Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание

Целью работы ставлю изучение инвентаризации вообще как процесса, правила отражения ее данных в бухгалтерском учете. Кроме того, постараюсь выявить практически допущенные ошибки и недочеты. Необходимо определить область применения полученных в результате инвентаризации данных.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:
Рассмотреть сущность инвентаризации, ее цели и задачи.
Изучить принципы организации проведения и оформления инвентаризации.
Изучить организацию бухгалтерского учета результатов инвентаризации.
Изучить документальное оформление результатов инвентаризации на РДТУП «Медтехника».
Выявить недостатки и предложить пути улучшения порядка проведения инвентаризации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проведения и оформления инвентаризации…….….5

Понятие инвентаризации, ее цели и задачи………….……………………..5


Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета…………………………………………………………….11

Порядок проведения и оформления инвентаризации…………………….13


Исследование вопросов проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете (на примере РДТУП «Медтехника»)……………………………24


Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...24


Оформление результатов инвентаризации имущества и обязательств; отражение в учете ее результатов……………………………………………………...31

2.3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете………..40
3. Рекомендации по совершенствованию порядка проведения, оформления и отражения в учете результатов инвентаризации……………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………...53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

Собственно курсач.doc

— 611.50 Кб (Скачать документ)
 
      • выявление причин несвоевременного или неверного  отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место.
 
      •  сопоставление  фактически полученных данных  о наличии имущества в натуре  с данными аналитического и  синтетического учета (выявление излишков и недостач);
      • проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.
 
      • определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
 
      • проверка  полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния.
 
      • проверка  состояния товарно-материальных ценностей (их фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей,
 
      • приведение  учетной оценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями.
 

    Инвентаризация - один из важнейших приёмов контроля сохранности собственности, качественного состояния сырья, материалов, готовых изделий, правильности ведения складского хозяйства и текущего учёта. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления. 

    Инвентаризация  проводится в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением МинФина РБ от 30 ноября 2007 г. №180. Согласно этому документу предприятия обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса. 

    Основными задачами инвентаризации является: 

      • выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и  денежных средств, ценных бумаг, а также  объемов незавершенного производства в натуре;
 
      • контроль  за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств  путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
 
      • выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;
 
      • выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
 
      • проверка  соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
 
      • проверка  реальной стоимости учтенных на балансе  товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.
 

    Законодательством   предусмотрены   различные  формы  и  методы проведения  инвентаризации,  которые  организация может использовать при составлении порядка проведения инвентаризации с учетом специфики своей  деятельности  и  задач,  которые  необходимо  решить  в  ходе инвентаризации.   Виды   инвентаризации  отражены в таблице 1.1.1: 

     Таблица 1.1.1. – Виды инвентаризации 

Классификация Вид инвентаризации Отличительные особенности
1. Обязательность проведения Обязательная Проводится обязательно в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Инициативная Проводится  самостоятельно по решению руководителя организации
2. По периодичности Плановая  Проводится  в соответствии с утвержденным планом.
Внеплановая Проводится внезапно по решению руководителя организации.
3. По степени охвата Полная  Инвентаризации  подлежат все объекты имущества  и обязательств организации.
Частичная Проверяется один или несколько видов имущества  в определенных местах хранения.
 

    Не  вдаваясь  в  подробности  перечисления  положений,   изложенных   в Методических указаниях, хотелось бы обратить внимание  на  пункт таблицы 1,  где приводятся случаи, в которых инвентаризация проводится в обязательном порядке: 

    • При смене  собственника или реорганизации предприятия
 
    • При ликвидации предприятия
 
    • Перед составлением годовой отчетности
 
    • При  смене  руководителя  предприятия или  другого материально ответственного лица
 
    • При смене  материально ответственных лиц (на  день  приема/передачи дел)
 
    • При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления,  а также порчи ценностей
 
    • После пожара или стихийных бедствий
 
    • По решению  контролирующих, судебных и других уполномоченных  на  то органов.
 

    К сожалению, эти требования часто не  выполняются,  в результате  чего после  увольнения  материально-ответственных  лиц  нередко  вскрываются значительные суммы  недостач  материальных  и  денежных  средств,  иски  на взыскание которых впоследствии к виновным не предъявляются,  и  списываются эти суммы в конце года в большинстве случаев на финансовые результаты,  что делать категорически запрещено.

    Выборочные     инвентаризации     и     контрольные     проверки в течение   года    дисциплинируют    работников    предприятия,    позволяют своевременно  вскрыть   нарушения,   злоупотребления   и   факты   хищения, содействуют  сохранности  имущества  предприятия.  Там,   где   материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей  работой  со  стороны работников  бухгалтерской  службы,  вероятность  злоупотребления  и  фактов хищения имущества сводится к минимуму. 

    В  деле  обеспечения  сохранности  материальных  ценностей  и  денежных средств важное значение имеют подбор, расстановка и  воспитание  работников, занимающих должности, связанных с материальной ответственностью.

    В целях  усиления  ответственности  лиц  за  сохранность  вверенных  им материальных  ценностей  и  денежных  средств   администрация   предприятия заключает письменные  договоры  о  полной  ответственности  с  работниками, достигшими 18-летнего возраста,  занимающими должности или выполняющими работы,  непосредственно связанные с хранением,   обработкой,   продажей, перевозкой или применением в процессе  производства  переданных им ценностей.

    Назначение,  увольнение,   перевод  и   перемещение    работников,   с которыми  заключается    или заключены   письменные  договоры   о   полной материальной   ответственности,    производятся    по    согласованию с главным    бухгалтером    (лицом, его заменяющим).

    Таким образом, проведение инвентаризации – один из важнейших процессов в организации, так как она позволяет обеспечивать систематический контроль  за состоянием и изменением хозяйственных средств и источников  их формирования. 
 
 

    1.2.  Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета. 

    Все явления в природе и обществе  находятся  во  взаимосвязи  и  взаимообусловленности. Это в полной  мере  относится  к  объектам  бухгалтерского учета, которые находят отражение во взаимной связи и  постоянном  движении. Возможность получить  показатели,  отражающие  величину хозяйственных средств и их движения в  процессе  деятельности  предприятия, обеспечивает метод бухгалтерского учета. Для  метода  бухгалтерского  учета характерным является использование целого ряда приемов и способов,  каждый из которых дает  возможность  получить  информацию  об  отдельных  сторонах изучаемого  предмета,  а  в  совокупности  обеспечивают  его   сплошное   и непрерывное отражение. 

    Составные элементы метода бухгалтерского учета  обеспечивают  проведение наблюдения за объектами, их  измерение,  группировку  и  обобщение  учетных данных. 

    Элементы  метода бухгалтерского учета: 

    • документация;
 
    • инвентаризация;
 
    • оценка;
 
    • калькуляция;
 
    • счета и  двойная запись;
 
    • бухгалтерский баланс и отчетность.
 

    Все перечисленные элементы  метода  бухгалтерского  учета  представляют собой единую систему.  Бухгалтерский учет может  выполнить  предназначенные ему функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти элементы, во-первых, в совокупности;  во-вторых,  в последовательности,  предопределенной  методологией   сбора,   регистрации, систематизации  и  передачи   информации   о   хозяйственной   деятельности предприятия. 

    Документация  должна  обеспечить  непрерывное  отражение  в  специальных носителях информации всех хозяйственных операций,  но  иногда  изменения  в составе хозяйственных средств не поддаются регистрации в тот момент,  когда они произошли. Например,   уменьшение  величины  материальных  ценностей  в результате их хранения или перевозки вследствие особых естественных свойств этих ценностей и т. п.

    Все  эти   факты   выявляются   и   регистрируются   путем   проведения инвентаризации.  

    Инвентаризация  не может проводится без оценки, т.к. в результате оценки мы получим фактическое наличие средств или изменений в их объеме в денежном выражении, вместо натурального.

    Но  в  основе  денежной  оценки  лежит   калькулирование.   Калькуляция позволяет  определить  фактическую  себестоимость  объектов   в  связи   с потребностью  выявить отклонения  индивидуальных  затрат  от   общественно необходимых.

    Применение  оценки и калькуляции в  бухгалтерском  учете  позволяет  все объекты  учета и изменения выразить в  едином  измерителе  -  в  рублях.  Это свойство  результатов  измерения  в  едином  стоимостном  измерителе  широко используется в инвентаризации.

    Результаты  инвентаризации  необходимо  как-то  отразить.   Для   этого применяются  счета.  Они  необходимы  для  группировки  и  текущего   учета состояния и движения каждого вида хозяйственных  средств  и  источников  их образования. Так  в  бухгалтерском  учете  выявленные  излишки  и  недостачи имущества находят свое отражение на счетах.  

    Чтобы  иметь  реальное  представление  о  результатах  инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации должно  быть  отражено  в  годовом  бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности  того  месяца,  в  котором  была  окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации  в  балансе  и отчетности  является  завершающим  этапом  бухгалтерского  учета,  в   ходе которого отражают полученные  в  его  системе  наиболее  общие  стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.

    Инвентаризация  преследует  ряд  задач   и   целей. Ее роль очень велика, потому что с  ее  помощью проверяется правильность данных  текущего  учета  материальных  и  денежных средств, выявляются ошибки допущенные  в  учете,  принимаются  на  учет  не учтенные хозяйственные объекты,  контролируется  сохранность  хозяйственных средств, которые  числятся  у  материально  ответственных  лиц.    А  также инвентаризация тесно связана с  другими  элементами  метода  бухгалтерского учета. Поэтому, говоря о методе, всегда имеется  в  виду,  что  это  именно система, т.е. упорядоченная система  отдельных  приемов,  а  не  какие-либо случайные  способы,  действия.  Каждый  предыдущий   элемент   обеспечивает применение   последующего.   Поэтому   проведение   инвентаризации   должно осуществляться  в строгом   единстве   с   остальными   элементами   метода бухгалтерского учета. 
 

Информация о работе Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете