Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение сущности составления бизнес – плана предприятия и роли анализа в определении основных экономических показателей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие, цели, задачи, принципы бизнес – планирования.
2. Описать структуру бизнес – плана.
3. Рассмотреть причины неудач в бизнес – планировании.
4. Провести анализ финансового состояния ООО «Журналист».
5. Определить круг проблем на данном предприятии.
6. Разработать рекомендации по устранению выявленных проблем.
7. Составить финансовый план для производства в городе Саяногорске, а также рассчитать его эффективность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС – ПЛАНА…………………………………………………………………………...10
1.1. Сущность и задачи бизнес – планирования……………………………….10
1.2. Структура бизнес – плана…………………………………………….........16 1.3. Проблемы бизнес – планирования………………………………………..31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЖУРНАЛИСТ»…………………………………………………………………36
2.1. Анализ имущества предприятия и источников его финансирования ООО «Журналист»……………………………………………………………………..36
2.2. Анализ финансового состояния ООО «Журналист»……………………..42
2.3. Анализ финансовых результатов и рентабельности ООО «Журналист»……………………………………………………………………..51
ГЛАВА 3. РОЛЬ АНАЛИЗА БИЗНЕС – ПЛАНА ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЖУРНАЛИСТ» НА 2013 ГОД……………………60
3.1. Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Журналист» …………………………………………………………………………………….60
3.2. Бизнес – план открытия производства в городе Саяногорске…………...66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................78 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….82
В бизнес – плане данные о [12, 179]:
Дается оценка соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия.
Финансовый план. Данный раздел бизнес – плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т.е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы [26, 234].
Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела менеджер узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец – о способности потенциального заемщика обслужить долг.
В данном разделе представляются данные: отчет о прибылях и убытках, баланс денежных расходов и поступлений, стратегия финансирования.
Кроме того, на основании представленных данных в аналитических целях проводятся дополнительные расчеты показателей финансового состояния предприятия (ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов, использование акционерного капитала и т.д.), показателей инвестиций и т. п.
Оценка и страхование риска. Деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связана с риском.
С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач [26, 236].
Поэтому вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими, являются весьма важными, т.к. инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации. В этой связи становятся актуальными оценка и анализ рисков, выбор способов противодействия рискам, т.е. выбор стратегии и тактики поведения в отношении потенциально рисковых операций. Именно в этих целях разрабатывается такой раздел бизнес – плана, как «Оценка и страхование риска». Здесь, помимо общей оценки возможных рисков, проводится анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также приводятся меры по минимизации ущерба, которые целесообразно предпринять в случае возникновения форс – мажорных обстоятельств, таких как колебания курсов валют, забастовки, межнациональные конфликты, принятие новых нормативных актов или смена общегосударственного курса и т.д. Структура раздела, как правило, имеет следующий вид: формирование полного перечня возможных рисков, оценка вероятности проявления рисков, ранжирование рисков по вероятности проявления, оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении, установление и обоснование приемлемого уровня риска (определение области допустимого риска), выделение наиболее существенных рисков, страхование рисков [26, 238].
1.3. Проблемы бизнес – планирования
Составление бизнес – плана это очень трудоемкий и сложный процесс, в котором возникают определенные проблемы. Попов В.Н. в своих трудах выделяет следующие группы причин неудач бизнес – планирования.
Первая группа причин неудачного планирования объясняется тем, что менеджеры и плановики не учитывают объективные возможности планирования и их ограничения. Вторая группа причин обусловлена субъективными особенностями, кроющимися в поведении тех, от кого зависит будущее организации. Специалисты выделяют три основных субъективных препятствия для осуществления эффективного планирования.
Первая и наиболее важная причина неудач – это приоритет краткосрочных показателей над долгосрочными [42, 12]. У любой фирмы есть много неотложных задач, которые она стремится решить в максимально короткий период времени. Но срочное – это не всегда самое важное: пожалуй, наиболее важным является определение общего направления действия организации, ее главных целей, долгосрочных задач. Поэтому управляющий должен научиться предпочитать принятие в первую очередь действительно важных решений срочным, текущим, а иногда и просто мимолетным заботам.
Вторая причина связана с природой личности менеджера. Ее можно определить как слабые навыки управляющих в планировании. Управляющие и особенно высшие менеджеры – это чаще всего люди, которые добились высоких должностей за счет своей энергии и предпринимательской одаренности, т.е. люди, которые умеют профессионально добиваться намеченных целей. Причем вынуждены делать все необходимое для этого быстро и решительно. Однако они оказались не приучены к дисциплинированному, систематическому мышлению. До сих пор нечасто встречается такой менеджер, который предпочел бы в первую очередь думать, а потом уже действовать. Поэтому попытки заняться систематическим планированием деятельности фирмы без предварительной подготовки часто приводят к неудаче. Однако отрицательные результаты не говорят о полном отсутствии способностей к планированию у менеджеров, а только отражают их слабые навыки в этой сфере деятельности. Участие менеджеров в планировании является обязательным и по мере накопления опыта приносит хорошие плоды [42, 12].
Третья причина неудач в планировании связана с природой личности специалиста – плановика. По определению плановики и управляющие – это две противоположные категории. В отличие от управляющих,, плановики предпочитают теоретический подход к проблеме. У плановиков есть необходимые знания для составления бизнес – плана, они владеют суммой научных методов, применяемых в планировании. Однако специалистам по планированию часто не хватает «политических» навыков и своего собственного мнения о практическом положении вещей. Это приводит к двум отрицательным результатам в планировании [42, 13]:
- Составлению
планов, оторванных от той
- Столкновениям,
противоречивым между
В качестве выхода из такого положения можно предложить активное взаимодействие менеджеров и плановиков, как в процессе плановой деятельности, так и при обсуждении стратегических задач фирмы.
Четвертой важнейшей проблемой в этой области является реальность формируемых планов. Действительно, реальное и эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени – год, квартал. Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т.д.). В итоге, полученные ценой значительных усилий, планы не являются реальным инструментом управления, которое осуществляется по – прежнему – путем субъективного распределения оборотных средств по различным текущим статьям. Одной из ключевых причин этого факта является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении внутрифирменных планов [42, 13].
Пятой проблемой является оперативность составления планов. Даже хорошо проработанный план становится ненужным, если опаздывает к заданному времени. Так месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Причины низкой оперативности хорошо известны управленцам, это: отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостаточность информации. Очень часто, процедуры формирования внутрифирменного плана строятся на недокументированных взаимоотношениях между отделами, телефонных звонках, не стандартных документах и прочее.
Эти две предыдущие проблемы неизбежно вызывают следующую – прозрачность планов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования внутрифирменных планов.
Отсутствие последовательности операций, проходящей через все отделы имеющей своей целью удовлетворение потребностей руководства в инструменте управления – внутрифирменном плане, приводит к отрыву долгосрочных внутрифирменных планов (например, 1 год) от краткосрочных (месяц, неделя). Краткосрочные планы формируются по своим законам, и имеют целью распределение дефицитных оборотных средств предприятия по направлениям и проектам, руководители которых сумели выбить ресурсы из генерального директора и его замов. Конечно, сейчас встречаются предприятия, где эта проблема в значительной степени решена, но для большинства из них она продолжает оставаться актуальной [42, 14].
Отметим еще две проблемы – реализуемость планов и их комплексность. Под реализуемостью планов понимается их выполнимость с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, отсутствие дефицитов. Практика работы российских предприятий показывает, что очень часто принимаются к исполнению внутрифирменные планы с дефицитом до 30 – 60%. Комментарии тут излишни. Комплексность планов означает, что помимо любимого всеми сотрудниками финансовых отделов плана по доходам и расходам, необходимы еще реальные планы по прибылям и убыткам, изменению задолженности, плановый баланс. Все эти планы должны формировать в форме, удобной для руководителей. Кроме того, целесообразно использовать инструменты факторного анализа, чтобы оценить возможные варианты развития событий при изменении ключевых плановых показателей (выручка, цена, стоимость сырья и т.д.).
Дополнительно следует отметить, что для большинства российских предприятий основными параметрами при составлении годового плана являются выручка, себестоимость и прибыль. Конечно, это ключевые показатели деятельности любого предприятия. Однако, в то же время, не считаются и не анализируются другие показатели, как: рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, оборачиваемость активов, запас финансовой прочности, темп экономического роста компании. Очень часто, на предприятиях не формируется годовой баланс и не анализируется его структура, не прогнозируется динамика изменения финансовой устойчивости и ликвидности. Отсутствие такого анализа на этапе долгосрочного планирования существенно снижает его эффективность, как инструмента управления предприятием.
Бизнес – план только тогда будет являться реальным инструментом управления компанией, когда его выполнение можно оперативно контролировать. Для этого нужна фактическая информация. Вот тут нам и необходимо обратиться к проблемам управленческого учета, так же остро стоящим перед предприятиями.
Ключевыми проблемами
в области управленческого
Как не странно, проблема автоматизации сама по себе оказывается не такой острой, как принято считать. Дело в том, что основные проблемы лежат в области разработки концепции системы управленческого учета, ее адекватного восприятия всеми заинтересованными лицами на предприятии [42, 16].
Таким образом, в данной главе дипломной работы должна была отражена сущность бизнес – планирования (понятие, задачи, содержание), структура бизнес – плана и содержание его основные проблемы, возникающие при бизнес – планировании.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЖУРНАЛИСТ»
2.1. Анализ имущества предприятия и источников его финансирования ООО «Журналист»
Прежде чем разрабатывать план предприятия проведем анализ финансового состояния.
Объектом исследования, как уже отмечалось ранее, является ООО «Журналист». Анализируемое общество, как следует из устава, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Харюшин Виталий Андреевич. Общество действует на основании «Решения», Устава, Гражданского кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов Российской Федерации. Целью деятельности общества является извлечение прибыли. Основными видами деятельности анализируемого предприятия являются: