Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:24, дипломная работа
В настоящее время особую важность для целей управления представляет бухгалтерская отчётность. Ведь для оценки финансового положения организации и результатов ее хозяйственной деятельности органам государственного контроля, собственникам, учредителям, акционерам, банкам-кредиторам и иным заинтересованным лицам нужна экономическая информация о состоянии ее имущества, обязательств и об изменениях в составе собственных средств. Одним из основных источников такой информации является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность обеспечивает представление систематизированной по определенным признакам экономической информации внутренним и внешним пользователям.
Для выявления ошибок используются технические способы и методические приемы.
Достаточно часто в
бухгалтерском учете
Ошибки, выявленные в бухгалтерском учете, подлежат исправлению специальными методами. Основное правило исправления ошибок заключается в том, что произведенная ошибочная запись не может быть уничтожена. Смысл исправления ошибки состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать факт ее исправления.
Ошибочные записи могут быть исправлены с помощью трех наиболее распространенных способов: корректурного, метода дополнительной и сторнировочной проводки. Выбор определенного метода исправления ошибок зависит от времени их установления и экономического характера.
Корректурный способ используется для исправления ошибок, допущенных в первичных документах, кроме кассовых и банковских, или в бухгалтерских регистрах. Сущность этого способа заключается в зачеркивании одной чертой ошибочной записи или суммы и указания при необходимости правильного текста или суммы. При исправлении числовой информации зачеркивается все число даже в том случае, если в нем неверно указана только одна цифра. Если документ составлен в нескольких экземплярах, находящихся в одной организации, то исправления должны быть выполнены на каждом экземпляре в отдельности.
Сделанное исправление должно быть оговорено и подтверждено подписями лиц, которые участвовали в составлении документа, а в регистрах бухгалтерского учета — лицом, которое сделало исправление. В зависимости от сущности исправления существуют три вида оговорок: «исправленному верить», «вписанному верить», «зачеркнутое не читать».
Использование корректурного
способа исправления ошибок полностью
соответствует требованию Закона «О
бухгалтерском учете и
Способ дополнительной проводки используется в том случае, если бухгалтерская запись сделана правильно в части указания корреспонденции счетов, но на сумму меньшую, чем следовало. В дальнейшем эта ошибка неоднократно повторяется в регистрах аналитического и синтетического учета. Это факт делает невозможным использование корректурного способа исправления ошибок.
Метод дополнительной проводки может использоваться в том случае, если ошибка сделана в регистрах бухгалтерского учета после подсчета итогов субсчетов и аналитических счетов. В этом случае при исправлении ошибки составляется документ в форме бухгалтерской справки, в которой указывается дополнительная бухгалтерская проводка на разность между необходимой суммой и суммой, фактически проведенной по счетам. При использовании различных форм учета бухгалтерская справка является основанием для внесения дополнительной проводки в бухгалтерский регистр.
В случае если ошибка выявлена после подсчета итогов по субсчетам и аналитическим счетам, но раньше, чем произведена запись в Главную книгу, исправительная запись отдельно не составляется, Если итоги регистров бухгалтерского учета и субсчетов перенесены в Главную книгу, то исправительная запись производится отдельной строкой.
С помощью сторнировочной записи ошибка исправляется в том случае, если на счетах бухгалтерского учета зафиксирована сумма больше, чем необходимая, или приводится неверная корреспонденция счетов. Для внесения исправлений сначала повторяется неправильно составленная проводка методом «красное сторно». После ее отражения в учетных регистрах записанные красными чернилами суммы отнимаются от подсчитанных оборотов. Далее составляется еще одна бухгалтерская проводка с правильной суммой или корреспонденцией счетов, которая также разносится в учетные регистры. Такой порядок записей приводит к устранению допущенной ошибки.
Достаточно часто в процессе исправления ошибок сторнировочная проводка заменяется бухгалтерской проводкой с обратной корреспонденцией счетов. Однако во многих случаях это может привести к возникновению фиктивных (несуществующих) оборотов и нарушению экономического смысла хозяйственной операции.
Порядок исправления выявленных искажений и ошибок устанавливает Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности. Согласно ей при выявлении организацией неправильного отражения хозяйственной операции текущего периода до окончания отчетного периода исправления производятся записями на соответствующих счетах в том месяце отчетного периода, когда выявлены искажения:
Во-вторых, при выявлении неправильного
отражения хозяйственных операц
И, в-третьих, при выявлении в текущем отчетном периоде ошибок и неправильного отражения хозяйственных операций на счетах в прошлые годы исправления в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности за прошлые годы после ее утверждения не вносятся. Обнаруженные ошибки в месяце их обнаружения на основании бухгалтерской справки-расчета отражаются по дебету или кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Таким образом, от последовательности
и своевременности проведенных
подготовительных работ зависят
полнота и достоверность
2.2. Содержание, оценка статей и порядок составления бухгалтерского баланса. Сравнительная характеристика бухгалтерских балансов европейских и американских вариантов
Бухгалтерский баланс (приложение А) — одна из форм бухгалтерской отчетности. Она отражает имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату: конец месяца, квартала или года. Бухгалтерский баланс включает сальдо счетов, на которых учтены активы и пассивы организации, обеспечивая их группировку по однородным признакам.
По форме бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, в которой статично отражено состояние активов и пассивов организаций на начало года и конец отчетного периода. В активе бухгалтерского баланса отражено имущество организации, а в пассиве — источники его формирования, чем устанавливается равенство итогов актива и пассива. Для удобства составления и пользования бухгалтерским балансом по каждой его статье указан код синтетического счета, а также код строки. Адресное содержание статей бухгалтерского баланса облегчает контроль соответствия учетной и отчетной информации, а также проверку взаимоувязки показателей между отдельными формами бухгалтерской отчетности.
Имущество организации и источники его формирования сгруппированы по экономическому содержанию в разделы и подразделы с выделением соответствующих статей.
В бухгалтерском балансе, форма которого утверждена Министерством финансов Республики Беларусь № 16 от 17 февраля 2004 г., статьи актива сгруппированы в двух разделах: раздел 1 «Внеоборотные активы», раздел 2 «Оборотные активы», а статьи пассива — в трех разделах: раздел 3 «Источники собственных средств», раздел 4 «Доходы и расходы», раздел 5 «Расчеты».
Статьи бухгалтерского баланса объединены по разделам по принципу взаимной увязки показателей соответствующих разделов актива и пассива баланса. Такое построение бухгалтерского баланса дает возможность провести анализ финансового состояния организации. Сопоставлением имущества и источников его формирования по соответствующим разделам актива и пассива баланса рассчитывают показатели для оценки финансового состояния субъекта хозяйствования и степени использования им собственных и заемных средств.
При составлении бухгалтерского баланса должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, по раскрытию в нем информации об активах, источниках собственных средств, обязательствах, доходах и расходах организации. Эти пять элементов, обязательных к раскрытию, также определены международными стандартами финансовой отчетности.
При рассмотрении строения и содержания бухгалтерского баланса одним из ключевых вопросов является оценка его статей. Оценка в бухгалтерском учете есть способ перевода учетных объектов из натурального измерения в денежный. Она выполняется в целях хозяйствующих субъектов и представляет собой воплощение принципа квантификации, который заключается в том, что каждый объект должен получить денежную оценку. Деньги обеспечивают развитие всей хозяйственной деятельности. В любой момент на предприятии могут оказаться средства, которые в деньги не превращены, но могут быть превращены в будущем. Оценивая эти средства, предприятие учитывает то, что оно может за них получить. Суммируя стоимость отдельных частей имущества (актива), оно получает единую денежную массу. Эта масса есть сумма актива. Если она с годами возрастает, это свидетельствует об увеличении объемов хозяйственной деятельности.
Оценка дает возможность получить представление об общей массе имущественных средств собственника и об отдельных его частях, т.е. она показывает, как в данный момент размещены средства предприятия, его обязательства и источники собственных средств.
В разделе 1 «Внеоборотные активы» показываются данные о затратах инвестиционного характера, связанных с приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов.
По статье «Основные средства» (строка 110) приводиться остаточная стоимость основных средств, как действующих так и находящихся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или запасе, а также полученных в аренду (лизинг). Стоимость объектов основных средств, по которым в соответствии с законодательством амортизация не начисляется, показывается по данной статье по первоначальной (восстановительной) стоимости.
По статье «Нематериальные активы» (строка 120) показывается остаточная стоимость нематериальных активов.
По статье «Вложения во внеоборотные активы» (строка 140) показываются затраты на приобретение оборудования, транспортных средств, иных материальных активов длительного пользования, на строительство зданий, прочие капитальные работы и затраты.
В разделе 2 «Оборотные активы» бухгалтерского баланса приводится информация о составе материальных ценностей, дебиторской задолженности и финансовых вложений, а также о денежных средствах организации.
По соответствующим строкам группы статей «Запасы и затраты» показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, осуществления управленческих функций (сырье, материалы и другие аналогичные ценности); для продажи (готовая продукция, товары), а также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (расходах на реализацию) и в других материальных ценностях.
По строке 213 «Незавершенное производство (издержки обращения)» показываются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам). По этой же статье показывается сумма издержек обращения (счет 44 ''Расходы на реализацию'' субсчета 2 ''Издержки обращения''), приходящиеся на остаток нереализованных товаров в организации, осуществляющей свою деятельность в торговле, снабжении и иной аналогичной деятельности.
По статье «Налоги по приобретенным ценностям» (строка220) отражаются суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие вычету или отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах на соответствующие источники его покрытия.
По статье «Финансовые вложения» (строка 260) показываются инвестиции организации в уставные фонды других организаций, инвестиции организации в ценные бумаги и т. п. а также предоставленные организацией другим организациям займы.
По статье «Денежные средства» (строка 270) показывается остаток денежных средств организации в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, а также денежные переводы в пути. Расшифровка движения денежных средств приводится в отчете о движении денежных средств.
В разделе 3 « Источники собственных средств» показываются сформированные в прошлые отчетные периоды фонды и резервы организации, а также сумма нераспределенной прибыли или непокрытого убытка отчетного периода и прошлых лет.
По статьям «Нераспределенная прибыль» (строка 540) и «Непокрытый убыток» (строка 550) показывается остаток прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы на отчетную дату и принятых решений по ее использованию, или остаток непокрытого убытка, полученного по результатам деятельности организации за периоды, предшествующие отчетному, а также суммы, направленные на его уменьшение.
Информация о работе Бухгалтерская отчетность в системе управления организацией