Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:58, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении особенностей проведения анализа затрат на производство и реализацию продукции и изыскание путей снижения затрат и улучшение за счет этого финансового состояния предприятия.
Объектом исследования является Воткинское райпо № 3 Светлянская хлебопекарня.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат на производство и реализацию продукции…………………………………………………5
1.1. Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат на производство и реализацию продукции………………………………………………....5
1.2. Характеристика различных систем учета затрат…………………………...11
1.3. Анализ безубыточности производства……………………………………...20
2. Организационно-правовая и экономическая характеристика деятельности Воткинского райпо № 3…………………………………………………………………26
2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности Воткинского райпо № 3………………………………………………………………………………...26
2.2. Экономическая характеристика деятельности Воткинского райпо № 3…27
2.3. Анализ себестоимости продукции Воткинского райпо № 3………………31
2.4. Анализ затрат по статьям калькуляции……………………………………..36
3. Учет затрат на производство и исчисление себестоимости хлебобулочной продукции………………………………………………………………………………...40
3.1. Экономическое содержание затрат на производство и их классификация…………………………………………………………………………...40
3.2. Документальное оформление учета затрат и выхода хлебобулочных изделий…………………………………………………………………………………...47
3.3. Синтетический учет затрат на производство хлебобулочной продукции………………………………………………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы…………………………………………………...60
Рассчитаем точку безубыточности за каждый анализируемый год.
2008
год: т.б.=9381162,67/(16377858,78-
2009
год: т.б.=10037390/(16772256,45-
2010
год: т.б.=8087140/(20170757,34-
В расчетах используются фактические данные о выручке и затратах за период. Данные должны относиться к одному и тому же интервалу анализа.
Из формулы расчета видно, что для проведения анализа безубыточности обязательным условием является разделение затрат на переменную и постоянную составляющие.
В случае, когда величина маржинальной прибыли отрицательна, величина точки безубыточности определяется как сумма постоянных и переменных затрат данного периода.
Достаточно часто встречается утверждение: снижение точки безубыточности - критерий успешной работы предприятия; рост точки безубыточности - свидетельство ухудшения его финансового состояния. Необходимо помнить, что данные выражения справедливы только при условии, что масштабы компании не меняются, иными словами, не изменяются объемы продаж.
Рост объемов продаж (расширение, рост компании) неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Расширение производственных мощностей, выпуск нового продукта – это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала и, следовательно, дополнительные затраты на оплату труда, рост затрат на рекламу и продвижение товаров. Как только размер компании увеличился - размер, измеряющийся объемами продаж - компания выходит на новую, более высокую, точку безубыточности.
Получаем следующую закономерность: точка безубыточности изменяется пропорционально оборотам компании. Поэтому BEP мастерской по ремонту автомобилей будет всегда ниже, чем у предприятия-производителя автомобилей. Предприятие-производитель автомобилей будет иметь BEP заведомо ниже, чем автомобильный консорциум с сетью предприятий и сбытовых центров по всему миру. Очевидно, что сравнивать эти компании по точке безубыточности не объективно. Если ориентироваться на минимум точки безубыточности, то предприятия никогда не должны становиться больше маленькой ремонтной мастерской.
Выясняется, что точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. BEP всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочнилось или ослабло финансовое положение компании, BEP может не всегда. Для ответа на последний вопрос определяется рассмотренный далее «запас прочности».
Необходимо помнить, что превышение безубыточного объема реализации еще не гарантирует получение денег. Полученная прибыль «будет потрачена» на уплату налогов, на приобретение оборудования, зданий, земли (то есть на осуществление капитальных вложений), на финансирование прироста потребности в оборотном капитале, на погашение ранее привлеченных кредитов, выплату штрафов, пеней. Таким образом, расчет и оптимизация прибыли должны сочетаться с планированием и оптимизацией денежных потоков.
Чтобы определить, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой деятельность становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от расчетной величины точки безубыточности.
Абсол.откл.от
т.б=ВРфакт-точка
где ВР (факт) - фактическая выручка от реализации за период, ден. ед.
Рассчитаем на примере.
2008
год: аб.от.=16377858,78-9887976,52=
2009
год: аб.от.=16772256,45-21689389,
2010
год: аб.от=20170757,34-1887582,96=
Наиболее
наглядным показателем, характеризующим
степень удаленности
Запас
прочности=абсол.откл.от т.б/выр.от реал.факт×100%
2008
год: зап.пр.=6489882,26/16377858,
2009
год: зап.пр.=-4917132,87/16772256,
2010
год: зап.пр.=18283174,38/20170757,
Определение «запаса прочности» позволяет снять влияние масштаба производственной деятельности (как при анализе абсолютного отклонения от точки безубыточности) и тем самым дает возможность сравнения предприятий с различными оборотами (различными объемами выручки от реализации).
Возможны ситуации, при которых объемы реализации предприятия от периода к периоду остаются стабильными, при этом точка безубыточности возрастает.
Подобная ситуация является тревожным симптомом: зарабатывать прибыль становится все сложнее. Важно определить причину роста точки безубыточности и принять необходимые меры по ее оптимизации.
Причины роста минимально допустимого объема продаж (роста BEP) могут заключаться как в изменениях внешней среды, так и в действиях самого предприятия. Изменения внешней среды – это, в частности, рост цен на поставляемые сырье, комплектующие, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Действия предприятия, повлекшие за собой рост точки безубыточности, как правило, связаны с постоянными затратами - например, произошло повышение заработной платы работников, было выведено из строя оборудование, что привело к росту затрат не его ремонт, бесконтрольно расходовались тепло и электроэнергия. Также возможной причиной роста BEP является изменение структуры продаж - компания стала продавать меньше прибыльной продукции.
-выручка
от реализации продукции (
-величина постоянных затрат;
-значение ценового коэффициента.
Для того чтобы наглядно представить взаимосвязь «запаса прочности» с перечисленными параметрами перепишем формулу 5 следующим образом:
Запас прочности = абс.откл.от
т.б/ВР = (ВР-т.б.)/ВР = 1-(т.б/ВР) = 1-1/ВР×((пост.затр.×ВР)/марж.
где ВР - фактическая величина выручки от реализации анализируемого периода, ден. ед.; постЗатр - величина постоянных затрат в анализируемом периоде, ден. ед.; (МаржПрибыль/ВР) - ценовой коэффициент.
Факторы, определяющие величину «запаса прочности», являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения «запаса прочности» организации:
-увеличение
объема реализации продукции
(только в том случае, если величина
маржинальной прибыли
-снижение постоянных затрат;
-увеличение
доли более прибыльной
Остановимся чуть подробнее на таком рычаге оптимизации «Запаса прочности», как увеличение доли продукции с наибольшими ценовыми коэффициентами.
Ценовой коэффициент по отдельным видам продукции определяется аналогично ценовому коэффициенту по организации в целом - (Цена-Переменные затраты)/Цена - и характеризует потенциальную прибыльность продаж производимых изделий. Чем выше ценовой коэффициент, тем большую прибыль в состоянии принести данный вид продукции, тем меньший объем реализации требуется для получения прибыли.
Снизить точку безубыточности можно не только снижая затраты, но и изменяя структуру реализуемой продукции. Формула идеального продуктового портфеля – совокупность максимального ценового коэффициента и максимального спроса.
Важно знать не только минимально допустимую выручку в целом, но и необходимый вклад каждого продукта в общие результаты деятельности – то есть минимально необходимое количество продаж каждого вида продукции. Для этого рассчитывается точка безубыточности в натуральном выражении:
ВЕР (в нат.выр.)=пост.затр./(цена реал.ед.прод.-пер.затр.на ед.прод) (7)
Формула работает безупречно, если предприятие производит только один вид продукции. В реальности такие предприятия встречаются нечасто. Для компаний с большой номенклатурой производства расчетная формула выглядит иначе. Один из методов определения минимального продуктового набора можно представить следующим образом:
ВЕР
(в нат.выр. по пр.1) = пост.затр./((Р1-VС1)+(Vфакт2/
где P 1, 2, n – фактическая цена реализации продуктов 1,2, 3, N, ден. единицы.; VC 1, 2, n – переменные затраты на единицу продукции, ден. единицы; V факт 1,2, n – фактические объемы реализации продуктов 1,2,3, N, ден. единицы (либо планируемые объемы реализации продуктов 1, 2, n, если расчет производится по данным перспективного финансового плана).
Если фактические объемы реализации каждого продукта превышают минимально допустимые, это положительно характеризует предприятие с точки зрения управления номенклатурой продукции.
В качестве базового может
быть выбран любой другой
ВЕР
(в нат.выр. по пр.2)=пост.затр./((Р2-VС2)+(
Отметим закономерности:
-для
продукта, выбранного базовым для
расчета, коэффициент
-для
остальных продуктов
В составе постоянных затрат могут быть элементы, связанные с производством конкретного вида продукции. Логично, что эти конкретные затраты должны окупаться выручкой от продаж «их источника». Таким образом, второй вариант расчета точки безубыточности в натуральном выражении основывается на управленческом учете затрат.
В случае, если в составе постоянных затрат есть значительные по величине элементы, напрямую связанные с производством конкретного вида продукции, целесообразно рассчитывать BEP в натуральном выражении на основании управленческих затрат – полученные данные будут более объективными.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОТКИНСКОГО РАЙПО № 3
2.1.
Организационно-правовая
характеристика деятельности
Воткинского райпо № 3
Воткинское районное потребительское общество № 3 - добровольное объединение граждан и, созданное по территориальному признаку на основе членства путем объединении его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», другими законами РФ, Удмуртской республики, Уставом.