Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа
целью написания дипломной работы является изучение особенностей ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
• изучение требований законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, порядок организации и ведения бухгалтерского учета;
• рассмотрение вопросов ведения бухгалтерского учета, являющихся специфическими для некоммерческих организаций: учет имущества, средств целевого финансирования, а также доходов (расходов), получаемых от предпринимательской деятельности;
Введение
Глава 1. Правовой статус и организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
1.1 Правовой статус и правовые аспекты деятельности НКО
1.2 Организация бухгалтерского учета в НКО
1.3 Общеэкономическая характеристика организации
Глава 2. Бухгалтерский учет в НКО и его особенности
2.1 Бухгалтерский учет отдельных видов имущества НКО
2.2 Бухгалтерский учет доходов и расходов НКО
2.3 Особенности составления отчетности НКО
Глава 3 Аудит некоммерческих организаций
3.1 Необходимость и условия аудита некоммерческих организаций
3.2 Аудит деятельности некоммерческой организации
Литература
Кредит счета 71.
Поступившие предметы учитываются
в дальнейшем в рамках оперативного
учета по местам использования и
материально-ответственным
Использование материалов для использования в уставных целях отражается:
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;
Кредит счета 10.
Специфика отражения этих операций
в некоммерческих организациях заключается
в том, что НДС, как правило, является
невозмещаемым налогом и
Дебет счета 86 «Целевое финансирование»;
Кредит счета 26.
При передаче материалов для использования применяется только один способ оценки -- себестоимость каждой единицы. Применение этого способа оценки для инвентаря и хозяйственных принадлежностей отражается в учетной политике НКО.
В случае осуществления НКО
2.2 Бухгалтерский учет доходов и расходов НКО
Закон от 12.01.1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» прямо указывает
на то, что некоммерческая организация
может осуществлять один вид деятельности
или несколько видов
Организации некоммерческого сектора экономики имеют право вести коммерческую (предпринимательскую) деятельность. При этом НКО предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью при соблюдении следующих условий:
- предпринимательская
- доходы от предпринимательской
деятельности должны быть
Источниками формирования имущества в денежной и иных формах, носящими целевой характер являются:
бюджетные поступления;
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные
труд активистов и добровольцев;
другие, не запрещенные законом поступления.
Законами могут
Таким образом, все источники формирования
имущества некоммерческих организаций
можно разделить на целевые поступления
(в любой форме) и на доходы от
предпринимательской
Рис. 2 Источники формирования имущества некоммерческих и коммерческих организаций
Если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность, то бухгалтерский учет доходов и расходов ведется в порядке, установленном для коммерческих организаций в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Для учета целевых доходов и целевых расходов предусматривается счет 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется:
в разрезе источников их поступления (субсчет 86-1 «Целевое финансирование по видам поступлений»);
по назначению целевых средств (субсчет 86-2 «Расходование средств целевого финансирования», а к нему аналитические счета).
Для аналитического учета поступлений целевого финансирования (источников) в рабочем плане счетов к счету 86-1 «Целевое финансирование по видам поступлений» можно открыть следующие аналитические счета:
86-1.1 «Вступительные взносы»,
86-1.2 «Членские взносы»,
86-1.3 «Паевые взносы»,
86-1.4 «Целевые взносы»,
86-1.5 «Добровольные взносы»,
86-1.6 «Доходы от
86-1.7 « Прочие поступления ».
Для аналитического учета использования
средств НКО в рабочем плане
счетов можно открыть к счету
86-2 «Расходование средств целевого
финансирования» следующие
86-2.1 «Расходы на целевые
86-2.2 «Расходы на содержание
86-2.3 «Расходы на приобретение основных средств, материалов»,
86-2.4 «Прочие расходы».
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования различных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86:
-- поступление целевых денежных средств от участников, учредителей, спонсоров отражается:
Дебет счета 50 (51, 52, 55),
Кредит счета 86;
-- поступление имущественных
Дебет счетов 07, 08, 10, 15, 41 и др.,
Кредит счета 86;
-- присоединение к средствам
целевого финансирования
Дебет счета 99.,
Кредит счета 86;
Если целевое финансирование осуществляется частями, составляется бухгалтерская проводка:
Дебет счета 76,
Кредит счета 86;
Целевые средства, а также доходы
от предпринимательской
Унифицированной формы сметы доходов
и расходов не существует. Это объясняется
тем, что НКО могут иметь
Средства целевого использования
отражаются в форме № 6 «Отчет о
целевом использовании
расходы на целевые мероприятия;
расходы на содержание аппарата управления;
расходы на приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества.
Использование целевых доходов отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами:
· 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО;
К общехозяйственным расходам относят расходы непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг), а обусловленные нуждами управления организации. В частности, к управленческим расходам относятся:
расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
расходы на материально-техническое обеспечение для деятельности включая амортизационные отчисления, расходы на содержание служебного автотранспорта или оплату транспорта или оплату транспортных услуг для нужд управления, оплату услуг всех видов;
-- амортизация нематериальных
арендная плата;
абонентская плата за телефон и почтово-телеграфные расходы;
канцелярские расходы;
расходы на обеспечение безопасности организации;
расходы по оплате информационных, консультационных, аудиторских, юридических услуг, услуг нотариусов и т. п.;
расходы по подготовке кадров, повышение квалификации, обучение работников штата организации, на договорной основе с образовательными учебными заведениями;
расходы по проведению обязательного аудита;
командировочные и представительские расходы;
--расходы на ведение
расходы по уплате налогов и иных обязательных платежей;
расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений, мероприятий, на которые получены средства бюджетного финансирования;
расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности;
расходы по работе со структурными подразделениями учреждения;
потери и списания;
Необходимо отметить тот факт, что
существует определенная группа расходов
так называемого "смешанного характера".
Такие расходы организация
К "смешанным расходам" относятся:
на сертификацию продукции (работ, услуг);
на обеспечение пожарной безопасности
принадлежащей организации
· 83 «добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
· 98 «Доходы будущих периодов» -
при направлении бюджетных
Составляются следующие
--средства целевого
Дебет счета 86,
Кредит счета 20 (26);
При этом следует отметить, что счета 20 и 26 предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности (в соотве5тствии с ПБУ 10/99). Однако расходы за счет средств целевого финансирования не являются расходами по обычным видам деятельности и положения ПБУ 10/99 на эти расходы не распространяются.
Таким образом, расходы, непосредственно связанные с ведением уставной деятельности, могут отражаться двумя способами: на счете 20 (субсчет «Расходы по уставной деятельности») или 26 с последующим отнесением на счет 86 и непосредственно на счете 86. Порядок учета расходов по уставной деятельности отражается в учетной политике НКО.
--возвращены средства
Дебет счета 86,
Кредит счета 50 (51,51,55);
--с расчетного счета
Дебет счета 60,
Кредит счета 51;
--получено оборудование (основные
средства), приобретенные за счет
средств целевого
Дебет счета 08,
Кредит счета 60;
--средства целевого
Дебет счета 86,
Кредит счета 20;
-- средства целевого
Дебет счета 86,
Кредит счета 83.
В соответствии с пп. 3 ст. 24 Закона № 7-ФЗ НКО должны вести учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности и по уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, раздельно. Основной проблемой при этом, как правило, является учет расходов. НК РФ в понятие «раздельный учет» в разных ситуациях вкладывается разный смысл:
1) раздельный учет операций (п.4 ст. 149 НК РФ);
2) раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п.7 ст. 346.26 НК РФ);
3) раздельный учет доходов и расходов (п.1 ст. 321, п.20 ст.346.38 НК РФ);
4) раздельный учет доходов (п.14 ст.251, п.2 ст.274, п. 1 ст.295, п.1 ст. 321 НК РФ);
5) раздельный учет расходов (п.14 ст.251, п.3 ст.261, п. 2 ст.274, п.1 ст.296, п.1 ст. 321 НК РФ);
6) раздельный учет сумм налога (НДС) (п.4 ст.170 НК РФ).
Отсутствие раздельного учета влечет за собой огромное количество неблагоприятных последствий: от налоговых санкций за нарушение налогового законодательства до ликвидации организации.
При этом порядок ведения раздельного учета в некоммерческой организации на нормативном уровне не определен.
Поэтому некоммерческой организации следует самостоятельно разработать способ распределения затрат между уставной и предпринимательской деятельностью и закрепить его в своей учетной политике. При этом необходимо руководствоваться следующим.
Во-первых, необходимо четко разделить все расходы организации на:
прямые, под которыми подразумеваются те расходы, которые непосредственно связаны с осуществлением какого-либо одного вида деятельности (производство конкретного товара, оказания услуги, выполнения работы).
косвенные, под которыми понимаются те расходы, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности организации в целом.
Определившись с составом прямых затрат, организация должна вести раздельный учет прямых затрат по трем основным группам:
расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности организации в целом;
расходы, связанные с осуществлением конкретных целевых программ (по видам программ);
расходы, связанные с осуществлением
предпринимательской