Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание

Целью работы ставлю изучение инвентаризации вообще как процесса, правила отражения ее данных в бухгалтерском учете. Кроме того, постараюсь выявить практически допущенные ошибки и недочеты. Необходимо определить область применения полученных в результате инвентаризации данных.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:
Рассмотреть сущность инвентаризации, ее цели и задачи.
Изучить принципы организации проведения и оформления инвентаризации.
Изучить организацию бухгалтерского учета результатов инвентаризации.
Изучить документальное оформление результатов инвентаризации на РДТУП «Медтехника».
Выявить недостатки и предложить пути улучшения порядка проведения инвентаризации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проведения и оформления инвентаризации…….….5

Понятие инвентаризации, ее цели и задачи………….……………………..5


Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета…………………………………………………………….11

Порядок проведения и оформления инвентаризации…………………….13


Исследование вопросов проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете (на примере РДТУП «Медтехника»)……………………………24


Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...24


Оформление результатов инвентаризации имущества и обязательств; отражение в учете ее результатов……………………………………………………...31

2.3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете………..40
3. Рекомендации по совершенствованию порядка проведения, оформления и отражения в учете результатов инвентаризации……………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………...53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

Собственно курсач.doc

— 611.50 Кб (Скачать документ)
 
      • существует  ли контроль над порядком вывоза ценностей  из организации и выдачей доверенностей  на их получение;
 
      • хранятся  ли товарно-материальные ценности, принадлежащие третьим лицам, отдельно;
 
      • назначена ли приказом руководителя постоянно  действующая комиссия для проверки сохранности материальных ценностей.
 

    Руководитель  организации должен обеспечить условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки; предоставить работников, мерную тару и инвентарь для взвешивания, перемещения грузов, измерительные и контрольные приборы. 

    Бухгалтерия распечатывает инвентаризационные описи (Приложение 1), не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета», по объектам и структурным подразделениям, подлежащим инвентаризации в количестве не менее двух экземпляров. Подготовленные инвентаризационные описи раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы «Фактическое наличие» с указанием сроков заполнения.

    В ходе проведения инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества   и   достоверности  учтенных  обязательств  записывают  в инвентаризационные    описи   и   акты,   оформленные   на   бланках унифицированных  форм  первичной учетной документации, заполненные в соответствии   с  требованиями,  предъявляемыми  ст.9  Закона.  Акты обмеров,  технические  расчеты  и  ведомости  отвесов в обязательном порядке   прилагаются   к   описям.  Наименование  инвентаризируемых объектов, а также их количество указывается в описях по номенклатуре и  в единицах измерения, принятых в учете. Документы, применяемые при оформлении  результатов  инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, представлены в таблице 1.1.2. 

    Таблица 1.1.2. – Документы, применяемые при оформлении результатов инвентаризации 

Наименование  документа Номер

формы

Нормативно-правовой акт, утвердивший форму
Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации  
-
Методические  указания №54, приложение 2
Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией - Методические  указания №54, приложение 5
Инвентаризационная  опись основных средств ИНВ -1 Методические  указания №54, приложение 6
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей ИНВ -3 Методические  указания №54, приложение
Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение ИНВ-5 Методические  указания №54, приложение 10
Акт инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-9 Методические  указания №54, приложение 14
Инвентаризационная  опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности ИНВ -10 Методические  указания №54, приложение 15
Сличительная  ведомость результатов инвентаризации основных средств ИНВ-12 Методические  указания №54, приложение 17
Сличительная  ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей ИНВ-13 Методические  указания №54, приложение 18
 

    Заполненные  и  подписанные  инвентаризационные описи сдаются в бухгалтерию организации для составления сличительных ведомостей и выявления  результатов  инвентаризации  путем  сопоставления данных, указанных  в  инвентаризационных  описях,  с  данными бухгалтерского учета.   Результаты  инвентаризации  могут  рассматриваться  как  на заседании    центральной    инвентаризационной   комиссии,   так   и непосредственно    руководителем   организации.   При   рассмотрении результатов  выявляются  причины  недостач и излишков. Отклонения от учетных  данных, выявленные при инвентаризации, отражаются на счетах бухгалтерского  учета  в  соответствии  с  Инструкцией по применению Типового    плана    счетов   бухгалтерского   учета,   утвержденной постановлением  Минфина  РБ  от  30.05.2003  №  89  (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция № 89). 

    Согласно  п.5.1  Методических  указаний  №  54  выявленные  при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского  учета  регулируются  в  соответствии  с  Законом   в следующем порядке: 

         -  стоимость  выявленных  при   инвентаризации излишков основных  средств,   материальных   ценностей,   денежных  средств  и  другого  имущества  подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного  года  с  последующим  установлением  причин возникновения излишка и виновных лиц; 

         -  стоимость  недостачи,  порчи   или  иной  утраты  имущества  в пределах  норм  списывается по распоряжению руководителя организации на   издержки   производства   или   обращения.  Нормы  убыли  могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.  

    Следует  помнить,  что убыль ценностей  в пределах установленных норм  определяется  после  зачета  недостач  ценностей  излишками по пересортице. В случае если после зачета по пересортице, проведенного в  установленном  порядке,  все же оказалась недостача ценностей, то нормы   естественной   убыли   должны  применяться  только  по  тому наименованию  ценностей,  по  которому  установлена  недостача.  При отсутствии  норм  убыли  по  товару  данный факт рассматривается как недостача сверх норм; 

         -  недостача материальных ценностей,  денежных средств и другого  имущества,  а также порча сверх  норм естественной убыли относятся  на виновных  лиц  или  за  счет  страхового  возмещения.  Невозмещенные недостачи списываются за счет прибыли или резервных фондов. 

    Наименование  инвентаризуемых  ценностей  и  объектов,  их   количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью  число  порядковых  номеров материальных ценностей и общий итог количества в  натуральных  показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того,  в  каких  единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

    Исправление  ошибок  производится  во  всех  экземплярах  описей  путем зачеркивания  неправильных  записей  и  проставления   над   зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть  оговорены  и  подписаны  всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

    В описях не допускается  оставлять  пустые строки,  на  последних страницах незаполненные строки подчеркиваются. Также на последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку. 

    Описи  подписывают  члены  инвентаризационной  комиссии  и  материально ответственные лица. В  конце  описи  материально  ответственные  лица  дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии,  об отсутствии членам комиссии каких-либо и  принятии  перечисленного  в  описи имущества на ответственное  хранение.  При  проверке  фактического  наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший  имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче имущества.

    На  имущество, находящееся на ответственном  хранении,  арендованное  или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

    Если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней,  то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии   должны   быть   опечатаны.   Во   время   перерыва   в    работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

    В  тех  случаях,  когда  материально  ответственные   лица обнаружат   после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия  склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об  этом  председателю  инвентаризационной комиссии.  Инвентаризационная  комиссия  осуществляет  проверку   указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. 

    По  окончании  инвентаризации  могут проводиться  контрольные  проверки правильности проведения инвентаризации. Их  следует  проводить  с  участием членов  инвентаризационных  комиссий  и   материально   ответственных   лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции  и  т.п.,  где  поводилась инвентаризация.

    Результаты контрольных проверок  правильности  проведения  инвентаризации оформляются актом и регистрируются  в   книге  учета  контрольных  проверок правильности проведения инвентаризаций.

    В межинвентаризационный периода предприятиях  (учреждениях)  с  большой номенклатурой  ценностей  могут  производится   выборочные   инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

    Контрольные   проверки   правильности   проведения   инвентаризаций   и выборочные инвентаризации,  проводимые  в  межинвентаризационный  период, осуществляется инвентаризационными комиссиями по  распоряжению  руководителя предприятия.

    При внезапных инвентаризациях все  товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии.

    После осуществления всех необходимых  подготовительных мероприятий производится опись имущества и обязательств, то есть их вещественная и документальная проверки.

    Инвентаризация  основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.

    Проверка  фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).

    Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера. 

    После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации (Приложение 2) и инвентаризационные описи. Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации - акт инвентаризации. По тем наименованиям имущества, по которым выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета и результатами инвентаризации, составляются сличительные ведомости (Приложение 3) с указанием в них выявленных расхождений как в натуральных, так и в стоимостных измерителях. 

    Правила оформления инвентаризационной описи (акта) 

    1. Инвентаризационные описи (акты) заполняются четко и ясно, без помарок и подчисток. Они могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной или другой организационной техники, так и ручным способом (чернилами или шариковой ручкой). 

    2. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.  

    3. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на одной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. 

    4. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. 

    5. В описях не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. 

    6. На последней странице описи должна быть сделана отметка: “Указанные в настоящей описи данные и расчеты проверил” за подписью бухгалтера, производившего проверку. 

    7. Описи подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. 

    8. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. 

    9. При проведении инвентаризации в связи со сменой материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Исследование вопросов проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете (на примере РДТУП «Медтехника») 

    1.   Технико-экономическая характеристика предприятия

Информация о работе Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете