Курс лекций по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:29, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Аудит"

Работа состоит из  1 файл

аудит.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

   2.2. Аудит оформления первичных рабочих документов:

   2.2.1. проводится формальная проверка. Аудитор рассматривает:

    - степень унификации применяемых  первичных учетных документов;

    - наличие в документах, не являющихся унифицированными, обязательных реквизитов;

    - утверждение неунифицированных  форм;

    - наличие утвержденного руководителем  списка лиц, имеющих право подписи  первичных документов;

    - правильность заполнения реквизитов  документов;

    - правильность внесения исправлений (подчистки, помарки);

    - наличие подписи лица, ответственного  за этот документ, обоснованность  подписи;

    - наличие на документах отметки  о дате записи хоз. операции  в учетный регистр;

    - правильность контировки (какие  счета).

   Затем проводится проверка арифметическая. Она включает:

    - проверка таксировки (цена*количество);

    - проверка итогов (суммирование);

   Остальные направления (2.3 и др.) могут формироваться  аудитором по-разному, например:

   - по видам операций;

   - по предпосылкам подготовки бух. отчетности (реальность, полнота и др.);

   - по процедурам (инвентаризации, опрос  и т.д.).

   3) Заключительный этап.

   3.1. аудитор формирует служебные записки по тем вопросам, которые не являются предметом его изучения, но были выявлены в ходе проверки. Служебные записки адресованы аудитору, работающему на соседнем участке.

   3.2. Обобщение результатов проверки. На основе рабочих документов готовятся внутренние отчетные документы. В этих документах обобщают выявленные ошибки.

   Аудитор делает указания на нарушенные нормативные акты, дает оценку негативных последствий (санкции, недостоверность отчетности, конфликты), разрабатываются рекомендации. В 2-х экземплярах: один руководителю проверки, другой – бухгалтеру. 

   Аудит кассовых операций 

   
  • Цель –  Установить соответствие применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с денежными средствами действовавшим в РФ в проверяемом периоде нормативным актам, чтобы сформировать мнение о достоверности объекта аудита во всех существенных аспектах.
  • Объект аудита. Баланс (ф.1) стр. 260,261 и ф.4
  • Нормативные акты. ФЗ «О б/у», план счетов, закон о ККМ №54 от 22.05.03, закон о валютном регулировании (в случае командировок) № 3615-1 от 09.10.92г. ПБУ 3/2000 «Учет имущества в ин. валюте». Положение ЦБ о правилах наличного денежного обращения от 05.0198 №14-П, Порядок ведения кассовых операций от 22.09.93 №40.
  • Технология ауд. проверки. 3-и этапа:
  1. Подготовительный:

   

  • Изучение  особенностей и состава операций. Аудитор беседует с администрацией, кассиром, а также проверяет след. документы:
    1. оборотно-сальдовая ведомость по счету 50 и субсчетам;
    2. кассовая книга.

       Особо отмечают использование наличной валюты, операции с ККМ и денежные документы.

       

  • Тестирование  СВК. Опрос и проверка документов – аудитор должен дать оценку эффективности СВК и уровню неотъемлемого риска, эффективности учетной системы. Обычно на данном участке применяют следующие элементы СВК:
    1. система МОЛ-ц  включает обязательное заключение договора о полной материальной ответственности и др.
    2. оборудование кассы, обеспечение сохранности денежных средств
    3. инвентаризации кассы (частота, правила проведения, внезапный характер, неформальное проведение)
    4. порядок авторизации систематизации (разрешенность операций за определенными лицами)
    5. лимиты (кассового остатка; расчетов наличными; срока, на который выдаются подотчетные суммы; ограничение круга лиц, кому выдаются эти суммы; предельный размер выдаваемых сумм; сроки выплаты з/пл)
    6. обязательность ККТ
    7. распределение ответственности и полномочий (доступ к деньгам, авторизация и т.д.)
    8. целевое использование полученных из банка денежных средств.

       В ходе процедуры опроса аудитор обычно использует стандартные опросные листы, опрашивают руководителя, глав. бухгалтера и кассира, подотчетных лиц и любых лиц, получающих денежные средства в кассе, бухгалтера, ведущего учет.

       Проверка  документов включает:

       - договор с банком об обслуживании  банковского счета

       - справка из банка об установлении  лимита кассового остатка

       - справка из банка об установлении  порядка и сроков сдачи выручки

       - справка из банка об установлении дней выплаты з/пл

       - договор с МОЛ-ми

       - акты ревизии наличных денежных  средств

       - письменное распоряжение руководителя  о назначении уполномоченных  лиц ставить подписи на ПКО  и РКО

       - приказ о сроках проведения  ревизии

       - приказ о составе комиссии при проведении ревизии

       - штатное расписание

       СВК признается неэффективной, если:

    1. нет системы внезапных ревизий или отмечаются признаки формальной ревизии
    2. нет договора с кассиром
    3. должности кассира нет в штатном расписании
    4. право подписи предоставляется другим лицам без распоряжения руководителя
    5.    
    6. Аудитор формирует  программу проверки с учетом оценки рисков, выявления уязвимых мест, уточнения  уровня существенности. Уровень существенности для данного участка практически  всегда минимальный. Применяется решение о применении выборки и определяется ее объем. Уточняется состав ауд. процедур.
    7. Аудит по существу. При формировании программы аудитор может использовать следующие подходы:

       - направления программы ориентированы  на проверку соблюдения предпосылок  подготовки бух. отчетности. Многие процедуры позволяют проверить соблюдение нескольких предпосылок.

