Бухгалтерский учет денежных средств

Автор работы: y*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать основы управления, организацию учета и контроля наличных денежных средств и их эквивалентов.
В соответствии со сформулированной целью определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание раздела учетной политики об учете наличных денежных средств и их эквивалентов.
- определить порядок организации и контроль работы кассиров и кассиров-операционистов;
- изучить документооборот, сопровождающий кассовые операции;
- рассмотреть формы учета денежной наличности, действующие на предприятии и рекомендованные МСФО и СБУ.
- исследовать систему внутреннего контроля за движением денежных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Учет денежных средств на предприятии………………………………………………...…5
Правила организации наличного денежного обращения……………….……..6
Выдача заработной платы по пластиковым картам………………..…..8
Порядок оформления кассовых документов…………………….……..9
Открытие расчетного счета………………………………………...…..12
Порядок учета денежных средств на отдельных счетах……………………..14
Синтетический и аналитический учет денежных средств………………………..……..21
Счет 50 "Касса"……………………………………………………...…………..21
Счет 51 "Расчетные счета"………………………………………….………….23
Счет 52 "Валютные счета"……………………………………………………..25
Счет 55 "Специальные счета в банках"………………………………………..29
Счет 57 "Переводы в пути"……………………………………….……………31
Документальное оформление…………………………………………….……..…………32
Заключение……………………………………………………………………….……………..45
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

БУ денежных средств.doc

— 264.50 Кб (Скачать документ)

    Пересчет  стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к  рублю, устанавливаемому ЦБ РФ (п. 5 ПБУ 3/2006). В случае если для пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости актива или обязательства, подлежащей оплате в рублях, законом или соглашением сторон принят иной курс, то пересчет производится по данному курсу.

    Такой пересчет осуществляют на дату:

    - совершения операции в иностранной  валюте (поступления или расходования  иностранной валюты);

    - формирования бухгалтерской отчетности.

    Курсовая  разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы (п. 13 ПБУ 3/2006). [4]

    Организация может самостоятельно производить  пересчет денежных средств по мере изменения курсов иностранных валют, но такой порядок пересчета должен быть утвержден в качестве элемента ее учетной политики.

    Если  курс валюты на дату совершения операции или формирования отчетности вырос  по сравнению с тем курсом, который  действовал на момент последнего пересчета, то в бухгалтерском учете возникают положительные курсовые разницы, которые включаются в состав прочих доходов организации. Если курс валюты на дату совершения операции или формирования отчетности уменьшился по сравнению с действовавшим на момент последнего пересчета, то возникают отрицательные курсовые разницы. Их сумму включают в состав прочих расходов.

    Счет 55 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

    К нему могут быть открыты субсчета:

    - 1 "Аккредитивы";

    - 2 "Чековые книжки";

    - 3 "Депозитные счета" и др.

    Аккредитив - это специальный банковский счет, на котором можно зарезервировать средства для расчетов с поставщиком. Он открывается для каждого поставщика (подрядчика), с которым осуществляются расчеты. Получить средства с аккредитива поставщик (подрядчик) сможет только после представления в банк документов, подтверждающих выполнение им договорных обязательств (поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг). Перечень этих документов определяется в договоре с поставщиком (подрядчиком).

    Если  денежные средства списываются с  расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику), аккредитив является покрытым. Распоряжаться денежными средствами, находящимися в покрытых аккредитивах, покупатель не может.

    Аккредитив  считается непокрытым (гарантированным), если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Средства самого покупателя остаются в обороте до момента списания денег с корреспондентского счета обслуживающего его банка.

    Расчеты по аккредитивам, как хозяйственные  операции, включают в себя несколько сделок. Сначала организация представляет в обслуживающий банк заявление на открытие аккредитива и резервирует денежные средства на специальном счете, с помощью которого будут вестись расчеты с получателем (сделка между плательщиком и банком-эмитентом). Если у организации недостаточно денежных средств, банк может предоставить ей кредит и аккредитив будет оплачен за счет кредита. Затем заключается договор между банком-эмитентом и получателем платежа. По договору банк принимает на себя обязательство перевести со специального счета компании в пользу получателя определенную сумму в случае предоставления получателем документов, свидетельствующих о выполнении договорных обязательств.

    Преимуществами  аккредитива являются:

    - для покупателя - гарантия приобретения товаров или услуг надлежащего качества;

    - для продавца - гарантия получения  в полном объеме денежных средств  от покупателя;

    - отсутствие необходимости предоплаты  или оплаты по частям;

    - соблюдение условий договора  контролируется третьими лицами - банками.

    К недостаткам можно отнести достаточно сложный документооборот, обусловленный  необходимостью контроля каждого этапа  сделки, и наличие значительной комиссии банка за оформление и обслуживание аккредитива.

    В России расчеты чеками между юридическими лицами применяются довольно редко. Чековые книжки используются главным образом для снятия организацией наличных денег со своего счета в банке.

    На  субсчете 3 "Депозитные счета" счета 55 учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады; аналитический учет по нему ведется по каждому вкладу.

    Перечисление  денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 в корреспонденции со счетом 51 или 52. При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.

    Согласно ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

    Юридические лица не вправе перечислять находящиеся  на вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.

    Рассмотрим  порядок налогообложения процентов, полученных организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (УСН), при размещении свободных денежных средств на депозитном счете.

    Порядок исчисления доходов у налогоплательщиков, применяющих УСН, закреплен в ст. 346.15 НК РФ. Налоговая база при УСН формируется за счет доходов от реализации и внереализационных доходов, определяемых по ст. ст. 249 и 250 НК РФ.

    Внереализационными  доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (п. 6 ст. 250 НК РФ).

    Датой получения доходов у организаций, применяющих УСН, является день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу (ст. 346.17 НК РФ).

    Проценты  по вкладу будут увеличивать облагаемые единым налогом доходы в день зачисления денежных средств на расчетный счет организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если проценты по вкладу зачислены на депозитный счет, то организация не может ими распоряжаться, а значит, налогооблагаемого дохода в этом случае не возникает до момента перечисления денежных средств (процентов) с депозитного на расчетный счет.

    То  есть, прежде чем расходовать проценты по депозиту (распоряжаться ими), организация  в любом случае должна перевести их с депозитного на расчетный счет (либо это делает сам банк по условиям договора).

    На  практике чаще всего начисление процентов  по договору банковского вклада производится:

    - в конце срока вклада;

    - ежемесячно;

    - ежемесячно путем причисления к основной сумме вклада (капитализация) - в этом случае проценты не выплачивают, а прибавляют к сумме вклада, и в следующем месяце проценты начисляются уже на большую сумму (проценты на проценты).

    В зависимости от условий договора сумма процентов (в том числе присоединенная к сумме вклада) может быть сразу перечислена банком на расчетный счет организации либо оставаться на депозитном счете до письменного распоряжения (платежного поручения) организации.

    Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации представляют налоговую декларацию лишь один раз в год до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждена Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н. В разд. 2 по коду строки 210 в составе суммы полученных доходов за налоговый период и должна содержаться сумма внереализационных доходов, в частности, в виде процентов по депозитному вкладу.

    Таким образом, сумма вклада, возвращаемая с депозитного счета на расчетный счет организации, в целях налогообложения не учитывается, поскольку не является доходом от реализации в рамках ст. 249 НК РФ, но доход в виде процентов, полученный от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках, подлежит налогообложению по ставкам, установленным в связи с применением УСН (см. также Письмо Минфина России от 25.11.2008 N 03-11-04/2/177).

    Правомерно  ли бухгалтеру в целях налогообложения  прибыли включить во внереализационные  расходы сумму штрафа за нарушение  срока погашения кредита в  случае, когда кредитным договором  предусмотрено, что при нарушении срока возврата денежных средств предприятие-заемщик (помимо процентов за пользование) уплачивает штраф в процентах за каждый календарный день просрочки?

    В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба. Поэтому суммы штрафа (иногда в договоре употребляется выражение "неустойка" либо "пени") учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль без каких-либо ограничений в том периоде, в котором заемщик признал начисленную банком сумму или в котором вступило в силу решение арбитражного суда, обязывающее заемщика уплатить их банку (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).[2]

    На  отдельных субсчетах, открываемых  к счету 55, учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования, в частности поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.

    Филиалы, представительства и иные структурные  подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты  текущие счета в кредитных  организациях для осуществления  текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.

    Наличие и движение денежных средств в  иностранных валютах учитываются  на счете 55 обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.

    Счет 57 предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно выручки от продажи товаров организаций, осуществляющих торговую деятельность), внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению.

    Примером  может служить следующая ситуация. Многие крупные магазины по соглашению с банками поставили терминалы, с помощью которых покупатель может рассчитаться за покупку кредитной картой. Покупателю удобно, банку выгодно. Магазин за данную услугу платит банку определенный процент с этих операций, но покупатель, имеющий кредитную карту, которую принимают к оплате в этом магазине, может делать покупки, не ограничиваясь суммой наличных, так что торговой организации это тоже выгодно. Оплата по кредитной карте по кассе пройдет как выручка, а время, когда деньги по этой операции будут перечислены банком на расчетный счет организации, может составить от одного до нескольких дней.

    Основанием  для принятия на учет по счету 57 сумм (например, при сдаче выручки от продажи) являются квитанции кредитной организации, сберегательного банка, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств