Бухгалтерский учет в НКО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание

целью написания дипломной работы является изучение особенностей ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
• изучение требований законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, порядок организации и ведения бухгалтерского учета;
• рассмотрение вопросов ведения бухгалтерского учета, являющихся специфическими для некоммерческих организаций: учет имущества, средств целевого финансирования, а также доходов (расходов), получаемых от предпринимательской деятельности;

Содержание

Введение
Глава 1. Правовой статус и организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
1.1 Правовой статус и правовые аспекты деятельности НКО
1.2 Организация бухгалтерского учета в НКО
1.3 Общеэкономическая характеристика организации
Глава 2. Бухгалтерский учет в НКО и его особенности
2.1 Бухгалтерский учет отдельных видов имущества НКО
2.2 Бухгалтерский учет доходов и расходов НКО
2.3 Особенности составления отчетности НКО
Глава 3 Аудит некоммерческих организаций
3.1 Необходимость и условия аудита некоммерческих организаций
3.2 Аудит деятельности некоммерческой организации
Литература

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 93.80 Кб (Скачать документ)

Для отражения различных фактов хозяйственной деятельности применяются  различные формы бухгалтерского учета. В зависимости от характера  деятельности и объема хозяйственных  операций НКО самостоятельно выбирают одну из существующих форм бухгалтерского учета : мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная.

В своей деятельности НКО применяют  план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или  смету. Под сметой здесь понимается не смета доходов и расходов, а  документ, показывающий всю совокупность активов и пассивов некоммерческой организации и тем самым отражающий такой важнейший гражданско-правовой признак юридического лица, как имущественная  обособленность, являющийся одновременно и одним из допущений бухгалтерского учета. О необходимости иметь  самостоятельный баланс или смету  в Законе № 7-ФЗ говорится как  раз в той статье, где речь идет о некоммерческих организациях, являющихся юридическим лицом. Согласно ст. 2 ГК РФ приобретать права и обязанности (в т.ч. по отношению к имуществу), совершать хозяйственные операции (сделки), т.е. быть участниками гражданских отношений, могут только физические и юридические лица. Таким образом, у организации, не являющейся юридическим лицом, объекты бухгалтерского учета, по существу, отсутствуют, и, следовательно, вести бухгалтерский учет и отчетность она не обязана.

Как уже было сказано выше, практически  все некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность, соответствующую их целям. В случае осуществления организацией такого рода деятельности должно быть организовано ведение раздельного  учета предпринимательской и некоммерческой деятельности, что в рамках одного хозяйствующего субъекта представляет определенную трудность. Получается, что внутри единой организации разнятся цели бухгалтерского учета, а соответственно, и виды счетоводства.

Основное направление учета  некоммерческой деятельности состоит, с одной стороны, в учете целевых  поступлений и целевых расходов, с другой -- в учете следует отражать состояние и движение имущества, которое рассматривается как следствие выполнения сметы. Причем целевые поступления должны соответствовать целевым расходам -- понятия прибыли в некоммерческой деятельности нет. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства в некоммерческой организации должны быть израсходованы. Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы. Возможен и другой вариант: средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет. Главное, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя изменение целевого назначения средств невозможно. В случае если это согласие не получено, средства следует вернуть, так как средства, используемые не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета. Следовательно, основной упор в учете некоммерческой деятельности следует делать на подтверждение целевого расходования полученных на выполнение определенных программ средств, т.е. на отчет о выполнении сметы, рассчитанной на определенный период (месяц, квартал, год или любой другой более длительный срок).

Учет коммерческой деятельности, напротив, должен концентрироваться на учете  состояния и движения ценностей -- имущества (доходы и расходы -- следствие этого движения). Целью любой предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли. Следовательно, весь учетный процесс должен быть направлен не на сопоставление доходов и расходов, а на максимизацию прибыли путем наиболее оптимального использования имущества.

Таким образом, в некоммерческой организации  для полноценного бухгалтерского учета  всех хозяйственных операций должны сочетаться два вида счетоводства: камеральный (для некоммерческой деятельности) и патримониальный (для коммерческой деятельности).

некоммерческий бухгалтерский учет аудит отчетность

1.3 Общеэкономическая характеристика  НОУ «Даге

Дагестанский институт прикладного  искусства и дизайна по своей  организационно-правовой форме является муниципальным образовательным  учреждением.

Институт осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным  законом «ОБ образовании», Федеральным  законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Гражданским  кодексом РФ, законом РФ «О некоммерческих организациях», другими законодательными актами РФ, а также уставом, учредительным  договором и внутренними регламентирующими  документами.

Институт является юридическим  лицом. Целью деятельности института  не ставит своей целью извлечение прибыли.

АНО «Семейный центр «Бона Менте» является образовательным учреждением, реализующим программы, отвечающие государственным образовательным  стандартам, и создан в целях развития образовательной структуры России, Республики Дагестан, удовлетворяющим  потребности граждан в профессиональном образовании.

Целью деятельности института является подготовка кадров по программе высшего  профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области сохранения и реабилитации кадров для рыночной экономики РФ, для перепрофилирования деятельности и технологического обновления, а также других образовательных  услуг, на основе передовых отечественных  и зарубежных методик.

Перечень направлений подготовки специалистов, уровней профессионального  образования и форм обучения устанавливается  в соответствии с государственной  лицензией на право ведения образовательной деятельности. Каждая образовательная программа завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Для реализации указанной цели институт решает следующие задачи:

· создание оптимальных условий  для удовлетворения потребности  личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии при подготовке специалистов по программам высшего, послевузовского  и соответствующего дополнительного  профессионального образования;

· подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;

· льготное обучение и консультирование малозащищенных групп населения, инвалидов, беженцев, безработных и др.;

· проведение научно-исследовательских  работ и прикладных исследований по заказам предприятий0, организаций, учреждений и частных лиц;

· разработка, экспериментальная проверка и внедрение новых форм образовательного процесса;

· и другие задачи.

В соответствии с направлением деятельности ДИПИД:

· осуществляет подготовку кадров по программам высшего профессионального  образования в области прикладного  искусства, дизайна, экономики и  др.;

· привлекает к учебному процессу российских и зарубежных высококвалифицированных  специалистов в соответствующих  областях знаний;

· осуществляет подбор, прием на работу и консультации специалистов, в том  числе зарубежного отделения, учебные  и учебно-производственные центры, пункты, филиалы;

· принимает участие в работе научных совещаний, симпозиумов, конференций, осуществляет международный обмен  специалистами и учащимися;

· приобретает и распространяет лицензии, авторские права и патенты  на изобретения, проводит научные экспертизы;

· осуществляет как самостоятельно, так и совместно с другими  организациями НИИ, учебными заведениями  издательскую и полиграфическую  деятельность, и в том числе  научной литературы;

· разрабатывает и распространяет (в том числе и на коммерческой основе) кино-, видео-, компьютерную и  другую научно0-учебную литературу;

· другую деятельность, не запрещенную  законодательством РФ, деятельность в области образования.

В структуру института входят: факультеты по уровням подготовки, направлениям и специальностям, научно-исследовательская  часть, кабинеты, лаборатории, мастерские, библиотека, приемная комиссия.

В зависимости от нужд учредителей, района, города, региона отдельных  предприятий, институт помимо общеобразовательных  учебных программ, имеет право  осуществлять целевую подготовку кадров по специализированным программам.

Прием на обучение и научно-исследовательская  работа в институте осуществляется на основе договоров с предприятиями, организациями и частными лицами.

Институту принадлежит право собственности  на денежные средства, имущество и  другие объекты собственности, в  том числе интеллектуальной:

· переданные институту юридическими и физическими лицами, в том  числе иностранными в виде дара, пожертвования или по завещанию;

· являющиеся результатом собственной  деятельности института, либо приобретенные  на доходы от собственной деятельности.

За институтом в целях обеспечения  деятельности, предусмотренной уставом, учредители закрепляют на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные  комплексы, оборудование, а также  другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного  назначения. Имущество института  используется только на осуществление  его уставной деятельности и не может  быть перераспределено между учредителями ни в какой форме.

Деятельность института частично или полностью финансируется  его учредителями в соответствии с договором между ними. По договору между учредителями и институтом, он может функционировать на принципах  собственного самофинансирования самоокупаемости. Имущественные права института  защищаются законодательством РФ и не может быть отчуждено, конфисковано, реализовано во внесудебном порядке.

За счет доходов от текущей деятельности института формируются фонды: материально-технического развития, социальный, материального  поощрения и другие.

Институт вправе вести предпринимательскую  деятельность, соответствующую целям, для достижения которых он создан и в соответствии с действующим  законодательством. Доходы, полученные институтом в результате всех видов  деятельности, должны быть реинвестированы  в обеспечение учебного процесса, в размерах, установленных государственными актами.

Таблица 2

Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности НОУ «ДИПИД» в 2005 г.

 

№ п/п

Показатели

На начало отчетного года

На конец отчетного  года

Отклонения (+,-)

 

1

Основные средства, тыс. руб.

105,1

171

65,9

 

2

Дебиторская задолженность, руб.

0,5

2,0

1,5

 

3

Прибыль (убыток), тыс. руб.

140

241

101

 

4

Кредиторская задолженность, всего, тыс. руб.

В том числе:

перед персоналом, тыс. руб.

перед бюджетом, тыс. руб.

перед внебюджетными фондами, тыс. руб.

481,2

52,2

-

31,8

467

60

5

27

- 14,2

7,8

5

-4,8

 

5

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

685,7

701,5

15,8

 

6

Численность, чел.

68

68

-

 

7

Средняя заработная плата  на 1 работника, тыс. руб.

10,1

10,3

0,2

 
           

Как видно из таблицы в 2005 году произошло  увеличение таких показателей как  основные средства - на 65,9 тыс. руб., прибыли  на 101 тыс. руб., фонда оплаты труда - на 15,8 тыс. руб.

Увеличение основных средств произошло за счет поступлений от учредителей, а также основные средства были приобретены за счет полученной прибыли. Получение прибыли института связано с осуществлением предпринимательской деятельности, например за счет издательской и полиграфической деятельности, разработки и распространения на коммерческой основе кино-, видео-, компьютерной и другой научно-учебной литературы. Полученную прибыль институт реинвестирует в обеспечение учебного процесса и на нужды учреждения по уставной деятельности. Общая величина кредиторской задолженности уменьшилась на 14,2 тыс. руб.

В институте организуется текущий, оперативный и годовой отчет  и отчетность, предусмотренные законодательством и уставом. Итоги финансовой деятельности института отражаются в отчетах о доходах и расходах, в квартальном и годовом балансах. Контроль деятельности осуществляется ревизионной комиссией Совета учредителей, а также в установленном законодательством порядке финансовыми органами в пределах компетенции.

 

Глава 2. Бухгалтерский учет в НКО  и его особенности

2.1 Бухгалтерский учет отдельных  видов имущества НКО

В соответствии с нормами федеральных  законов «О некоммерческих организациях» (статья 25), «Об общественных объединениях» (статья 30), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (статья 16), и т.д. некоммерческая организация  может иметь в собственности  земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной  валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Имущество НКО, предназначенное для  использования в их основной (непредпринимательской) деятельности, можно условно разделить  на две части: используемое некоммерческой организацией для целей управления своей деятельностью и используемое непосредственно в основной деятельности. К последнему можно отнести оборудование учебных классов в образовательных  учреждениях, имущество детских  домов, используемое непосредственно  детьми, имущество, передаваемое благотворительными организациями нуждающимся, и т.д.

В деятельности НКО довольно распространенным является использование в основной (непредпринимательской) деятельности имущества, которое не отвечает условиям отнесения его к основным средствам  и материалам в той трактовке, которая предусмотрена официальными документами.

В отношении основных средств формально  имущество некоммерческой организации  не подпадает под критерии основных средств, данных в ПБУ 6/01. В пункте 4 этого ПБУ говорится, что «при принятии к бухгалтерскому учету  активов в качестве основных средств  необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ  или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного  времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая  перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования  является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Информация о работе Бухгалтерский учет в НКО