       - направления аудита соответствуют  группам операций.

       Поскольку на данном участке широко применяются  и играют большую роль приемы внешнего контроля, несоблюдение которых влечет серьезные штрафные санкции, в программу аудита по существу кроме процедур проверки сальдо и оборотов по счетам включают процедуры проверки требований внешнего контроля.

       2.1. 1) Аудит тождественности. Сначала аудитор сопоставляет информацию ф.1 (стр. 261, если нет, то стр.260) с Главной книгой, затем информацию ф.4 сопоставляют с Главной книгой.

       2) Главную книгу по счету 50 сопоставляют  с распечаткой оборотов по  счету 50 или с журналами-ордерами  №1

       3) выборочно ж.-о. №1 сопоставляются  с отчетом кассира.

       2.2. Аудит первичных документов. Унифицированные формы от КО-1 до КО-5, которые проверяют на правильность заполнения (формальная проверка) и отсутствие арифметических ошибок. Проведенная работа фиксируется в рабочих документах. Первичные документы, по которым не выявлены нарушения, описывают пакетом; документы, по которым выявлены нарушения, подробно описывают в РД. Документы, вызывающие сомнения, целесообразно копировать с разрешения администрации и приложить к РД.

       2.3. Проверка оприходования денежной наличности, полученной в банке. Аудитор сопоставляет корешки чековой книжки с банковскими выписками и ПКО, и Кассовой книгой.

       2.4. Проверка соблюдения организацией лимита кассового остатка. Аудитор сопоставляет информацию из кассовой книги с информацией об установленном лимите.

       2.5. Проверка соблюдения лимита расчетов с другими организациями. Объект – договоры с юр. лицами, РКО и оправдательные документы к нему, а также кассовая книга.

       2.6. Аудит применения ККМ. Объект – книга кассира-операциониста, контрольные ленты, паспорт ККМ, договор с центром технического обслуживания и другие источники. Нарушения считаются особенно существенными с 2-х позиций:

       - они свидетельствуют о недостаточном  контроле и могут привести  к серьезным штрафным санкциям

       - не использование ККМ – доказательство несоблюдения предпосылки полноты

       и т.д.

       3. Заключительный этап.

       3.1. Аудитор формирует служебные записки, передаваемые другим аудиторам в случае перекрестных процедур или в случае выявления настораживающей информации, относящейся к другому участку.

       3.2. Обобщение результатов проверки и формирование отчетных документов.  

       Аудит банковских операций  

       
    1. Цель  – Установить соответствие применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с безналичными денежными средствами действовавшим в РФ в проверяемом периоде нормативным актам, чтобы сформировать мнение о достоверности объекта аудита во всех существенных аспектах.
    2. Объект: ф.1 (стр. 260-262), ф.4
    3. Нормативная база: ФЗ «О б/у», и план счетов, ГК РФ ст.855, НК РФ, Положение ЦБ о безналичных расчетах в РФ № 2П от 03.10.03, КоАП.
    4. Источники ауд. доказательств:
    5. договоры на поставку товаров, работ, услуг; кредитные договоры, договоры на расчетно-кассовое обслуживание; притензиционные иски; исполнительные листы;
    6. банковские выписки и платежные поручения к ним; корешки денежных чеков; подтверждения, полученные от банков в отношении остатков на банковских счетах и реальности сумм в расчетах;
    7. регистры б/у: ж.-о. №2, Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость; распечатка оборотов по счету 51;
    8. подтверждения от получателей платежей и плательщиков – от партнеров.
    9. Технология.

       1 Этап: Подготовительный:

       1.1. Изучение. Перед началом проверки аудитор должен получить справку за подписью руководителя и глав. буха обо всех открытых организацией счетах, в т.ч. счета филиалов с указанием, что о них передана информация в налоговую инспекцию. По каждому счету проверяется наличие договора. Аудитор делает список номеров счетов и передает его всем участникам ауд. проверки. При выявлении каких-либо операций по счетам, не указанным в списке, аудитор должен сообщить об этом руководителю проверки. Рассылаются официальные письменные запросы в каждый обслуживающий банк для подтверждения остатков на банковских счетах по состоянию на 31.12. Аудитор изучает порядок и сроки сдачи выручки в банк, дни выплаты з/пл, выясняет какой банк открывал лимит.

       1.2. Тестирование СВК. Аудитор изучает акты банковских ревизий кассовых операций и проводит опрос руководителя, глав. буха, бухгалтера, ведущего учет банковских операций с целью выяснить:

       - проверяет ли глав. бух банковские  выписки;

       - бывают ли случаи выдачи чеков,  подписанных руководителем без  указания сумм;

       - как часто проводятся банковские  проверки;

    Информация о работе Курс лекций по "Аудиту"