Курс лекций по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:29, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Аудит"

Работа состоит из  1 файл

аудит.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

    5) санкционирование  документов (кем подписываются).

   1.3. Планирование. Аудитор уточняет риски, определяет уровень существенности. Принимается решение о привлечении эксперта, устанавливается объем выборки, рассчитывается трудоемкость.

   2 этап: Аудит по существу в соответствии с программой.

   2.1. Аудит тождественности: информация ф.1 стр. 213 → Главная книга → распечатка оборотов по счету 20 или ж.–о. №10 → выборочно сопоставляем с ведомостями (12,15).

   2.2. Оформление первичных документов. Используется перекрестные процедуры, т.к. затраты подтверждаются первичными документами, использованными для учета материалов, расчетов с персоналом, амортизации, расчетов с поставщиками и обслуживающими организациями. