Бухгалтерский учет в НКО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание

целью написания дипломной работы является изучение особенностей ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
• изучение требований законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, порядок организации и ведения бухгалтерского учета;
• рассмотрение вопросов ведения бухгалтерского учета, являющихся специфическими для некоммерческих организаций: учет имущества, средств целевого финансирования, а также доходов (расходов), получаемых от предпринимательской деятельности;

Содержание

Введение
Глава 1. Правовой статус и организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
1.1 Правовой статус и правовые аспекты деятельности НКО
1.2 Организация бухгалтерского учета в НКО
1.3 Общеэкономическая характеристика организации
Глава 2. Бухгалтерский учет в НКО и его особенности
2.1 Бухгалтерский учет отдельных видов имущества НКО
2.2 Бухгалтерский учет доходов и расходов НКО
2.3 Особенности составления отчетности НКО
Глава 3 Аудит некоммерческих организаций
3.1 Необходимость и условия аудита некоммерческих организаций
3.2 Аудит деятельности некоммерческой организации
Литература

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 93.80 Кб (Скачать документ)

Согласно Налоговому кодексу РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет  следующим условиям:

· гранты предоставляются на безвозмездной  и безвозвратной основе физическими  лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и  международными организациями и  объединениями по перечню таких  организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

· гранты предоставляются на осуществление  конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

· гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Таким образом, если аудитор обнаружил  поступление средств с формулировкой «грант», он должен проверить, соблюдены ли указанные выше условия.

Аудитор проверяет: имеется ли договор  с грантодателем, в котором указаны условия предоставления средств; кто перечислил или внес наличными в кассу грантовый взнос; если это иностранная или международная организация (объединение), то включена ли она в указанный главой 25 перечень2; на какие цели поступили средства.

Если все указанные условия  соблюдены, то поступившие средства могут считаться грантами в целях  налогообложения.

Получателями пожертвований могут  быть:

· учреждения социальной защиты и  другие аналогичные учреждения;

· благотворительные, научные и  учебные учреждения;

· фонды, музеи и другие учреждения культуры;

· общественные и религиозные организации;

· государство и другие субъекты гражданского права.

Пожертвованием признается дарение  вещи, в том числе денег, или  права в общеполезных целях. Пожертвование  может поступить и на расчетный  или валютный счета. Такие пожертвования  обычно поступают и от физических, и от юридических лиц. Дарение (пожертвование) движимого имущества должно быть оформлено договором дарения, если дарителем является юридическое  лицо и стоимость дара превышает 5 установленных законом минимальных  размеров оплаты труда. Причем письменная форма договора подразумевает как составление документа, подписанного сторонами, так и обмен документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей установить, что документ исходит от стороны по договору. В случае, если пожертвование поступило от физического лица, в кассе проверяемой некоммерческой организации должен присутствовать приходный кассовый ордер с указанием ФИО жертвователя и его паспортных данных.

Пожертвования может быть сделано  анонимно. В этом случае первичным  документом, подтверждающим то, что  поступление средств является пожертвованием на уставные цели некоммерческой организации, является акт приема пожертвований  и приходный кассовый ордер со ссылкой на этот акт. Акт должен быть подписан комиссией, в которую обычно входят руководитель некоммерческой организации, главный бухгалтер и председатель, или членом ревизионной комиссии, если таковая имеется согласно уставным документам. При этом необходимо соблюдать  следующие условия:

· в учетной политике проверяемой  организации должна быть представлена форма акта со всеми необходимыми реквизитами первичного документа, оговоренными в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»;

· распоряжением по организации  следует установить состав комиссии по оприходованию анонимных пожертвований.

· если пожертвование поступает  через ящик приема пожертвований, то распоряжением по организации следует  установить периодичность вскрытия этого ящика.

Некоммерческая организация, в уставе которой предусмотрена  благотворительная деятельность, может  оформить поступившие средства как  благотворительную помощь. Аудитору следует учитывать, что указание в платежных документах на то, что  поступившие средства являются целевыми поступлениями или целевым финансированием, не означает их освобождения от налогообложения. Их перечень согласно НК РФ является исчерпывающим.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций  и ведение ими уставной деятельности относятся:

· вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и  отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации;

· имущество, переходящее  некоммерческим организациям по завещанию  в порядке наследования;

· суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление  уставной деятельности некоммерческих организаций;

· средства и иное имущество, которые получены на осуществление  благотворительной деятельности;

· совокупный вклад учредителей  негосударственных пенсионных фондов;

· пенсионные взносы в негосударственные  пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

· использованные по целевому назначению поступления от собственников  созданным ими учреждениям;

· отчисления адвокатских  палат субъектов Российской Федерации  на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским  съездом адвокатов;

· средства, поступившие  профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями  социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

· имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями  на осуществление уставной деятельности».

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны  вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются  как подлежащие налогообложению  с даты их получения.

Наличие среди имущества  некоммерческой организации безвозмездно полученных основных средств и материалов требует проверки реалистичности их оценки, для чего аудитор может  направить письменный запрос в органы статистики или использовать данные экспертов по оценке.

Даже в том случае, если некоммерческая организация не осуществляет предпринимательской деятельности, она может иметь внереализационные  доходы (например, доход от реализации ненужного имущества, доход в  виде процента банка, начисленного за пользование остатком на счете, и  т.п.).

В случае если подобные операции имели место за отчетный период, некоммерческие организации должны обеспечить раздельный учет целевых  поступлений по основной уставной деятельности и доходов от внереализационных  операций. Аудитор проверяет правильность исчисления налогов, связанных с  получением внереализационных доходов.

В ходе проведения аудита доходов  аудитору необходимо получить представление  об оформлении поступления целевых  средств в бухгалтерском учете. Аудитор проверяет ведение аналитического учета по назначению средств в разрезе источников поступлений.

Некоммерческие организации  имеют право осуществлять предпринимательскую  деятельность. Предпринимательская  деятельность должна носить дополнительный характер к основной уставной деятельности, в частности способствовать формированию материальной базы некоммерческих организаций, создавая условия для выполнения целей и задач, записанных в их уставах.

Аудит расходования средств  на уставную непредпринимательскую  деятельность некоммерческой организации  заключается в оценке соответствия бухгалтерских записей первичным  документам и соответствия расходов содержанию деятельности организации  и требованиям юридических и  физических лиц, от которых поступили  средства.

В составе расходов некоммерческой организации, не занимающейся предпринимательской  деятельностью, можно выделить прямые расходы на выполнение некоммерческих проектов (программ) и косвенные, или  административные, расходы. Если организация имеет статус благотворительной, то доля административно-управленческих расходов не должна превышать 20% от общей суммы средств, поступивших на выполнение проекта.

Наряду с аудитом процессов  поступления и расходования средств, проводится пообъектный аудит отдельных операций, например операций с наличными и безналичными денежными средствами, операций с основными средствами.

Специфическими для некоммерческой деятельности ошибками, выявленными  при аудите некоммерческой организации, являются:

· несоответствие деятельности уставным документам. В этом случае все поступления средств могут  быть изъяты в доход государственного бюджета;

· неправильное оформление членства и поступления членских взносов, ошибки и недочеты в оформлении иных поступлений. В этом случае поступившие  средства могут быть признаны внереализационными доходами и обложены налогом на прибыль;

· несоблюдение требований грантодателей и иных юридических и физических лиц, от которых поступили средства;

· ошибки и недочеты в  оформлении расходования средств на заработную плату, командировки и другие поездки, на проведение выездных заседаний, конференций, съездов.

Они могут существенно  исказить остаток по счету 86 «Целевое финансирование», однако необходимость  уплаты налогов, штрафные санкции, выполнение требований возврата средств могут  существенным образом сказаться  на платежеспособности некоммерческой организации, ее способности продолжать свою деятельность в обозримом будущем.

 

Литература

6) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете».

7) Гражданский кодекс  Российской Федерации. Части I, II, и III. M.: Проспект, 2003.

8) Налоговый кодекс Российской  Федерации. - М.: Омега - Л, 2006.

9) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет материально-производственных  запасов» ПБУ 5/01 .

10) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет основных средств»  ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина  РФ от 18.05.2002 № 45н)

11) Методических указания  по бухгалтерскому учету основных  средств, утвержденных приказом  Министерства финансов РФ от 13 октября 2003 г. №91н.

12) Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом  Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н;

13) Андреев С.Н. Оценка  результативности деятельности  некоммерческих субъектов.// Некоммерческие организации в России. - 2005. - №4;

14) Батурина М.В. Учетная  политика: отличия коммерческого  и некоммерческого учета. // Некоммерческие организации в России. - 2004. - №6.;

15) Батурина М.В. Ошибки, наиболее часто встречающиеся  в учете и отчетности НКО. // Некоммерческие организации в России. - 2005. - №3;

16) Захарьин В.Р. Бухгалтерский  учет и налогообложение некоммерческих  организаций. - М.: ИНФРА - М, 2002.

17) Козлова Е.П., Бабченко  Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский  учет в организациях. - М.: - Финансы  и статистика, 2003г.

18) Кондраков Н.П. Бухгалтерский  учет. - М.: - Инфра - М, 2004г.

19) Кошкина М.В. О некоторых  особенностях налогообложения и  бухгалтерского учета средств  целевого финансирования, поступающих  в адрес НКО. // Некоммерческие  организации в России. - 2003. - №1;

20) Кошкина М.В. Особенности  формирования балансовой стоимости  основных средств в НКО . // Некоммерческие организации в России. - 2003. - №4;

21) Макальская М.Л., Константинова С.Б., Пирожкова Н.А. Аудит некоммерческих организаций. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. - 192 с.

22) Макальская М.Л. Аудит НКО. // Некоммерческие организации в России. - 2004. - №4;

23) Некоммерческие организации:  правовое регулирование, бухгалтерский  и налоговый учет в свете  последних изменений законодательства. - М.: Информцентр 21 века, 2005, - 320 с.

24) Отраслевые особенности  учета в некоммерческих организациях, 2-е изд. / Г.И. Пашигорева, В.И. Пилипенко. - СПб.: Питер, 2003. - 176 с.

25) Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. Самоучитель по бухгалтерскому учету. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. - 608 с.

26) Радачинский В.И. Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях. - М.: Издательство «Альфа-пресс», 2005. - 256 с.

27) Фельдман И.А. Учет  расходов НКО и ее имущества  с использованием счета 96 «Резервы  предстоящих расходов. // Некоммерческие  организации в России. - 2004. - №4;


Информация о работе Бухгалтерский учет в НКО