Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:58, шпаргалка
Шпаргалка
При наличии оплаченных счетов поставщиком, по которым материалы не поступили, необходимо по имеющейся переписке с поставщиком, железной дорогой установить, достаточные ли меры были приняты по розыску не поступивших грузов.
При получении счетов-фактур от поставщика ревизор обращает внимание на правильность их оформления и, в частности, на то, чтобы отдельной позицией был выделен уплачиваемый НДС.
При поступлении ТМЦ, приобретенных у поставщиков, делаются записи:
1 вариант: Д 10 К 60, Д 19 К 60 – на сумму НДС
2 вариант: Д 15 К 60, Д 19 К 60.
Далее ТМЦ оприходуются по
учетной цене: Д 10 К 15. Оплачена
задолженность перед
Расчетные документы поставщика служат основанием бухгалтеру для выписки экспедитору (агенту, товароведу) доверенности во форме № М-2 (с корешком) или форме № М-2а (без корешка) на получение материалов. К доверенности прилагается квитанция (железнодорожная, водная, авиационная). По этим документам экспедитор (агент, товаровед) получает груз на пункте его прибытия.
Ревизор проверяет:
− контролируются ли сроки использования доверенности путем отметки в корешке доверенности или в Журнале учета выданных доверенностей;
− подтверждаются ли использованные доверенности приходными документами;
− возвращаются ли в бухгалтерию доверенности, не использованные по каким-либо причинам;
− не было ли случаев выдачи новых доверенностей работникам, не отчитавшимся по ранее полученным доверенностям.
Выявленные нарушения ревизор отражает в акте ревизии и предлагает руководителю и главному бухгалтеру (бухгалтеру) ревизуемой организации ликвидировать их.
Отсутствие контроля за использованием доверенностей способствует хищениям. Поэтому ревизор выясняет, ведется ли в бухгалтерии учет выданных доверенностей, выделено ли лицо, ответственное за их регистрацию, оформлен ли список лиц, имеющих право подписывать эти документы.
Сопоставляя регистрацию документов с приходными документами, ревизор определяет полноту приемки материалов на склад, а в случае не использования доверенностей выясняет, возвращаются ли они в срок. При этом проверяются в Журнале записи об их возврате.
Принятые материалы экспедитор (агент, товаровед) доставляет на склад и сдает их материально ответственному лицу склада.
Контроль за поступлением материалов на склад производится по первичным документам: приходным ордерам, актам о приемке материалов, товарно-транспортными накладным, актам об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и монтаже зданий и сооружений.
Приходный ордер выписывается материально ответственным лицом склада при отсутствии количественных и качественных расхождений фактически поступивших материалов с документами поставщика. Выписывается в одном экземпляре в день поступления материалов, подписывается заведующим складом и экспедитором (агентом, товароведом). Используется для оперативного учета материалов на складе, аналитического и синтетического учета поступления материалов в бухгалтерии.
Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материалов без счета поставщика (неотфактурованные поставки) и в случае количественных и качественных расхождений с данными сопроводительных документов поставщиков. Акт составляется комиссией, назначаемой руководителем предприятия, с обязательным участием представителя поставщика или незаинтересованной организации. Акт выписывается в двух экземплярах, первый из которых передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй экземпляр поступает в отдел маркетинга (отдел снабжения) для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки.
Ревизор тщательно проверяет отклоненные поставщиком претензии ревизуемого предприятия. Он выясняет причины, по которым они отклонены.
В бухгалтерском учете претензии к поставщикам и другим организациям отражаются на счете 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям». Ревизор знакомится с данными этого счета и перепиской по предъявленным претензиям, чтобы иметь представление о том, как решаются эти вопросы в ревизуемой организации.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителя заказчика и подрядчика, подписывается ими. Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий передается подрядчику. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.
В процессе ревизии операции приобретения
и заготовления материальных ценностей
ревизор проверяет также
Тщательно ревизором проверяются документы по приобретению материалов за наличный расчет через подотчетных лиц. Подотчетное лицо составляет авансовый отчет об израсходованных суммах на покупку материалов. К нему должны быть приложены все оправдательные документы: счета и чеки магазинов (заверенные печатью, штампом), квитанция приходного кассового ордера (при покупке у другого предприятия), акт закупки, если материал куплен на рынке или у населения. В акте указывается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества и цены. Оформление акта закупки позволяет проверить достоверность хозяйственной операции. Одним из обязательных реквизитов акта является проставление в нем данных паспорта продавца товара или номера патента, если продавец производит товар.
16. Ревизия расхода и выбытия товарно-материальных ценностей.
Проверку расходных операций начинают с выявления основных направлений отпуска материалов со склада:
Обоснованность списания материалов в расход выясняется ревизором по данным соответствующих первичных документов, в которых указывается назначение отпущенных материалов, вид продукции или статья расхода.
Порядок документального оформления отпуска материалов со склада предприятия зависит от того, для каких целей они отпускаются: систематически на производственные потребности или эпизодически в цеха и отделы на административные или общехозяйственные нужды.
При систематическом отпуске материалов в производство используется лимитно-заборная карта, выписываемая в плановом отделе или отделе маркетинга для одного или нескольких видов материалов. В ней указывается месячный лимит выдач данному цеху материалов определенного номенклатурного номера или нескольких номеров. Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах, один из которых до начала месяца передается цеху-потребителю, другой – складу. Факт отпуска подтверждается подписями заведующего складом (кладовщиком) и получателем материалов. В специальном разделе лимитно-заборной карты отражается остаток неиспользованных в производстве материалов. Таким образом, лимитно-заборная карта позволяет контролировать отпуск материалов на производственные нужды в пределах лимита. Дополнительный отпуск материалов сверх лимита из-за перевыполнения производственной программы, перерасхода материла цехом на возмещение брака и т.д. допускается только с разрешения руководителя предприятия или главного инженера по разовым требованиям-накладным с указанием причины перерасхода.
В процессе ревизии ревизор выясняет, кем разработаны лимиты отпуска материалов, какие расходные нормы положены в основу расчета потребности цеха в материалах, в какой мере учтены остатки материалов в цехах, как соблюдаются эти лимиты складом при фактическом отпуске материалов, правильно ли заполняются расходные документы.
На предприятии руководителем должен быть утвержден список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Эти сведения сообщаются материально-ответственным лицам склада. Ревизор проверяет соблюдение этих правил, так как их нарушение может привести к злоупотреблениям.
При наличии перерасходов материалов ревизору нужно тщательно ознакомиться с объяснениями мастеров (начальников цехов) о причинах перерасходов и удостовериться в их обоснованности, особенно в тех случаях, когда руководством предприятия перерасход материалов списан на производство вместо отнесения его на виновных лиц.
Требованиями-накладными оформляется также разовый отпуск материалов со склада для производственных и хозяйственных нужд. Выписывается цехом (отделом) на каждый номенклатурный номер материала в двух экземплярах, один из которых остается на складе, другой — передается получателю.
Накладная на отпуск материалов на сторону применяется для оформления отпуска материалов производственным единицам предприятия, расположенным за его пределами, или сторонним организациям. Выписывается отделом маркетинга (отделом снабжения) в двух экземплярах: первый экземпляр служит пропуском на вывоз или вынос с территории предприятия отпущенных материалов, второй отдается получателю материалов.
ПБУ (5/01) разрешает предприятию самостоятельно выбрать один из четырех методов оценки материалов при их отпуске в производство или на управленческие нужды: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материалов (способ ФИФО), по себестоимости последних по времени приобретения материалов (способ ЛИФО). При этом выбранный метод для конкретного наименования материалов применяется в течение всего отчетного года и закрепляется как элемент учетной политики предприятия, что проверяется ревизором.
Синтетический учет движения материалов ведется по одному из двух вариантов: с использованием только счета 10 «Материалы» или счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Правильность списания материалов устанавливается ревизором путем выборочного контроля записей в учетных регистрах по счетам 20, 23, 25, 26, 44, 91 и сопоставления их с данными первичных расходных документов.
Ревизору следует убедиться, не списываются ли на производство, на реализацию или другие цели неоприходованные материалы, т.е. не оформленные документами по приходу на склад.
Стоимость материалов, использованных при строительстве объектов основных средств, нужно присоединять к сумме капитальных вложений по соответствующему объекту.
Стоимость материалов, израсходованных на ремонт объектов социально-культурного назначения, нужно списывать за счет прибыли. Если в отчетном периоде материалы реализовались на сторону, то ревизор выясняет правильность исчисления налога на прибыль и НДС.
17. Ревизия расходов по оплате труда.
Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаний из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда. Во всех отраслях деятельности должно быть разработано Положение по оплате труда, которое определяет порядок начисления оплаты труда, выплату премий рабочим и служащим.
Источники информации: приказы и распоряжения о приеме на работу, договоры гражданско-правового характера (договор-подряда, возмездный и безвозмездный договор, другие формы трудовых договоров), табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (формы № Т-12, Т-13), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49 или № Т-51, Т-53), личные карточки работников (форма № Т-2) и другие документы; данные синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», журналы-ордера № 1,2,8,10, 12, разработочные таблицы № 2 и 5 и другие учетные регистры.
Все работники делятся на штатных и внештатных. Учет численности этих работников, и порядок расчетов по оплате труда различны.
На всех штатных работников должен в обязательном порядке вестись табельный учет, на основании которого определяется списочная, среднесписочная численность работников предприятия.
Ревизор должен проверять правильность установления должностных окладов вновь принятым на предприятия работникам: не установлен ли оклад такому работнику ниже размера, предусмотренного штатным расписанием.
Проверка правильности начисления заработной платы, удержаний из заработной платы и других вопросов, относящихся к данной теме, порой достигает большого объема работ, который зависит от численности работающих, наличия различных категорий персонала (рабочих и служащих), действующих на предприятии форм оплаты труда (повременная, сдельная, с ее разновидностями), различных дополнительных начислений к основной зарплате.