Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание

Целью работы ставлю изучение инвентаризации вообще как процесса, правила отражения ее данных в бухгалтерском учете. Кроме того, постараюсь выявить практически допущенные ошибки и недочеты. Необходимо определить область применения полученных в результате инвентаризации данных.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:
Рассмотреть сущность инвентаризации, ее цели и задачи.
Изучить принципы организации проведения и оформления инвентаризации.
Изучить организацию бухгалтерского учета результатов инвентаризации.
Изучить документальное оформление результатов инвентаризации на РДТУП «Медтехника».
Выявить недостатки и предложить пути улучшения порядка проведения инвентаризации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проведения и оформления инвентаризации…….….5

Понятие инвентаризации, ее цели и задачи………….……………………..5


Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета…………………………………………………………….11

Порядок проведения и оформления инвентаризации…………………….13


Исследование вопросов проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете (на примере РДТУП «Медтехника»)……………………………24


Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...24


Оформление результатов инвентаризации имущества и обязательств; отражение в учете ее результатов……………………………………………………...31

2.3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете………..40
3. Рекомендации по совершенствованию порядка проведения, оформления и отражения в учете результатов инвентаризации……………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………...53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

Собственно курсач.doc

— 611.50 Кб (Скачать документ)

    Рассмотрим    на   условной   ситуации   отражение   недостачи, произошедшей по вине материально ответственного лица. 

    Пример 1 

    На  складе обнаружена недостача сырья  и материалов в количестве 7 шт. учетной  стоимостью за единицу - 8500 руб. Налог  на добавленную стоимость,  уплаченный при их приобретении, принят к вычету в полном объеме.  Сумма потерь отнесена на виновное материально ответственное лицо и удержана из его заработной платы. 

    Учетной   политикой   определено   отражение   материалов   без применения счетов 15, 16. В данном случае в бухгалтерском учете производятся записи: 

Содержание  операции Дебет Кредит  Сумма, руб.
Отражена  недостача сырья и материалов 94 10-1 59 500
Начислен  НДС 94 68-2 10 710
Отражена  сумма определившихся потерь, подлежащая взысканию с виновного работника 73-2 94 70 210
Удержана  из заработной платы задолженность по недостаче 70 73-2 70 210
 

    На   практике  встречаются  случаи,  когда  порча,  утрата  ТМЦ происходят  не  по  вине  материально  ответственных  лиц,  а в силу произошедших  обстоятельств,  например пожара на складе организации. При   таких   обстоятельствах   после   проведения  расследования  и тсутствия  виновных  лиц  сумма  определившихся  потерь должна быть отнесена организацией на внереализационные расходы. 

    Пример 2 

    На  складе  торговой  организации произошел пожар, в результате которого  был  уничтожен  товар  на  сумму 3 500 000 руб. (без НДС). Налог  на  добавленную  стоимость  ранее  принят  к  вычету в полном размере. Виновные в произошедшем пожаре лица не установлены.  

         В этой ситуации в учете должны быть сделаны проводки: 

Состав  операции Дебет Кредит  Сумма, руб.
Отражена  фактическая себестоимость товара, уничтоженного в результате пожара 94 41 3 500 000
Начислен  НДС от стоимости товара, уничтоженного  в результате пожара 94 68-2 630 000
Отражена  сумма определившихся потерь в составе внереализационных расходов 92-2 94 4 130 000
Отражено  сальдо от внереализационных расходов и доходов 99 92-9 4 130 000
 
 

    Как  известно,  в розничной торговой сети учет движения товаров осуществляется   по  розничным ценам в соответствии  с Методикой отражения  товарных  операций  в  розничной  торговле и общественном питании,  утвержденной приказом Минторга РБ от 29.03.1999 № 38. Учет движения   товаров   на  складах  (кладовых)  предприятий  розничной торговли  ведется в количественно-стоимостном измерении; в розничной торговой  сети  (магазинах,  буфетах,  барах,  киосках  и  т.п.) – в стоимостном. 

    Вместе  с тем независимо от организационно-правовых форм и формы собственности  предприятий  розничной торговли, принятой ими учетной политики,  порядка расчетов с поставщиками и покупателями, для учета товарных  операций Инструкцией № 89 предусмотрены следующие основные балансовые  счета:  41 «Товары», 42 «Торговая наценка (надбавка)». К счету  41  в  соответствии  с  Инструкцией  №  89 могут быть открыты дополнительные  субсчета:  41-1  «Товары  на  складах» - учитывается движение  и  наличие  товарных  запасов,  находящихся  на  оптовых и распределительных   базах,  складах;  41-2   «Товары   в   розничной  торговле»  - учитывается  движение  и наличие товаров, находящихся в организациях   розничной  торговли  (магазинах,  палатках,  ларьках, киосках и т.д.).  Счет  42  несет  информацию  о  торговых  наценках (скидках,  надбавках)  на  товары  в  случае  ведения  их  учета  по продажным ценам. К нему могут быть открыты субсчета: 42-1  «Торговая  наценка»,  42-2  «Скидка поставщиков»,  42-3 «Налог  на  добавленную стоимость в цене товаров», 42-4 «Налог с продаж» и др. 

    Отражение  в  бухгалтерском учете недостачи товаров в розничной торговой  сети,  ее списание в пределах норм естественной убыли либо за   счет  виновных  материально  ответственных  лиц  рассмотрим  на следующей ситуации. 

    Пример 3 

    В организации розничной торговли в ходе проведения инвентаризации выявлена  недостача  товаров,  продажная  стоимость которых  составила 5 637 450 руб., в т.ч.: налог  с  продаж  (5%)  -  268 450  руб.;  НДС (18%) - 819 000 руб.; торговая  наценка (30%)  -  1 050 000 руб.; покупная стоимость товара -  3 500 000 руб. Налог на добавленную  стоимость,  уплаченный  при приобретении товаров, ранее принят  к  вычету. Сумма естественной убыли составила 600 000 руб. В соответствии   с   приказом   руководителя   виновными   материально ответственными  лицами  должна  быть  погашена  недостача товаров по продажным  ценам  (в размере 4 671 030 руб.) путем внесения денежных средств в кассу организации. В  этой  ситуации  в  бухгалтерском  учете  должны быть сделаны записи: 

Содержание  операции Дебет Кредит  Сумма, руб.
Отражена недостача товаров по продажным ценам 94 41-2 5 637 450
Методом «красное сторно» отражен налог с продаж в цене товара 94 42-4 268 450
Методом «красное сторно» отражен НДС  в цене товара 94 42-3 819 000
Методом «красное сторно» отражена торговая нценка в цене товара 94 42-1 1 050 000
Списана в пределах норм естественной убыли  недостача товара 44 94 600 000
Начислен  НДС от суммы недостачи сверх  естественной убыли 94 68-2 522 000
Списана недостача сверх норм естественной убыли на виновных материально ответственных лиц 73-2 94 3 422 000
Отнесена  разница между розничной ценой и покупной стоимостью товара (с учетом НДС) 73-2 98-4 1 249 030
Внесена виновными материально ответственными лицами сумма определившихся потерь в кассу организации розничной торговли 50 73-2 4 671 030
Отражена  в составе внереализационных  доходов разница между продажной  и покупной стоимостью товара (с  учетом НДС) 98-4 92-1 1 249 030
Начислен  НДС от разницы между продажной и покупной стоимостью товара (с учетом НДС, исчисленного от покупной стоимости товара) 92-2 68-1 190 477
Отражено  сальдо от внереализационных расходов и доходов 99 92-9 1 058 553
 

    Инвентаризация  иных видов имущества  и обязательств

    При подготовке годового бухгалтерского отчета инвентаризации также подлежат:

  • финансовые вложения;
  • расходы будущих периодов;
  • незавершенное производство;
  • денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности;
  • расчеты;
  • резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы.

    При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

    Перед началом проведения инвентаризации ценных бумаг составляется инвентаризационная опись по форме № инв-16, в которой приводится перечень, количество и номинальная стоимость ценных бумаг по данным бухгалтерского учета. В ходе инвентаризации комиссия отражает в этой описи фактическое наличие ценных бумаг и результаты сопоставления с данными бухгалтерского учета.

    В ходе инвентаризации расходов будущих периодов комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на расходы в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

    По  ее результатам оформляется акт  по форме № инв-11, в котором  перечисляются отдельные виды таких расходов, дата их возникновения и размер, срок погашения, списанная до начала инвентаризации сумма расхода и расчетный остаток расходов, подлежащих списанию в будущем периоде.

    При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, определяется:

  • фактическое наличие заделов и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
  • фактическая комплектность незавершенного производства (заделов);
  • остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

    Инвентаризация  кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40.

    Проверка  фактического наличия бланков строгой  отчетности производится по их видам, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

    Инвентаризация  денежных средств, находящихся на счетах в банках производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих балансовых счетах по данным бухгалтерского учета, с данными выписок банков.

    Инвентаризация  счета 57 "Переводы в пути" производится путем сверки числящихся на этом счете сумм с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.

    Инвентаризация  расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах учета расчетов с банками и другими организациями по кредитам и займам, с бюджетом по налогам и сборам, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами. Инвентаризация расчетов оформляется актом по форме № инв-17, в котором отдельно по дебиторской и кредиторской задолженности приводится информация о состоянии расчетов по балансу.

    Наконец, инвентаризация резервов предстоящих  расходов и платежей направлена на проверку правильности и обоснованности созданных в организации резервов предстоящих расходов и платежей.

    Результаты  инвентаризации иных видов имущества  отражаются в бухгалтерском учете в выше описанном порядке. Расхождения в суммах дебиторской и кредиторской задолженности списываются на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

    2.3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 

    Руководствуясь    п.5.5   Методических   указаний   №   54,   в бухгалтерском учете результаты инвентаризации должны быть отражены в учете   и   отчетности   того   месяца,  в  котором  была  закончена инвентаризация,   а   по   годовой   инвентаризации   -   в  годовом бухгалтерском отчете. 

    Инвентаризации  подвергаются следующие счета: 68 «Расчеты с бюджетом», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями». 

Информация о работе Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете