Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа
целью написания дипломной работы является изучение особенностей ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
• изучение требований законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, порядок организации и ведения бухгалтерского учета;
• рассмотрение вопросов ведения бухгалтерского учета, являющихся специфическими для некоммерческих организаций: учет имущества, средств целевого финансирования, а также доходов (расходов), получаемых от предпринимательской деятельности;
Введение
Глава 1. Правовой статус и организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
1.1 Правовой статус и правовые аспекты деятельности НКО
1.2 Организация бухгалтерского учета в НКО
1.3 Общеэкономическая характеристика организации
Глава 2. Бухгалтерский учет в НКО и его особенности
2.1 Бухгалтерский учет отдельных видов имущества НКО
2.2 Бухгалтерский учет доходов и расходов НКО
2.3 Особенности составления отчетности НКО
Глава 3 Аудит некоммерческих организаций
3.1 Необходимость и условия аудита некоммерческих организаций
3.2 Аудит деятельности некоммерческой организации
Литература
Что касается косвенных расходов, то организации в течение месяца следует наладить их обособленный учет, выделив для этого, например, отдельный субсчет на счете 26 "Общехозяйственные расходы". По окончании месяца сумма всех косвенных расходов за месяц должна быть распределена между видами деятельности (предпринимательской и уставной).
Во избежание разногласий с налоговыми органами состав косвенных расходов, подлежащих распределению, закрепляется как элемент учетной политики некоммерческой организации.
При определении состава косвенных
расходов необходимо принимать во внимание,
что для отнесения расходов к
косвенным, т.е. подлежащим распределению
между видами деятельности, организации
необходимо иметь документальное подтверждение
связи этих расходов с осуществлением
как уставной, так и предпринимательской
деятельности. При отсутствии веских
документальных подтверждений связи
тех или иных расходов с осуществлением
предпринимательской
Организации следует определить способ
распределения косвенных
При направлении чистой прибыли организации на финансирование ее уставной деятельности в бухгалтерском учете делается проводка:
-- отражена сумма чистой прибыли,
Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,
Кредит 86.
Таким образом, если организация некоммерческого сектора экономики помимо прочей уставной деятельности ведет предпринимательскую деятельность, то у нее возникает дополнительный набор обязательств. Такая организация, как бы становится на один уровень с коммерческими фирмами, осуществляет ведение бухгалтерского учета в таком же порядке и с одними и теми же требованиями.
2.3 Особенности составления
Порядок составления и представления отчетности некоммерческими организациями имеет следующие особенности.
Бухгалтерская отчетность, как завершающий этап учетного процесса, представляет собой совокупность показателей и аналитических данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязывает составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Некоммерческие организации и
их структурные подразделения, не осуществляющие
предпринимательской
бухгалтерский баланс (форма № 1);
отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Начиная с отчетности за 2003 г. введен в действие приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», которым установлено, что некоммерческая организация при принятии формы бухгалтерского баланса (форма № 1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».
При этом согласно п. 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, все некоммерческие организации имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности:
а) отчет об изменениях капитала (форма № 3);
б) отчет о движении денежных средств (форма № 4);
в) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) -- при отсутствии соответствующих данных.
Пунктом 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской
отчетности установлено, что некоммерческие
организации должны включать в состав
годовой бухгалтерской
Отчет о целевом использовании полученных средств является специальной формой, применяемой только некоммерческими организациями, существующими за счет целевых денежных средств.
Некоммерческие организации в отчете о целевом использовании полученных средств отражают данные по основной (уставной) деятельности об остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, данные о поступлении (подлежащем поступлении) указанных средств в течение отчетного периода, их расходовании в течение отчетного периода и остатках на конец отчетного периода. Указанные данные заполняются на основе данных, учтенных на счете учета фактических расходов, связанных с деятельностью некоммерческой организации и списанных на уменьшение целевых поступлений.
Средства целевого использования отражаются в форме № 6 по следующим группам расходов:
расходы на целевые мероприятия;
расходы на содержание аппарата управления;
расходы на приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества.
В случае превышения произведенных в отчетном периоде расходов над имеющимися целевыми средствами (с учетом остатка на начало отчетного периода) указанная разность отражается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках. При этом в пояснительной записке приводятся основания, по которым такое превышение было произведено. В бухгалтерском балансе указанные данные отражаются как прочие оборотные активы.
Бухгалтерская отчетность в составе «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках» представляется с приложением к ней пояснительной записки, а также аудиторского заключения в тех случаях, когда некоммерческая организация подлежит обязательному аудиту: ст. 7. п. 2. Федерального Закона от 07.08.2001 г. № 19-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
При заполнении отчета о прибылях и убытках (форма № 2) следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Все данные формы № 2 показываются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Отчет должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показывают с подразделением на обычные и чрезвычайные. Отчет должен содержать следующие числовые показатели:
1. выручка от продажи товаров,
продукции, работ, услуг за
вычетом налога на добавленную
стоимость, акцизов и т. п.
налогов и обязательных
2. себестоимость проданных
3. валовая прибыль;
4. коммерческие расходы;
5. управленческие расходы;
6. прибыль/убыток от продаж;
7. процент к получению;
8. процент к уплате;
9. доходы от участия в других организациях;
10. прочие операционные доходы;
11. прочие операционные расходы;
12. внереализационные расходы;
13. прибыль/убыток до
14. налог на прибыль и иные
аналогичные обязательные
15. прибыль/убыток от обычной деятельности;
16. чрезвычайные доходы;
17. чрезвычайные расходы;
18. чистая прибыль (непокрытый убыток).
Для реальной оценки финансово-хозяйственного положения организации, ее деятельности, платежеспособности к бухгалтерскому балансу прикладываются пояснения.
Следует учесть тот факт, что при формировании некоммерческой организацией отчета о прибылях и убытках статьи, которые не несут существенных данных для оценки финансовых результатов деятельности (либо нет информации, в виду отсутствия фактов хозяйственной деятельности по данным статьям), организации, могут не заполняться.
Некоммерческие учреждения, как уже отмечалось, могут иметь свои представительства, филиалы и другие структурные подразделения. В таком случае возникает необходимость составления общей (сводной) отчетности по всему учреждению. Сводная бухгалтерская отчетность -- это совокупность показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, которые имеют вклады в дочерние и зависимые предприятия. Она формируется в соответствии с Приказом Минфина России от 30.12.1996 г. № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности». Она составляется в объеме и порядке, установленных ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации». Сводная бухгалтерская отчетность может быть включена в состав публикуемой отчетности головной организации.
Отчетность некоммерческих организаций
перед налоговым органом. Состав
и порядок представления
В случае возникновения объекта
налогообложения расчеты по налогам
и другим платежам обязательного
исполнения представляются в государственный
налоговый орган. Представляется налоговая
декларация по налогам, которые некоммерческая
организация обязана
Налоговая отчетность, сдаваемая НКО даже при отсутствии предпринимательской деятельности:
- налоговая декларация по НДС (ежемесячно или ежеквартально - в зависимости от налогового периода - по форме, утвержденной приказом МНС России от 20.11.2003 № БГ-3-03/644);
справка о доходах физического лица по НДФЛ (на каждого работника по итогам года по форме № 2-НДФЛ);
налоговая декларация по налогу на имущество организаций (ежеквартально и по итогам года - по форме, утв. приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224, либо по формам, утв. региональными законами);
и некоторые другие.
Некоммерческие организации
Некоммерческие организации
Отдельные организации, в частности, благотворительные фонды, представляют в регистрационный орган отчет о финансово-хозяйственной деятельности; по вопросам использования имущества и расходование средств; раскрытия содержание благотворительных программ и их реализации. В таком отчете необходимо отразить и раскрыть ошибки, выявленные контрольными органами, при проведении различных проверок некоммерческой организации.
Другие отчеты, составляемые в произвольной
форме, представляются в те организации,
от которых они получали финансовую
или материальную помощь, или выполняли
возложенные на них поручения. Сроки
представления устанавливает
Внутренняя отчетность разрабатывается
самостоятельно и используется для
анализа эффективности
Учитывая факт отсутствия во многих
организациях некоммерческого сектора
экономики систем внутреннего контроля,
можно предположить, что появление
таковых способно существенно усовершенствовать
организационную систему
В случае несоблюдения сроков представления отчетности или ее не представления к нарушителям применяются меры взыскания. Согласно ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, ст. 119 НК РФ и ст. 15.5, ст. 13.19 КОАП РФ и руководители организаций и лица, ответственные за организацию и ведение учета, в случае уклонения от его ведения, искажения бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к ответственности (административной или уголовной) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность, предусмотренная за несвоевременное представление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности представлена в таблице :
Таблица 3
Ответственность, предусмотренная за нарушение сроков представления налоговой декларации
Нарушение |
Ответственность (меры наказания) |
Основа- ние |
|
Бухгалтерская отчетность |
|||
Непредставление в установленный
законодательством о налогах
и сборах срок либо отказ от представления
в налоговые, таможенные органы и
органы государственного внебюджетного
фонда оформленных в |
Наложение административного штрафа: - на граждан в размере от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда, (далее - МРОТ), то есть от 100 до 300 руб. - на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ, то есть от 300 до 500 руб. |
п. 1 ст. 15.6 КОАП РФ |
|
Грубое нарушение** правил
ведения бухгалтерского учета и
представления бухгалтерской |
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ, то есть от 2000 до 3000 руб. |
ст. 15.11 КОАП РФ |
|
Налоговая отчетность |
|||
Непредставление налогоплательщиком
в установленный декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 ст. 119 НКРФ (см. строку 2 данной таблицы) |
* Взыскание штрафа в
размере 5% суммы налога, подлежащей
уплате (доплате) на основе этой
декларации, за каждый полный
или неполный месяц со дня,
установленного для ее |
п. 1 ст. 119 НКРФ; ст. 15.5 КОАП РФ |
|
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации |
* Взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации; * 10% суммы налога, подлежащей
уплате на основе этой * Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ, то есть от 300 до 500 руб.* |
п. 2 ст. 119 НКРФ; ст. 15.5 КОАП РФ |
|
Статистическая отчетность |
|||
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а также представление недостоверной статистической информации |
Наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ, то есть от 3000 до 5000 руб. |
ст.13.19 КОАП РФ. |
|