Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:15, дипломная работа
Целью данной работы является исследование организации внутреннего контроля на примере ООО «ТК «Лидер» и разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
- оценить систему бухгалтерского учета дебиторской задолженности.
- оценить организацию внутреннего контроля за состоянием дебиторской задолженности
- выявить проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Введение 2
1. Теоретические аспекты организации внутреннего контроля за состоянием дебиторской задолженности.
1.1. Понятия, сущность, классификация и нормативное регулирование дебиторской задолженности 5
1.2. Организация бухгалтерского учета дебиторской задолженности 11
1.3. Внутренний контроль за состоянием дебиторской задолженности 21
2. Оценка внутреннего контроля за состоянием дебиторской задолженности в ООО «ТК «Лидер»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «ТК «Лидер» 31
2.2. Оценка внутреннего контроля за состоянием дебиторской задолженности в ООО «ТК «Лидер» 34
2.3. Оценка системы бухгалтерского учета дебиторской задолженности в ООО «ТК «Лидер» 39
3. Совершенствование системы внутреннего контроля и управления дебиторской задолженностью в ООО «ТК «Лидер»
3.1. Анализ внутреннего контроля за состоянием дебиторской задолженности ООО «ТК «Лидер». 43
3.2. Мероприятия по эффективному управлению дебиторской задолженностью. 50
Заключение 55
Список используемой литературы 56
Приложения 61
Рассмотрев и проанализировав
организации внутреннего
3. Пути совершенствования
системы внутреннего контроля
и управления дебиторской
3.1. Анализ внутреннего контроля за состоянием дебиторской задолженности ООО «ТК «Лидер».
Для того чтобы понять на долю какой дебиторской задолженности приходится большая часть всей дебиторской задолженности ООО «ТК «Лидер», начать анализ контроля за её состоянием необходимо со структуры дебиторской задолженности. Данные для приведенных ниже таблиц и расчетов взяты из отчета компании по дебиторской задолженности, приведенного в приложении Д.
Данные для приведенной ниже таблицы 1 взяты из оборотно-сальдовых ведомостей счетов компании, на которых осуществляется учет дебиторской задолженности, итоги которых используются в дальнейшем для составления отчетности – бухгалтерского баланса. В таблице 1 рассмотрим структуру дебиторской задолженности компании
|
На 31.12.11 тыс.руб. |
На 30.06.2012 тыс.руб. |
Откл.абс., тыс.руб. |
Откл. относит., % |
Доля в сост. ДЗ на 31.12.2011 |
Доля в сост. ДЗ на 30.06.2012 |
60.2. |
77 |
74 |
-3 |
-3,90 |
0,13 |
0,13 |
62.1. |
56 118 |
57215 |
1097 |
1,95 |
98,06 |
98,28 |
69.1. |
80 |
101 |
21 |
26,25 |
0,14 |
0,17 |
71.1. |
693 |
487 |
-206 |
-29,73 |
1,21 |
0,84 |
76. |
259 |
340 |
81 |
31,27 |
0,45 |
0,58 |
Итого |
57 227 |
58 217 |
990 |
1,73 |
100,00 |
100,00 |
Таблица 1. Структура дебиторской задолженности.
Из таблицы видно, что
наибольшую долю имеет
Так как дебиторская задолженность покупателей и заказчиков является преобладающей и составляет более 98 процентов, целесообразно провести анализ именно этой части дебиторской задолженности. Это позволит понять состояние в котором находится дебиторской задолженность покупателей и заказчиков перед ООО «ТК «Лидер» В таблице 2 проанализируем дебиторскую задолженность покупателей и заказчиков в целом по предприятию.
|
На 31.12.2011 тыс.руб. |
На 30.06.2012 тыс.руб. |
Откл.абс., тыс.руб. |
Откл. относит., % |
Дебиторская задолженность |
55 617 |
57 117 |
1500 |
2,70 |
В том числе просроченная задолженность |
14 322 |
15 025 |
703 |
4,91 |
Таблица 2. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков
Из таблицы видно, что общая величина дебиторской задолженности выросла на 1500 тыс. рублей, или на 2,70 % и выросла величина просроченной дебиторской задолженности на 703 тысячи рублей или на 4,91 %. Это говорит о том, что в компании снизалось качество контроля за состоянием дебиторской задолженности.
ООО «ТК «Лидер» реализует
Рассмотрим в таблице 3, ослабление контроля за состоянием задолженности какого направления привело в конечном итоге к росту дебиторской задолженности по предприятию в целом и к росту просроченной дебиторской задолженности.
|
На 31.12.2011 тыс. руб. |
На 30.06.2012 тыс. руб. |
Откл. абс., тыс.руб. |
Откл. относит., % |
Дебиторская задолженность «Иногородние продажи» |
8 853 |
10 254 |
1 401 |
15,83 |
В том числе просроченная задолженность «Иногородние продажи» |
1 362 |
1 444 |
82 |
6,02 |
Доля просроченной задолженности «Иногородние продажи» |
15,38 |
14,08 |
-1,3 |
-8,45 |
Дебиторская задолженность «Продажи внутри города» |
46 764 |
46863 |
99 |
0,21 |
В том числе просроченная задолженность «Продажи внутри города» |
12960 |
13581 |
621 |
4,78 |
Доля просроченной задолженности «Продажи внутри города» |
27,71 |
28,98 |
1,27 |
4,58 |
Таблица № 3. Дебиторская задолженность по направлениям реализации.
Как видно из таблицы, задолженность «Иногородних клиентов» выроста на 1401 тысячу рублей или на 15,83 %, просроченная задолженность «Иногородних клиентов» выросла на 82 тысячи рублей или на 6,02 %, а вот доля просроченной задолженности в составе общей дебиторской задолженности иногородних клиентов уменьшилась на 1,3 %. Это говорит о том, что качество контроля за состоянием дебиторской задолженности «Иногородних клиентов» несколько улучшилось. Хоть это увеличение и не значительное, но, тем не менее, положительно характеризует работу по осуществление контроля за состоянием дебиторской задолженности по этому направлению. Однако, общая доля просроченной задолженности по-прежнему остается на высокой отметке в 14,08 %. Компании необходимо продолжить работу в направлении уменьшения просроченной дебиторской задолженности, и снизать значение этого показателя хотя бы до 5-7%.
В отношении работы с городскими
клиентами можно сказать
В таблице № 4 приведем
анализ дебиторской
Канала сбыта |
На 31.12.2011 тыс. руб. |
На 30.06.2012 тыс. руб. |
Откл. абс., тыс.руб. |
Откл. относит., % |
Сети |
11498 |
5650 |
-5848 |
-50,86 |
В том числе просроченная |
3072 |
1986 |
-1086 |
-35,35 |
Опт |
30263 |
37329 |
7066,00 |
23,35 |
В том числе просроченная |
9677 |
11247 |
1570,00 |
16,22 |
Розница |
5004 |
3884 |
-1120,00 |
-22,38 |
В том числе просроченная |
211 |
348 |
137,00 |
64,93 |
Таблица № 4. Дебиторская задолженность по направлению продаж «Городские продажи» по каналам сбыта
Как видно из таблицы просроченная дебиторская задолженность по каналу сбыта «Сети» снизилась на 1086 тысяч рублей или на 35,35 %, но это снижение произошло не из-за увеличения качества контроля, а за счет уменьшения общей задолженности по каналу сбыта «Сети». Другими слова, можно предположить, что если бы общая задолженность по канала сбыту «Сети» не снизилась, а осталось бы на том же уровне что и в предыдущем периоде, то просроченная дебиторская задолженность, скорее всего бы увеличилась.
По каналу сбыта «Опт» мы видим увеличение общей задолженности на 7066 тысяч рублей или на 23,35%, сумма просроченной задолженности увеличилась на 1570 тысяч рублей или 16,22 %, это говорит о крайне не удовлетворительном качестве контроля дебиторской задолженности лицами, отвечающими за состояние дебиторской задолженности этого канала сбыта. Руководящим лицам компании необходимо в первую очередь улучшить качество контроля за состоянием дебиторской задолженности по каналу сбыта «Опт», ведь именно из-за него в большей части и произошло увеличение всей дебиторской задолженности компании по сравнению с предыдущим периодом.
По каналу сбыта «Розница» мы видим уменьшение общей задолженности на 1120 тысяч рублей или на 22,28 %, сумма просроченной задолженности в свою очередь увеличилась на 64,93 %, этот факт так же говорит о низком уровне контроля за состоянием дебиторской задолженности.
Для определения эффективности работы с долгами рассчитаем Показатели - "размер просроченной задолженности" и Показатель - "процент должников - просрочников".
Данные показатели рассчитывается по формуле:
,
где - показатель "размер просроченной задолженности",
РОЗ - общий размер задолженности,
РПЗ - размер просроченной задолженности.
,
где - показатель "процент должников - просрочников",
КДП - количество должников - просрочников,
ОКД - общее количество должников, которые заплатили и не заплатили в срок
=15025*100/57117=26,31%
На основании сделанного расчета можно сделать вывод, что размер в 26,31% просроченной задолженности в составе всей дебиторской задолженности является не просто большим, а критическим. По мнению экспертов, 20-процентный размер просроченной задолженности является критическим для организации.
=230*100/754=30,5%
Данный показатель составляет 30,5%, следовательно, 30 из 100 должников оказался в просрочниках, что свидетельствует о низком уровне работы с должниками.
Проанализировав качество контроля за состоянием дебиторской задолженности в ООО «ТК «Лидер» можно сказать, что контроль за состоянием дебиторской задолженности не эффективен. Лицам, отвечающим за состояние дебиторской задолженности компании в целом, необходимо разработать и внедрить меры по снижению просроченной дебиторской задолженности по всем направлениям и каналам сбыта, а также обратить внимание лиц, отвечающих за дебиторскую задолженность по конкретным направлениям и каналам сбыта на ужесточение контроля за состоянием дебиторской задолженности.
3.2. Мероприятия по
эффективному управлению
В целях минимизации риска
- оценивать финансовое
Исходя из данных учета, можно распределить клиентов на группы по просроченным выплатам, например: нет просроченной задолженности – период отсрочки платежа и кредитный лимит не меняются; 0–10% просроченных оплат – срок товарного кредита сокращается; 10–20% просроченной задолженности – товарный кредит закрывается.
Чтобы не создавать кредитную политику
под каждого конкретного
Рейтинг клиенту целесообразно присваивать на определенный срок, например квартал, год и др. А в конце срока пересматривать, заново проводя оценку кредитоспособности покупателя. После определения кредитного рейтинга максимально допустимую сумму и срок коммерческого кредита можно указывать в персональной карточке клиента в справочнике контрагентов.
- предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты;
- планировать объем дебиторской
задолженности и мотивировать
на его достижение сотрудников
предприятия, вовлеченных в
Информация о работе Контроль за состоянием дебиторской задолженности