Изучение сущности составления бизнес – плана предприятия и роли анализа в определении основных экономических показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:32, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение сущности составления бизнес – плана предприятия и роли анализа в определении основных экономических показателей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие, цели, задачи, принципы бизнес – планирования.
2. Описать структуру бизнес – плана.
3. Рассмотреть причины неудач в бизнес – планировании.
4. Провести анализ финансового состояния ООО «Журналист».
5. Определить круг проблем на данном предприятии.
6. Разработать рекомендации по устранению выявленных проблем.
7. Составить финансовый план для производства в городе Саяногорске, а также рассчитать его эффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС – ПЛАНА…………………………………………………………………………...10
1.1. Сущность и задачи бизнес – планирования……………………………….10
1.2. Структура бизнес – плана…………………………………………….........16 1.3. Проблемы бизнес – планирования………………………………………..31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЖУРНАЛИСТ»…………………………………………………………………36
2.1. Анализ имущества предприятия и источников его финансирования ООО «Журналист»……………………………………………………………………..36
2.2. Анализ финансового состояния ООО «Журналист»……………………..42
2.3. Анализ финансовых результатов и рентабельности ООО «Журналист»……………………………………………………………………..51
ГЛАВА 3. РОЛЬ АНАЛИЗА БИЗНЕС – ПЛАНА ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЖУРНАЛИСТ» НА 2013 ГОД……………………60
3.1. Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Журналист» …………………………………………………………………………………….60
3.2. Бизнес – план открытия производства в городе Саяногорске…………...66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................78 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….82

Работа состоит из  1 файл

диплом с интервалами и абзацными отступами повторно.doc

— 598.00 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в  финансовых, материальных, трудовых и  интеллектуальных ресурсах и источники  их получения, но и уметь четко  рассчитать эффективность использования этих ресурсов в процессе производственно – хозяйственной деятельности фирмы. Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства. В первую очередь успех любого бизнеса зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработка тактики ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предпринимателей. Принятие решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних) является стратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджмента фирмы. При этом следует учитывать, в сфере интересов потенциального инвестора оказываются практически все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная от окружающей социально – экономической макросреды, показателей инфляции, условий налогообложения, состояния и перспектив развития целевых рынков, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта. При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?», и «Каков риск потери ими вложенных денег?» Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнес – плана, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат. Комплектность данной задачи предъявляет особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним макро – и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования. Стратегическое планирование – это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами. Таким образом, смысл стратегического планирования состоит в:

  1. создании условий для сдерживания стремления руководителей только с максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;
  2. ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро – микросреды фирмы, чем на реагирование на уже прошедшие изменения;
  3. определении условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;
  4. уменьшении риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации.

Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес – план. Составление  текущих финансовых планов помогает определять возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала, резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. С возникновением новых экономических отношений планы перестали быть директивными, они носят индикативный характер. Сейчас предприятия любой формы собственности составляют план самостоятельно, если составляют. При этом возникают трудности переходного периода, связанные с отсутствием единого методологического подхода в финансовом планировании. Кроме того, анализ экономической литературы и практического опыта предприятий по данному вопросу показывает, что произошла эклектика подходов распределительной экономики советского периода и западного менеджмента.  Например, планирование на многих предприятиях начинается, как и прежде, с объема производства продукции, хотя в рыночных условиях идеология качественно иная: планируется, прежде всего, объем реализации продукции. До сих пор нет четкого понимания отличий плана от бюджета на уровне предприятий и корпораций. В правительственном документе о разработке финансовой политики предприятия понятия «сводный» и «консолидированный» бюджеты отождествляются [42, 15]. Названные проблемы и составляют актуальность выбранной темы дипломной работы. Целью дипломной работы является изучение сущности составления бизнес – плана предприятия и роли анализа в определении основных экономических показателей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие, цели, задачи, принципы бизнес – планирования.
  2. Описать структуру бизнес – плана.
  3. Рассмотреть причины неудач в бизнес – планировании.
  4. Провести анализ финансового состояния ООО «Журналист».
  5. Определить круг проблем на данном предприятии.
  6. Разработать рекомендации по устранению выявленных проблем.
  7. Составить финансовый план для производства в городе Саяногорске, а также рассчитать его эффективность.

Предметом исследования является процесс составления бизнес – плана на предприятии. В качестве объекта исследования выступает ООО «Журналист». Для написания данной работы была использована литература по бизнес – планированию, финансовому анализу, экономике. Были использованы издания как отечественных, так и зарубежных авторов, данные периодической литературы, а также нормативные и иные правовые акты. Для анализа финансовой деятельности предприятия была использована финансовая отчетность предприятия за 2011 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

1.1. Сущность  и задачи бизнес – планирования.

Еще недавно  наши толковые словари и специальные (экономические, философские, политические) справочники в понятие “бизнес” привносили откровенно пренебрежительный  оттенок, считая, что предпринимательская деятельность связана, прежде всего, с личной наживой. Бизнесмен трактовался как делец, капиталист, воротила, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушаясь никакими средствами в целях личной наживы [15, 15]. Переход России к рыночной экономике изменил многие формулировки. В новых справочниках и словарях “бизнес” тактично называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путем создания и организации определенной продукции и услуг. В современных изданиях “бизнесмен”  хотя и называется по – прежнему “дельцом”, но в то же время уважительно представлен как вообще человек, занимающийся любым видом экономической деятельности, приносящий прибыль, имея при этом необходимые средства – собственные или заемные [15, 16]. Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную собственность в пределах, определяемых организационно – правовой формой предприятия. Синонимы слова “бизнес” – коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность. Таким образом, понятия “предпринимательство” и ”бизнес”, хотя и связывают нередко между собой, имеют разный смысл [15, 17]. Благодаря предпринимательской деятельности производится основная часть богатства многих стран мира. Разрушение традиционных представлений, сложившихся в социалистической экономике, новые взгляды на бизнес и использование денежных ресурсов, в частности, потребовали от основной системы понятий, определений, методических рекомендаций. Странно было изобретать давно изобретенное. Однако оказалось, что простого перевода на русский язык известных во всем мире терминов и понятий для нас недостаточно, а западные методики без учета нашей специфики не работают. Зато возникает эффект “испорченного телефона”: искажается смысл, теряются ориентиры. Приходится удивляться разнообразию определений такого, в общем – то, традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес – план, его значения, структуры и методов разработки [12, 14]. Оценка бизнеса состоит из оценки его составляющих, как поддающихся буквальному математическому расчету (например, точка безубыточности), так и остающихся вне предметов математики (например, оценка идея заняться бизнесом). С точки зрения бизнеса анализу и оценке подлежат такие его компоненты, как издержки производства и прибыль, рынок как объект маркетинга, финансы предприятия, налоги, кредит и т.п. Однако оценка отдельных, даже очень важных частей бизнеса в отрыве от всей задачи, скорее всего, приведет к ошибке, которая, в свою очередь, создаст “зону риска” именно там, где пренебрегли анализом и оценкой [20, 31]. Наиболее объективную оценку бизнеса дает бизнес – план. Бизнес – план – это необходимый в рыночных условиях документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируя все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем [42, 38]. Бизнес – план имеет два специальных направления:

- внутреннее – подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения (бизнеса) с оценкой результатов на каждом этапе реализации;

- внешнее – информировать о технических, организационно – экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора и другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения, например, - об отводе участка, получении права на застройку, коммерческие банки, предоставляющие кредит [53, 47]. Бизнес – план объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент производства продукции в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуации [34, 40]. В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется), и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Не будет большим преувеличением назвать бизнес – план основой управления, как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. В самом деле, ведь благодаря бизнес – плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны, может быть, даже глазами придирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет “собраться”, мобилизоваться, сосредоточиться, что совсем нелишне при переходе предприятия в рыночные условия. Разработчиками бизнес – плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. На составление бизнес – плана уходит обычно месяц. За это время специалисты знакомятся с документами, которые предоставила фирма, и делают расчеты. Бизнес – план может разрабатываться по собственной инициативе как необходимость для ориентации в мире бизнеса. Не может разрабатываться и в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком (клиентом), на основе полученной от последнего исходной информации, а также с учетом осуществляемых разработчиками бизнес – плана маркетинговых исследований.

Бизнес –  планы классифицируются по следующим  основаниям [49, 25]:

  • тип проекта – по основным сферам деятельности, в которых осуществляет проект;
  • класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области;
  • масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
  • длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта;
  • сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
  • вид проекта – по характеру предметной области проекта.

Тип проекта [49, 25]: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.

              Класс проекта [11, 42]: монопроект, мультипроект, мегапроект. Как следует из названия каждого из трех классов проектов:

  • монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
  • мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектоав и требующий применения многопроектного управления;
  • мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно – и мультипроектов.

Масштабы  проекта [11, 42]: мелкие проекты, средние проекты, крупные проекты, очень крупные проекты. Это разделение проектов очень условное. Можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

Длительность  проекта [27, 33]: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Сложность проекта [27, 33]: простые, сложные, очень сложные.

Вид инвестиционных проектов [27, 33]: инновационный и организационный, научно – исследовательский, учебно – образовательный, смешанный.

Преобладающее большинство бизнес – проектов носит  инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для  осуществления бизнес – проекта, зависит от всех перечисленных оснований их квалификации и, прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта. Целью бизнес – плана может быть, например, получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение стратегических и тактических направлений и ориентиров самой фирмы в мире бизнеса [26, 20]. Бизнес – план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятиями, независимо, от его функциональной ориентации [26, 20]:

  • организационно – управленческая и финансово – экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;
  • выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;
  • формирование инвестиционно – проектных целей этой деятельности на планируемый период.

 Бизнес –  план позволяет решить многофакторную  задачу, основными выводами которой  являются следующие [26, 21]:

Информация о работе Изучение сущности составления бизнес – плана предприятия и роли анализа в определении основных экономических показателей