Контроль и ревизия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:58, шпаргалка

Описание

Шпаргалка

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по курсу Контроль и ревизия.doc

— 348.00 Кб (Скачать документ)

В процессе ревизии используются в  основном элементы документального  контроля: проверка документов, прослеживание операций, пересчет, аналитические процедуры. Большое значение имеет наблюдение, т.к. объем работы значительный, что не позволяет достаточно глубоко проконтролировать все виды расчетов.

Вывод о недостатках формирования договорных отношений, имидж фирмы  зависит от качества расчетов с кредиторами.

 

20. Информационная база и задачи контроля и ревизии операций по кредитам и займам.

При проверке расчетов по кредитам и  займам используются источники информации: положение об учетной политике; бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); учетные регистры по счетам 66 и 67; главная книга; кредитные договоры с банком; договоры займа; выписки банка по расчетному и ссудному счетам с приложенными документами; кассовая книга; приходные и расходные кассовые ордера; приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов; документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа.

Задачами ревизии является установление: 
- обоснованности получения кредита (кредитный договор); 
- эффективности использования кредита; 
- своевременности погашения; 
- наличия выписки банков по ссудным счетам; 
- правильности сведений о наличии  сезонных закупок ТМЦ для покупателя кредита на эти цели; 
- причины поступления ссуд сверх нормативные запасы ТМЦ и на временные нужды. 
    При проверке используется журнал-ордер №4 и учетный регистр по счетам 90, 92, 51, а также выписки банков. 
    Предприятия могут получать займы у других лиц и организаций, которые так же считаются кредитной задолженностью и учитываются на счетах 94, 95.

 

21. Методы ревизии расчетных и кредитных операций.

В процессе контроля используются следующие приемы: проверка документов, прослеживание операций, пересчет, аналитические процедуры.

Аналитические процедуры  ревизионной проверки. Этот метод позволяет выявить положительные и отрицательные стороны деятельности организации в целом и ее структурных подразделений. Во многих случаях анализом финансово-хозяйственной деятельности начинают заниматься в процессе подготовки к ревизии. Результаты такого анализа позволяют ревизорам целенаправленно составлять план ревизии и проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля. В процессе ревизии данные экономического анализа подкрепляются результатами проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета и другой экономической информацией.

Аналитические процедуры при ревизии  включают в себя:

а) рассмотрение финансовой и другой информации о ревизуемой организации  в сравнении:

с сопоставимой информацией за предыдущие периоды;

с ожидаемыми результатами деятельности ревизуемого лица, например, сметами или прогнозами, а также предположениями ревизора;

с информацией об организациях, ведущих  аналогичную деятельность (например, сравнение отношения выручки  от продаж ревизуемого лица к сумме  дебиторской задолженности со средними отраслевыми показателями или с показателями других организаций сопоставимого размера в той же отрасли экономики);

б) рассмотрение взаимосвязей:

между элементами информации, которые  предположительно должны соответствовать  прогнозируемому образцу, исходя из опыта ревизуемого лица;

между финансовой информацией и  другой информацией (например, между  расходами на оплату труда и численностью работников).

Аналитические процедуры могут  быть осуществлены разными способами (простое сравнение, комплексный анализ с применением сложных статистических методов и др.).

Методы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов подразумевают:

- сопоставление данных документов, отражающих операции с данными документами, которые являлись основанием для этих операций;

- получение письменного подтверждения от третьих лиц о реальности остатков на счетах денежных средств, счетах расчетов и других;

- проверку записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;

- аналитические процедуры (самостоятельно  осуществляемые ревизором расчеты, часто значительные по объему);

- прослеживание, то есть проверяющий исследует некоторые первичные документы, проверяет отражение их данных в регистрах аналитического и синтетического учета, находит заключительную корреспонденцию и убеждается в правильности (неправильности) отражения в учете соответствующей операции;

- специальные методы (встречная проверка, взаимная проверка, контрольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследование хозяйственных операций);

- подготовку альтернативных балансов, как промежуточных - сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного.

Прослеживание - прием, при котором анализируется первичный документ, устанавливается его реальность, правильность обработки, переноса в учетный регистр и обоснованность бухгалтерской записи.

 

22. Контроль и ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками.

К поставщикам относят организации, поставляющие производственные ресурсы и товары, к подрядчикам организации, осуществляющие строительно-монтажные и ремонтные работы. Расчеты с ними осуществляют, как правило, после отгрузки (отпуска) сырьевых и товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с совершением этих операций. Эти расчеты наиболее часто встречаемые. Выделяется 2 аспекта:

1. проверка правильности оплаты  за ценности, услуги, работы.

2. проверка правильности и полноты  оприходования ценностей и выполнение работ.

Задачи ревизии:

1) Контроль правильности применения  и заполнения документов;

2) определение подтверждения своевременности  и полноты расчетов как на  основе документов, так и путем  сверок;

3) выявление претензий и Контроль  за порядком их решения;

4) Контроль за полнотой расчета  и правильностью учета НДС.

Источники информации:

  • учетная политика
  • регистры синтетического и аналитического учета
  • акты зачета взаимных требований
  • договоры с контрагентами, где предусматривается порядок расчета и цены.

В процессе ревизии дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками необходимо:

  • выяснить, имеется ли дебиторская и кредиторская задолженность свыше трех месяцев по договорам с контрагентами, в которых отсутствуют предельные сроки взаиморасчетов;
  • установить ответственных лиц, выяснить причины несвоевременного погашения просроченной задолженности и проверить бухгалтерские записи по списанию этой задолженности;
  • выяснить, имеется ли просроченная дебиторская и кредиторская задолженность с контрагентами свыше срока исковой давности;
  • установить причины появления просроченной задолженности, проанализировать законность действий руководства по возврату задолженности;
  • среди долгов, списанных на убытки, выделяют дебиторскую задолженность с четкими сроками исковой давности.

Отражение кредиторской задолженности  организации перед поставщиками в бух. учете отражается по К 60 в  корреспонденции с Д различных  счетов учета материальных ценностей: 07, 08, 10, 15, 41. На сумму НДС делается проводка Д 19 К 60. Погашение задолженности осуществляется по Д 60 с кредита счетов учета денежных средств.

При проверке поступления товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные  документы поставщиков, необходимо выяснить, не числятся ли поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, а также не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

В процессе ревизии следует проверить  сделки, в которых имелись случаи взаимозачетов между контрагентами, правильность определения рыночной цены товара и отражение ее в бухгалтерском учете, а также материальных ценностей, подлежащих бартерному обмену в этих сделках.

При проверке дебиторской и кредиторской задолженности, числящейся на счете 76, субсчет «Расчеты по претензиям», устанавливают: ведется ли учет по каждой претензии; разграничены ли обязанности между бухгалтерией и юридической службой; ведется ли журнал передачи юристу претензионных материалов и контроль за их происхождением.

При наличии расчетов за переработку  давальческого сырья с контрагентами  необходимо установить законность и  правильность оформления договоров, наличие  первичных документов, отражающих операции по давальческому сырью, а также  правильность зачета в счет получения конечной продукции и калькуляции ее себестоимости.

Ревизор должен выяснить, разграничиваются ли в учете материалы, принятые в  переработку на счете 10, субсчете «Материалы, переданные в переработку», и материалы  на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Ревизию расчетов с подрядчиками за выполненные работы и оказанные  услуги начинают с проверки целесообразности данных сделок, наличия актов приемки  работ и других документов, подтверждающих выполнение обязательств по этим договорам, наличия счетов-фактур с указанием НДС.

При наличии договоров займа  или кредитов при расчетах с поставщиками и подрядчиками необходимо установить законность этих сделок, своевременность  начисления кредитов, правильность учета  процентов по ним (особенно по просроченным кредитам), а также целевое использование займов и кредитов. В случаях займа товарно-материальных ценностей в натуральном виде необходимо проверить, осуществлялся ли возврат их в натуре. Если возврат таких займов производится денежной наличностью, то ревизор должен этот факт отразить в акте и рекомендовать эту сделку оформить как куплю-продажу (уплатить НДС и налог на прибыль).

По всем сделкам необходимо проверить  полноту оприходования материальных ценностей и правильность установления цен в соответствии с договорами; сопоставить данные о количестве и стоимости по платежным документам, договорам, показателям аналитического учета, книгам складского учета, отчетам о движении продуктов и материалов.

По всем договорам необходимо определять ответственность за невыполнение обязательств, предусмотренных в этих договорах. Нужно выявлять случаи несвоевременного предъявления санкций (или полное их отсутствие), устанавливать ответственных лиц и причины бездействия.

При проверке расчетов поставщиками и подрядчиками, если применяется журнально-ордерная форма учета, аналитический и синтетический учет ведется в журнале-ордере №6. В журнале по каждому регистрационному номеру (счету) приведены данные об оплате, поступлении материалов, суммы НДС. В конце месяца подсчитываются соответствующие итоги и выводится сальдо по регистрационным номерам, которое переносится в журнал следующего месяца.

При ревизии проверяется эффективность  работы бухгалтера по своевременности  оплаты поставщикам и получению  необходимых ценностей. Бухгалтер должен в письменном виде информировать руководство о возникающих отклонениях в сроках оплаты или о причинах, позволяющих предполагать несвоевременность поставок.

В акте ревизии результатов расчетов с поставщиками и подрядчиками должны быть соблюдены принципы: объективности, ясности, точности описания выявленных фактов, описание нарушений с ссылками на нормативные акты и законы. Содержание акта ревизии:

1) Общие данные о выполнении  ревизуемым предприятием производственных  и финансовых обязательств;

2) выявленные факты нарушений  законодательства и нормативных  актов;

3) факты неполного выявления  договорных обязательств;

4) факты неправильного ведения  бух. учета.

 

23. Контроль и ревизия расчетов с покупателями и заказчиками.

Важным фактором, который положительно влияет на стабилизацию финансового состояния предприятия, является решение проблемы расчетно-платежной дисциплины. В связи с этим за состоянием расчетно-платежной дисциплины в каждом предприятии должен быть установленный систематический контроль на всех стадиях осуществления расчетных операций.

Ревизия начинается с инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками. За каждым дебитором следует установить дату и причины возникновения  задолженности, виновных лица и мероприятия, которые употребляются для взыскания долгов. Кроме того, следует проверить состояние дел, переданных в суд или арбитраж, решения, принятые относительно них.

Особое внимание ревизор уделяет  случаям утаивание на счетах дебиторов  недостатков и краж, порчи и  брака товаров, отнесения дебиторской задолженности на другие статьи баланса.

В случае выявления безнадежной  задолженности, в иске относительно которой суд отказал, следует  выяснить мотивы отказа и обоснованность иска.

Выявленные факты невзысканной просроченной дебиторской задолженности и нарушений расчетной дисциплины желательно обобщить в ведомости.

По каждому дебитору следует  проверить, придерживается ли установленный  порядок оценивания дебиторской  задолженности.

Во время проверки расчетов по счету  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» следует уточнить правильность ведения аналитического учета расчетов и полноту отображения всех проведенных операций относительно расчетов с покупателями и заказчиками.

На счете 62 ведется обобщение информации о расчетах с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и услуги, кроме задолженности.

Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется за каждым покупателем и заказчиком и каждым предъявленным к оплате счетом.

Информация о работе Контроль и ревизия