Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание

Целью работы ставлю изучение инвентаризации вообще как процесса, правила отражения ее данных в бухгалтерском учете. Кроме того, постараюсь выявить практически допущенные ошибки и недочеты. Необходимо определить область применения полученных в результате инвентаризации данных.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:
Рассмотреть сущность инвентаризации, ее цели и задачи.
Изучить принципы организации проведения и оформления инвентаризации.
Изучить организацию бухгалтерского учета результатов инвентаризации.
Изучить документальное оформление результатов инвентаризации на РДТУП «Медтехника».
Выявить недостатки и предложить пути улучшения порядка проведения инвентаризации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проведения и оформления инвентаризации…….….5

Понятие инвентаризации, ее цели и задачи………….……………………..5


Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета…………………………………………………………….11

Порядок проведения и оформления инвентаризации…………………….13


Исследование вопросов проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете (на примере РДТУП «Медтехника»)……………………………24


Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...24


Оформление результатов инвентаризации имущества и обязательств; отражение в учете ее результатов……………………………………………………...31

2.3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете………..40
3. Рекомендации по совершенствованию порядка проведения, оформления и отражения в учете результатов инвентаризации……………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………...53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

Собственно курсач.doc

— 611.50 Кб (Скачать документ)
 

     В 2008 г. организацией были получены значительные убытки от операционной деятельности – 1193 млн р., в то время как в 2006 г. прибыль от операционной деятельности составила 707 млн р., а в 2007 г. – 2288 млн р. Кроме того, в 2008 г. значительно увеличился размер убытков, полученных от внереализационной деятельности, — на 3240 млн р. Это привело к резкому сокращению прибыли отчетного периода. Ее размер за анализируемый период сократился более чем в 4 раза, а итоговая рентабельность снизилась с 14,15 % в 2006 г. до 2,85 % в 2008 г. По итогам 2008 г. РДТУП «Медтехника» было получено только 543 млн р. чистой прибыли. Рентабельность чистой прибыли составила только 0,29 % по сравнению с 8,82 % в 2006 г.

     Таким образом, в деятельности РДТУП «Медтехника» за анализируемый период имеет место значительное снижение конечных финансово-экономических показателей деятельности. В такой ситуации особо остро стоит поиск путей увеличении объемов сбыта готовой продукции и эффективности работы организации. Важным направлением решения данной проблемы является совершенствование материального стимулирования труда работников РДТУП «Медтехника». Положительной чертой работы предприятия является стабильность кадрового потенциала организации, однако, некоторые руководящие должности занимали работники, имеющие профессионально-техническое и среднее образование, что является отрицательным явлением. Решением данной проблемы является замена указанных работников высокообразованными специалистами. 

    2.2. Оформление результатов инвентаризации имущества и обязательств 

    На  предприятии РДТУП «Медтехника» основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя о проведении инвентаризации (Приложение 2). Этим распоряжением утверждается состав проверяющих, перечень инвентаризируемого имущества и финансовых обязательств, а также сроки проведения инвентаризации.  

    К основным документам, которые определяют порядок проведения инвентаризации относятся Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РБ и Основное положение по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. 

    Инвентаризация  собственного имущества и финансовых обязательств является одним из тех ответственных мероприятий, о которых предприятию не стоит забывать перед завершением финансового года. От результатов этой ревизии зависит правильность всей годовой отчетности.  

    Инвентаризация  имущества и финансовых обязательств  -  это  проверка  и документальное подтверждение фактического наличия  имущества  и  финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. 

    До  составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия организации тщательно проверяет правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях. Затем полученные сведения заносятся в сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов.  

    По  итогам инвентаризации на предприятии  РДТУП «Медтехника»  составляются описи, или акты инвентаризации (Приложение 3)., которые содержат сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств. Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием возможных направлений списания выявленных недостач: на хищения, стихийные бедствия, порчу при хранении вследствие халатности виновных лиц.  

    Рассмотрение  результатов  инвентаризации в  крупных  организациях, таких как РДТУП «Медтехника», проводится центральной  инвентаризационной  комиссией  с  оформлением  протокола  заседания центральной инвентаризационной комиссии.  

    По  результатам  инвентаризации  в  сличительных  ведомостях  отражаются расхождения  между  данными  бухгалтерского  учета  и  фактическими  данными, отраженными  в  инвентаризационных  описях.  По  каждому  случаю  выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.  

    Следующий этап – сверка результатов инвентаризации с учетными данными. Если вдруг по проверяемому имуществу будет обнаружено отклонение, то на основании этого будет составлена сличительная ведомость, в которой и отразятся выявленные расхождения (Приложение 4).  

    Заключительная  стадия инвентаризации – подписание ведомости. Свою подпись на документе  ставит главный бухгалтер и руководитель организации. Последний, помимо прочего, издает приказ или распоряжение об утверждении результатов ревизии. Этот документ служит основанием для отражения результатов проверки в бухгалтерском и налоговом учете. Сами же материалы инвентаризации передаются в бухгалтерию и хранятся в течение пяти лет.

    При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли. 

    Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.  

    Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам ценностей предоставляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.

    Результаты  инвентаризации отражаются в отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена. Итоги годовой инвентаризации учитываются в годовом бухгалтерском отчете. 

    Для  оформления  результатов  инвентаризации  применяются  единые  регистры,  в которых  объединены  показатели (результаты)  инвентаризационных  описей  и сличительных ведомостей.  

    Инвентаризация  основных средств 

    До   начала   инвентаризации   основных   средств   организации рекомендуется  в  соответствии  п.3.1  Методических  указаний  №  54 проверить  наличие  и состояние первичных документов, подтверждающих их получение и ввод в эксплуатацию, а также технической документации на  них.  При проведении инвентаризации производится осмотр основных средств,  после  чего  в  описи  заносятся  полное  их наименование, назначение,   инвентарные   номера   и   основные   технические  или эксплуатационные   показатели.   Здесь   также  проверяется  наличие документов,   подтверждающих   нахождение   указанных   объектов   в собственности   организации.   В  случае  выявления  инвентаризацией неучтенных объектов основных средств их оценка должна быть проведена с учетом   рыночных  цен,  а износ определен  по  действительному техническому  состоянию  объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. 

     На  основании  п.3.7  Методических  указаний № 54 одновременно с инвентаризацией  собственных основных средств проверяются и основные средства,  находящиеся  на ответственном хранении и арендованные. По данным   объектам   составляется   отдельная  опись  со  ссылкой  на документы,  подтверждающие  принятие  этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

     Напомним  также,  что в ходе  проведения инвентаризации основных  средств  проводится  и инвентаризация  содержащихся в них драгоценных  металлов. 

     При  обнаружении  неучтенных  основных  средств в бухгалтерском учете производятся записи: 
 

В случае выявления излишка основных средств
Ранее приобретенных организацией Собственного  производства
  1. Д-т 01 / К-т 92.1 – оприходованы основные средства
  2. Д-т 92.9 / К-т 99 – отражено сальдо от внереализационных доходов и расходов
  1. Д-т 01 / К-т 92.1 – оприходованы основные средства
  2. Д-т 18.1 / К-т 68.2 – начислен НДС от стоимости оприходованных основных средств
  3. Д-т 68.2 / К-т 18.1 – принят к вычету НДС по основным средствам, принятым на учет
  4. Д-т 92.9 / К-т 99 – отражено сальдо от внереализационных доходов и расходов
 

    Недостача    основных    средств,   выявленная   в   результате инвентаризации, отражается следующим образом: 

Содержание  операции Дебет Кредит
На  первоначальную стоимость выбывшего  объекта основных средств в результате недостачи 01, субсчет 1

«Выбытие  основных средств»

01
Списана сумма амортизации по выбывшему  объекту основных средств 02 01, субсчет 1

«Выбытие  основных средств»

На  остаточную стоимость недостающего объекта основных средств 94 01, субсчет 1

«Выбытие  основных средств»

Начислен  НДС от остаточной стоимости недостающего объекта основных средств 94 68-2
 

     Если недостача произошла по вине материально ответственных лиц, то производятся записи: 

Содержание  операции Дебет Кредит
Списана сумма недостачи на виновное лицо 73-2 94
Погашена  недостача виновным лицом (либо путем  внесения денежных средств в кассу  организации, либо путем удержания суммы недостачи из заработной платы) 50, 70 73-2
 

     Если  по  недостаче не установлены  виновные лица либо недостача произошла по вине организации, то отражение следующее: 

Содержание  операции Дебет Кредит 
Списаны суммы недостачи на внереализационные расходы (с учетом НДС) 92-2 94
Отражено  сальдо от внереализационных расходов и доходов 99 92-9
 

    Инвентаризация товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) 

    Инвентаризация  товарно-материальных  ценностей  (далее  - ТМЦ) проводится  с  соблюдением общего порядка проведения инвентаризации, однако  она  имеет  и  свои отличительные особенности. Так, если ТМЦ поступают  непосредственно  во  время проведения инвентаризации, они принимаются  материально  ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной   комиссии  и  приходуются  по  товарному  отчету (реестру)    после   ее   окончания.   При   длительном   проведении инвентаризации   с  письменного  разрешения  нанимателя  и  главного бухгалтера    организации    возможен    отпуск    ТМЦ   материально ответственными    лицами,    но    только   в   присутствии   членов инвентаризационной комиссии. Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути; отгруженных,  но  не  оплаченных в срок покупателями; находящихся на складах   иных   организаций   или   переданных  им  в  переработку, заключается   в   проверке   обоснованности   числящихся   сумм   на соответствующих   счетах   бухгалтерского   учета.   На   каждый  из вышеперечисленных  видов  ТМЦ  составляется  отдельная  опись.  Тара заносится  в  описи  по  видам,  целевому назначению и качественному состоянию  (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На  тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией также составляется акт на списание с обязательным указанием причин порчи.

Информация о работе Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете