Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание

Целью работы ставлю изучение инвентаризации вообще как процесса, правила отражения ее данных в бухгалтерском учете. Кроме того, постараюсь выявить практически допущенные ошибки и недочеты. Необходимо определить область применения полученных в результате инвентаризации данных.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:
Рассмотреть сущность инвентаризации, ее цели и задачи.
Изучить принципы организации проведения и оформления инвентаризации.
Изучить организацию бухгалтерского учета результатов инвентаризации.
Изучить документальное оформление результатов инвентаризации на РДТУП «Медтехника».
Выявить недостатки и предложить пути улучшения порядка проведения инвентаризации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проведения и оформления инвентаризации…….….5

Понятие инвентаризации, ее цели и задачи………….……………………..5


Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета…………………………………………………………….11

Порядок проведения и оформления инвентаризации…………………….13


Исследование вопросов проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете (на примере РДТУП «Медтехника»)……………………………24


Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...24


Оформление результатов инвентаризации имущества и обязательств; отражение в учете ее результатов……………………………………………………...31

2.3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете………..40
3. Рекомендации по совершенствованию порядка проведения, оформления и отражения в учете результатов инвентаризации……………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………...53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

Собственно курсач.doc

— 611.50 Кб (Скачать документ)

Кк=Ф/О, 

где Кк — коэффициент контрольной проверки правильности проведения инвентаризации; Ф — число фактически проверенных порядковых номеров (строк) ценностей при контрольной проверке, = внесенных в инвентаризационную опись; О — общее число порядковых номеров (всех строк) ценностей, внесенных в инвентаризационную опись при инвентаризации.

    Определение указанного коэффициента, по нашему мнению, позволит руководителю организации  устанавливать нормативный показатель (конкретный коэффициент, процент проверки) для лица, осуществляющего контрольную проверку правильности инвентаризации, величину которого это лицо должно достигнуть по завершении такой проверки. Если, например, в полностью оформленной инвентаризационной описи имеется 50 порядковых номеров, под которыми записаны конкретные ценности, а контрольной проверкой было охвачено 20 позиций, то коэффициент контрольной проверки правильности проведения инвентаризации составит 0,4 (40%). Чем выше значение фактического коэффициента контрольной проверки, тем достовернее будет оценка работы инвентаризационной комиссии, тем качественнее осуществлен переучет материальных ценностей.

    Законченная инвентаризационная опись остатков товарно-материальных ценностей после  окончания инвентаризации председателем комиссии передается в бухгалтерию организации. Эта опись должна тщательно проверяться. Работник, ведающий ценами, проверяет правильность проставленных в описи цен, а бухгалтер — правильность таксировки и подсчета итогов. На инвентаризационной описи об этом делаются отметки за подписью лиц, производивших проверку цен, таксировку и подсчеты итогов. При обнаружении ошибок в инвентаризационную опись вносятся необходимые исправления, которые оговариваются и заверяются подписями соответствующего работника бухгалтерии, проводившего проверку, председателя инвентаризационной комиссии и материально ответственного лица.

    Учитывая  большой удельный вес нарушений, связанных с искажением цен, руководящие работники организации должны периодически, например, при посещении торговых объектов, лично проводить проверку правильности цен и принимать меры к устранению выявленных нарушений. Результаты таких проверок им следует оформлять документально, что позволит ревизору в дальнейшем установить, производились ли и как часто на торговых объектах проверки цен, были ли соответствующие реагирования на сигналы в книгах предложений, привлекались ли к ответственности наряду с непосредственными виновниками в нарушении цен, в обсчете и ином обмане покупателей те работники, которые не принимали необходимых мер к недопущению таких нарушений. Поэтому, отражая в акте ревизии результаты проверки цен, ревизор должен указывать количество проверенных объектов, по скольким из них выявлены нарушения цен по наименованиям товаров, общую сумму завышения или занижения цен, конкретные факты обмана покупателей, меры, принятые в процессе ревизии к лицам, виновным в нарушениях.

    Инвентаризационную  опись в обязательном порядке  должен проверять также и руководитель организации (или его заместитель), который с точки зрения соответствия фактического наличия и ассортимента товаров утвержденному нормативу товарных запасов и их ассортиментному перечню для данного объекта торговли, а также выяснения причин недостатков и нарушений в случае их выявления инвентаризационной комиссией (завышения цен, порча ценностей, затоваренность и т.д.), должен дать свое заключение с указанием мер, направленных на устранение допущенных недостатков и нарушений, нормализацию товарных запасов, а также обеспечение сохранности ценностей.

    Наряду  с проверкой инвентаризационной описи в бухгалтерии, до выведения результатов инвентаризации, необходимо осуществить работу по проверке правильности и соответствия книжных (учетных) остатков ценностей, выведенных в отчете материально ответственного лица и в регистрах бухгалтерского учета на дату проведенной инвентаризации. Прежде всего, в бухгалтерии необходимо проверить и обработать поступивший от материально-ответственного лица отчет с приложенными к нему документами на дату инвентаризации и его данные занести в учетные регистры. Затем в этих регистрах подсчитывают итоги и выводят остатки ценностей (отдельно по товарам и таре), которые сличают с остатками, выведенными материально ответственным лицом в своем отчете. По товарно-материальным ценностям, учитываемым в количественно-суммовом выражении, кроме того, производится сверка их остатков по сведениям бухгалтерского учета с данными складского учета по всем наименованиям ценностей. Результаты такой поименной сверки ценностей оформляются актом. При обнаружении расхождений между данными бухгалтерского учета и показателями отчета материально ответственного лица, а также складского учета, необходимо установить их причины, найти ошибки и внести соответствующие исправления, и тем самым привести остатки ценностей в полное соответствие между собой.

    Важно при приеме материалов документальной ревизии от ревизора дать качественную оценку этим документам. При оценке эффективности ревизии следует установить: соблюдены ли требования к организации и проведению проверки; соответствует ли оформление результатов ревизии установленным инструкцией правилам; не содержит ли акт ревизии не подтвержденных документами описаний якобы нарушений; сделаны ли ревизором на основе акта ревизии конкретные выводы и предложения, предусматривающие устранение вскрытых недостатков и нарушений, а также принятие мер воздействия к виновным лицам, реализованы ли эти предложения в практической деятельности проверенной организации; определен ли размер материального вреда, причиненного недостачами, возмещен ли этот ущерб; раскрыты ли условия и обстоятельства, способствовавшие возникновению в организации недостач и хищений.

    При характеристике принимаемого от ревизора акта документальной ревизии необходимо оценить полноту и качество проведенных в процессе ревизии инвентаризаций материальных ценностей. Мы рекомендуем к акту ревизии составлять в качестве приложения «Ведомость о проведенных и не проведенных инвентаризациях товарно-материальных ценностей во время документальной ревизии», в котором бы обобщались результаты проведенных и не проведенных во время ревизии инвентаризациях ценностей. Форма предлагаемой мной ведомости содержит такие графы:

      • наименование объекта (места хранения), в котором проводилась сплошная инвентаризация ценностей в период ревизии, его местонахождение и адрес;
      • фамилия, имя и отчество материально ответственного лица;
      • дата, с которой материально ответственное лицо работает в должности; 
      • по состоянию на какую дату была проведена предыдущая инвентаризация;
      • дата предоставления материально ответственному лицу отпуска с передачей ценностей другому лицу;
      • по состоянию на какую дату была проведена инвентаризация в процессе документальной ревизии;
      • кто проводил контрольную проверку правильности инвентаризации, проведенной в ходе ревизии: дата; должность, фамилия, имя и отчество;
      • остатки ценностей у материально ответственного лица по данным бухгалтерского учета на дату инвентаризации, проведенной в ходе ревизии: товаров; материалов; тары и т.д.;
      • фактические остатки ценностей по данным инвентаризационной описи, составленной в процессе документальной ревизии: товаров; материалов; тары;
      • результат инвентаризации, проведенной в ходе документальной ревизии: недостача;
      • сумма возмещенного материального ущерба в период документальной ревизии;
      • причины, по которым инвентаризации в ходе документальной ревизии не проводились.

    Располагая  информацией, представленной в предлагаемой нами ведомости, руководитель вышестоящей организации, назначивший документальную ревизию, а также начальник контрольно-ревизионной службы имеют возможность установить в количественном выражении охват инвентаризациями во время документальной ревизии остатков товарно-материальных ценностей по всем материально ответственным лицам, определив  коэффициент охвата инвентаризациями остатков материальных ценностей во время документальной ревизии по следующей формуле:

Ко=И/Б,                                                            (2)

где Ко — коэффициент охвата инвентаризациями остатков материальных ценностей в процессе проведения документальной ревизии;

И —  остатки материальных ценностей, проинвентаризированных во время документальной ревизии (в стоимостном выражении);

Б —  остатки всех материальных ценностей  по данным бухгалтерского учета (в стоимостном выражении).

    Коэффициент охвата инвентаризациями можно определить, используя данные о численности материально ответственных лиц, у которых проводились инвентаризации ценностей во время документальной ревизии. В этом случае предлагаемый коэффициент рекомендуется рассчитывать как отношение численности материально ответственных лиц, у которых были проведены инвентаризации во время документальной ревизии, ко всей численности материально ответственных лиц организации.

    Высокие значения указанных показателей  охвата инвентаризациями, рассчитанные двумя способами (например, 100%), будут свидетельствовать о том, что все находящиеся в подотчете материально ответственных лиц обревизованной организации остатки ценностей в ходе ревизии полностью переучтены. А это свидетельствует о большой работе, проведенной бригадой ревизоров во время документальной ревизии, связанной с проведением переучетов материальных ценностей, что повышает качественный уровень представленного акта документальной ревизии.

    С целью выявления фактов приписок в инвентаризационной описи, составленной во время документальной ревизии, по проверяемому объекту, в котором ценности учитываются в количественном и стоимостном выражении, например, складу оптовой базы, ревизору следует использовать прием контрольного сличения остатков, сущность которого заключается в том, что к остатку конкретного вида товара, указанному в предыдущей инвентаризационной описи, прибавляют количество этого же товара, поступившее по документам в период; до последней инвентаризации, проведенной во время документальной ревизии, и вычитают сумму документированного расхода указанного товара за этот же период. Полученный остаток будет максимально возможным по проверяемому товару на момент проведения последней инвентаризации. В том случае, когда исчисленный, максимально возможный остаток товара будет меньше остатка, указанного в инвентаризационной описи по результатам инвентаризации, проведенной в ходе ревизии, то это будет свидетельствовать о приписке этого товара при проведении последней инвентаризации. Контрольное сличение применяется также для контроля качества инвентаризации в объектах розничной торговли. Однако в этом случае рассчитанный остаток определяется без учета реализации контролируемого товара из торгового объекта покупателям в розницу. Поэтому, если рассчитанный максимально возможный остаток в этой ситуации меньше записанного в инвентаризационной описи, то это значит, либо допущены ошибки при инвентаризации, либо имеются злоупотребления с проверяемым товаром. Чтобы получить достоверные результаты, контрольное сличение ревизору следует проводить не только в разрезе наименований товаров по количеству, но обязательно и по размерам, сортам, цене остатков товаров. Лишь данные такого сличения могут служить основанием для вывода о возможных приписках в инвентаризационной описи не имеющегося в остатке товара.

    Применение  в контрольной деятельности предлагаемых мной коэффициентов позволит, на мой взгляд, повысить качество проводимых инвентаризаций, представляемых по результатам документальных ревизий актов, а также принимать по ним более обоснованные управленческие решения с целью повышения эффективности и результативности осуществляемых переучетов и документальных проверок. Руководитель вышестоящей организаций по рассматриваемым коэффициентам должен устанавливать размеры этих показателей для бригад ревизоров, выезжающих на проведение документальных ревизий и инвентаризаций, с целью достижения ими высокого качества и эффективности проводимого контроля.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Инвентаризация   на   предприятиях   представляет   собой   сложный   и ответственный участок работы.  

    Под действием различных факторов в  бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного  рода  ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц.  Чтобы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

    Основная  цель  инвентаризации  –  выявление   фактического   наличия имущества и сопоставление  его  с  данными  бухгалтерского  учета,  проверка полноты отражения обязательств в  бухгалтерском  учете.  В общем, инвентаризация выявляет правильность  ведения бухгалтерского учета,  материалы  и  оборудование  пришедшее  в  негодность, своевременное  их  списание,  ведет  к  правильности   расчета   налога   на имущество, выявляет излишки материалов.

    В  ходе  данной  курсовой  работы  мною  был  изучен  большой   объем литературы  по  правилам  проведения  инвентаризации   в  организациях. Полученные теоретические  основы  бухгалтерского  учета  в  этой  области   мною   были закреплены  на  практике. Я   узнала,   как   проводится   инвентаризация, оформляются  ее  результаты,  составляются  акты,   описи   и   сличительные ведомости.

    Инвентаризация  имеет большое значение для правильного  определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п.

Информация о работе Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете