодательных документах, в инструкциях и положениях по бухгалтерскому учету. Дальнейшее изучение и внедрение требований международных стандартов финансовой отчетности будет способствовать приведению нашего учета и отчетности в сопоставимый вид в сравнении с другими странами, а также в соответствие с требованиями нашей экономики, что окажет положительное влияние на повышение ее эффективности.
Согласно принципам подготовки и составления финансовой отчетности, содержащимся в МСФО, оценка баланса и отчета о прибылях и убытках предполагает использование цены продажи (погашения), дисконтированной стоимости. Три последних показателя характеризуют предположительные (прогнозные) величины стоимости активов. Восстановительная стоимость — это сумма, которая должна была бы быть уплачена в случае, если бы такой же или эквивалентный актив приобретался в настоящее время. Возможная цена продажи (погашения) — сумма, которая в настоящее время может быть получена от продажи актива в нормальных условиях. Дисконтированная стоимость — сумма будущего чистого поступления денежных средств, которая , как предполагается, будет создаваться данным активом при нормальном ходе дел. Фактическая стоимость приобретения активов согласно МСФО включает не только сумму уплаченных за него денежных средств или их эквивалентов, но и справедливую стоимость, предложенную за них на момент приобретения. Таким образом, каждый вид оценки активов по МСФО в большей степени имеет прогнозный характер, позволяющий более достоверно представить современное финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств компании. Подобные виды оценки активов не используются при составлении отчетности по белорусским национальным стандартам.
В соответствие с МСФО руководство хозяйствующего субъекта поощряется к тому, чтобы в дополнение к отчетности проводился анализ достигнутых результатов деятельности предприятия и его финансового состояния. Этот анализ может включать в себя такие вопросы, как изменение среды, в которой ему приходится действовать, политика выплаты дивидендов, политика финансирования, политика управления рисками.
Проблема, которая не способствует быстрому внедрению международных стандартов — недостаточное количество заинтересованных потребителей прозрачной финансовой отчетности внутри страны. Основной ее потребитель на Западе — это, в первую очередь, акционеры, число которых на порядки выше, чем у нас.
В будущем регулированием бухгалтерского учета должны заниматься профессиональные бухгалтерские и аудиторские организации, как это и происходит во многих странах. На сегодняшний день это сделать сложно в силу разобщенности этих организаций.
Серьезной остается проблема с кадровым обеспечением реформы. Специалистов, знающих МСФО, в Беларуси катастрофически не хватает.
Сегодня в прессе часто встречаются две крайности — или общие слова о том, что МСФО нам необходимы, потому что они используются всеми развитыми государствами (чем мы хуже других?) или статьи о тех нюансах применения МСФО на практике, об отраслевых особенностях и тому подобное. Простой, легкоусвояемой информации о том, какие преимущества бизнесу дает внедрение международных стандартов, насколько их использование может повысить стоимость бизнеса, практически нигде нет.
Почему бы среди целевой аудитории (руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, инвесторов) не провести кампанию по разъяснению необходимости применения МСФО? При этом необходимо разъяснить, почему именно внедрение МСФО поможет предприятию найти инвестиции, увеличить стоимость бизнеса и т.д.
Конечно, сегодня далеко не всякий руководитель заинтересован в прозрачности своей отчетности, но процент таких в будущем будет все-таки уменьшаться. Самоизоляция, жизнь исключительно за счет собственных ресурсов — неперспективный, во многих отношениях тупиковых путь развития. Переход на международные стандарты выступит важнейшим стимулом к росту иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
1.4 Краткая экономическая
Кореличский район расположен в восточной части Гродненской области на площади 1096 кв. м. Численность населения составляет более 29 тысяч человек. Основу экономики района составляет сельскохозяйственное производство, представленное 13 предприятиями, широко развита промышленность района. Основную торговую деятельность осуществляет районное потребительское общество, представленное 120 торговыми точками, 24 предприятиями общественного питания.
Кореличское райпо осуществляет торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Данная организация является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, печать с его полным наименованием, штампы, создано на неопределенный срок.
В изучаемой организации учет частично автоматизирован, кроме того, применяется мемориально-ордерная форма учета, однако, используются некоторые регистры книжно-журнальной формы учета.
Райпо обслуживает 163 населенных пункта района, т. е.29,7 тыс. чел. Кроме того, установлены экономические отношения с другими производственными, торговыми организациями нашей Республики и ближнего зарубежья.
Более подробно показатели деятельности Кореличского райпо приведены в таблице 1.8.
Исходя из данных таблицы 1.8. можно отметить, что за 2004 год в целом прибыль от реализации составила 456 млн. р., в том числе: в розничной торговле —375 млн. р., общественном питании — 14 млн. р., заготовках — 67 млн. р.
Показатели деятельности Кореличского райпо за 2003-2004 г. г.
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
Отклонение (+; -) |
Темп роста, % |
1. Розничный товарооборот: |
х |
х |
х |
Х |
1.1. В действующих ценах, млн р. |
10860 |
12977 |
2117 |
119,49 |
1.2. В сопоставимых ценах, млн р. |
10860 |
11284 |
424 |
103,90 |
2. Розничный товарооборот обществ |
х |
х |
х |
х |
2.1. В действующих ценах, млн р. |
1336 |
1556 |
220 |
116,47 |
2.2. В сопоставимых ценах, млн р. |
1336 |
1353 |
17 |
101,27 |
3. Заготовительный оборот: |
х |
х |
х |
х |
3.1. В действующих ценах, млн р. |
1133 |
1578 |
445 |
139,28 |
3.2. В сопоставимых ценах, млн р. |
1133 |
1372 |
239 |
121,09 |
4. Выручка от реализации товаров (всего) |
х |
х |
х |
х |
4.1. В действующих ценах, млн р. |
12578 |
15367 |
2789 |
122,17 |
4.2. В сопоставимых ценах, млн р. |
12578 |
13363 |
785 |
106,24 |
5.Выручка от реализации |
х |
х |
х |
х |
5.1.В действующих ценах, млн р. |
10238 |
12854 |
2616 |
125,55 |
5.2.В сопоставимых ценах, млн р. |
10238 |
11177 |
939 |
109,17 |
6. Выручка от реализации товаров в общественном питании |
х |
х |
х |
х |
6.1. В действующих ценах, млн р. |
1276 |
1430 |
154 |
112,07 |
6.2. В сопоставимых ценах, млн р. |
1276 |
1243 |
-33 |
97,41 |
7. Выручка от реализации |
х |
х |
х |
х |
7.1. В действующих ценах, млн р. |
678 |
1185 |
507 |
174,78 |
7.2. В сопоставимых ценах, млн р. |
678 |
1030 |
352 |
151,92 |
8. Доля продукции собственного производства в % к выручке от реализации товаров |
53,13 |
82,87 |
29,73 |
х |
9. Выручка от реализации товаров в заготовках: |
х |
х |
х |
х |
9.1. В действующих ценах, млн р. |
1064 |
1083 |
19 |
101,79 |
9.2. В сопоставимых ценах, млн р. |
1064 |
942 |
-122 |
88,53 |
10. Валовая прибыль розничной торговли: |
х |
х |
х |
х |
10.1. В сумме, млн р. |
1925 |
2377 |
452 |
123,48 |
10.2. В % к выручке от реализации |
18,8 |
18,49 |
-0,31 |
х |
11. Валовая прибыль общественного питания: |
х |
х |
х |
х |
11.1. В сумме, млн р. |
440 |
546 |
106 |
124,09 |
11.2. В % к выручке от реализации |
34,48 |
38,18 |
3,70 |
х |
12. Валовая прибыль заготовок: |
х |
х |
х |
х |
12.1. В сумме, млн р. |
108 |
243 |
135 |
225,00 |
12.2. В % к выручке от реализации |
10,15 |
22,44 |
12,29 |
х |
Окончание таблицы 1.8
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
Отклонение (+; -) |
Темп роста, % |
13. Расходы на реализацию в розничной торговле: |
х |
х |
х |
х |
13.1. В сумме, млн р. |
2252 |
2002 |
-250 |
88,90 |
13.2. В % к выручке от реализации |
21,96 |
15,57 |
-6,39 |
х |
14. Расходы на реализацию в общественном питании: |
х |
х |
х |
х |
14.1. В сумме, млн р. |
440 |
532 |
92 |
120,91 |
14.2. В % к выручке от реализации |
34,48 |
37,20 |
2,72 |
х |
15. Расходы на реализацию в заготовках: |
х |
х |
х |
х |
15.1. В сумме, млн р. |
129 |
176 |
47 |
136,43 |
15.2. В % к выручке от реализации |
12,12 |
16,25 |
4,13 |
х |
16. Прибыль (убыток) от реализации в розничной торговле, млн р. |
-328 |
375 |
х |
х |
17.Прибыль(убыток) от реализации в общественном питании сумма, млн р. |
1 |
14 |
13 |
х |
18. Прибыль (убыток) от реализации в заготовках, млн р. |
-13 |
67 |
80 |
х |
19. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн р. |
0 |
-523 |
-523 |
х |
20. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн р. |
0 |
216 |
216 |
х |
21. Прибыль (убыток) за отчетный период, млн р. |
-145 |
167 |
х |
х |
22. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли, млн р. |
73 |
104 |
31 |
142,47 |
23. Нераспределенная прибыль (непо |
-297 |
63 |
х |
х |
Информация о работе Бухгалтерская отчетность в системе управления организацией