Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа
целью написания дипломной работы является изучение особенностей ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
• изучение требований законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, порядок организации и ведения бухгалтерского учета;
• рассмотрение вопросов ведения бухгалтерского учета, являющихся специфическими для некоммерческих организаций: учет имущества, средств целевого финансирования, а также доходов (расходов), получаемых от предпринимательской деятельности;
Введение
Глава 1. Правовой статус и организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
1.1 Правовой статус и правовые аспекты деятельности НКО
1.2 Организация бухгалтерского учета в НКО
1.3 Общеэкономическая характеристика организации
Глава 2. Бухгалтерский учет в НКО и его особенности
2.1 Бухгалтерский учет отдельных видов имущества НКО
2.2 Бухгалтерский учет доходов и расходов НКО
2.3 Особенности составления отчетности НКО
Глава 3 Аудит некоммерческих организаций
3.1 Необходимость и условия аудита некоммерческих организаций
3.2 Аудит деятельности некоммерческой организации
Литература
Глава 3 Аудит некоммерческих организаций
3.1 Необходимость и условия
В условия развития рыночных отношений
огромное значение приобретает возможность
приобретать достоверную
Некоммерческие организации, как
и многие другие хозяйствующие субъекты
системы народного хозяйства, могут
подвергаться обязательному аудиту
по инициативе вышестоящих органов
(в том числе и
Проведение обязательных аудиторских
проверок диктуется законодательством
Российской Федерации, в частности
в Федеральном законе от 07.08.2001 г.
№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
указывается, что организация источником
образования средств которой
являются предусмотренные
Пункт 3 данной статьи указывает, что,
если объем выручки организации
или индивидуального
Согласно этому закону аудиту бухгалтерской
(финансовой) отчетности подлежат такие
некоммерческие организации, как фонды
(включая общественные), фондовые биржи,
зарегистрированные как некоммерческие
партнерства, а также наиболее крупные
некоммерческие организации, валюта баланса
которых превышает в 200 тыс. раз
установленный МРОТ. Для этих некоммерческих
организаций аудиторское
При получении некоммерческими
организациями, занимающимися
Некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц, подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке.
Необходимость проведения аудита может
возникнуть также по требованию органа,
осуществляющего целевое
Требование аудита выдвигается и при выдаче некоммерческой организации паспорта благотворительности.
Инициативный аудит по решению органа управления некоммерческой организации осуществляется в виде проверок деятельности функционирования данной организации. Такая потребность, как правило, возникает из-за отсутствия у некоммерческой организации четко налаженной системы внутреннего контроля, не говоря уже о наличии органа осуществляющего процедуры внутреннего аудита. Это объясняется в первую очередь специфичностью деятельности организаций некоммерческого типа, особенностями их организационной структуры.
Наряду с аудиторскими проверками аудиторские организации могут выполнять сопутствующие аудиту услуги. Их перечень дан в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности».
Наиболее часто некоммерческие
организации прибегают к
· К постановке и восстановлению бухгалтерского учета. Услуга по постановке бухгалтерского учета бывает необходима, если некоммерческая организация только что зарегистрировалась и ее бухгалтер не знает, как оформить договорные отношения с теми, кто эту организацию будет финансировать, как правильно сформулировать источник поступления средств в договоре и в первичных документах, какие расходы можно производить в рамках уставной непредпринимательской деятельности, какие налоги нужно будет платить, а какие нет и т.д.
Восстановление бухгалтерского учета -- услуга, сходная с его постановкой. Но к ней прибегают, когда некоммерческая организация уже проработала некоторое время, но еще не обзавелась опытным бухгалтером, знающим особенности бухгалтерского учета в некоммерческой сфере.
· К бухгалтерскому, налоговому, правовому
и управленческому
· К разработке бюджета организации.
· К автоматизации бухгалтерского учета.
Часть сопутствующих аудиту услуг несовместима с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки. Из указанного перечня -- это восстановление бухгалтерского учета, постановка бухгалтерского учета является совместимой услугой.
Другими несовместимыми услугами являются менее часто встречающиеся в работе аудиторов с некоммерческими организациями услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности. Поручая аудиторам выполнение таких услуг, НКО не сможет в ближайшие 3 года привлекать их к аудиторской проверке.
3.2 Аудит деятельности
При проведении аудита деятельности некоммерческой организации проверяется следующее.
Начальным этапом при проведении аудита любой организации является проверка учредительных документов, поскольку они являются основными документами, отражающими особенности ее деятельности. Понимание деятельности, основанное на анализе учредительных документов, помогает уяснить экономическую политику некоммерческой организации, проводимую ею учетную политику, идентифицировать хозяйственные операции, проводимые некоммерческой организацией, а также определить правильность применения нормативно-правовых документов, регулирующих ее деятельность.
Основной учредительный
Информация, которая должна быть раскрыта в уставе некоммерческих организаций, указана в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. текущих изменений). В частности, в уставе должны быть отражены:
наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
место нахождения некоммерческой организации;
порядок управления деятельностью;
предмет и цели деятельности;
сведения о филиалах и представительствах;
права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
источники формирования имущества некоммерческой организации;
порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
иные положения, предусмотренные действующим законодательством.
Некоммерческая деятельность должна соответствовать уставным документам организации, а коммерческая деятельность, которая тоже может иметь место, должна быть в учете отделена от некоммерческой. Полученные от коммерческой деятельности средства должны быть также использованы в строгом соответствии с требованиями уставных документов
Основными ошибками, выявляемыми при проверке соответствия деятельности организации ее уставу, являются несоответствие фактического порядка приема в члены организации тому порядку, который указан в уставе, и нарушение руководящими органами полномочий, указанных в уставе. Членские взносы, неправильно оформленные в бухгалтерском учете, могут быть признаны внереализационными доходами некоммерческой организации. В результате при налоговой проверке некоммерческая организация будет вынуждена уплатить с этих сумм налог на прибыль. Нарушение руководящими органами некоммерческой организации полномочий, указанных в уставе этой организации может привести в приостановлению деятельности организации.
Все некоммерческие организации должны действовать на основании сметы или бюджета. Смета показывает направления расходования средств и составляется в тех некоммерческих организациях, которые не имеют стабильного источника финансирования своей деятельности, например в религиозных организациях, существующих только за счет пожертвований. В отличие от сметы бюджет некоммерческой организации содержит и доходную, и расходную части. Бюджет некоммерческой организации показывает, откуда должны были поступить средства на заявленную в уставе деятельность, на какие цели предполагалось израсходовать эти средства и что фактически получилось.
Начинать проведение аудита следует с проверки правильности составления бюджета (сметы) и реалистичности цифр, отраженных в нем.
При необходимости бюджет (смета) может корректироваться. В этом случае аудитору следует ознакомиться со всеми редакциями бюджета (сметы) и оценить причины таких изменений.
При оценке доходной части бюджета аудитор должен оценить фактор вероятности получения денежных средств. Доходная часть бюджета может включать в себя поступления как в денежной, так и в натуральной форме, а также возможность выполнения работ добровольными активистами. При проверке расходной (затратной) части бюджета необходимо учитывать прямые расходы, предусмотренные бюджетами целевых программ и косвенные, административные.
При отсутствии бюджета (сметы) в некоммерческой
организации возможно предъявление
налоговыми органами обвинения в
нецелевом использовании
В уставной непредпринимательской
деятельности некоммерческой организации
можно выделить два основных процесса:
получение средств и
Этап I: подтверждение того, что
средства поступили в рамках уставной
непредпринимательской
Этап II: проверку прочих доходов организации.
На первом этапе аудитор получает
информацию из устава, договоров, копий
платежных поручений, из приходных
кассовых ордеров. По уставу уточняется
организационно-правовая форма, выявляются
виды деятельности, уточняется вопрос,
имеет ли организация членство, является
ли она благотворительной, кто является
ее учредителями и т.д. Договоры дают
информацию о юридических лицах,
финансирующих деятельность некоммерческой
организации, об их требованиях в
отношении использования
Поступления средств в некоммерческую организацию возможны:
· от учредителей организации;
· от членов организации в виде вступительных и членских взносов;
· от других юридических и физических
лиц, в том числе иностранных,
в форме безвозмездной помощи
(содействия), грантов, пожертвований,
благотворительной помощи, целевых
поступлений, целевого финансирования,
прочих поступлений, поступлений от
ведения предпринимательской
Для получения безвозмездной помощи (содействия) необходимо иметь специальное удостоверение. Его выдают Комиссия по вопросам международной технической помощи при Правительстве РФ и Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ. Наличие соответствующего удостоверения однозначно решает вопрос о непризнании поступлений доходом для целей налогообложения.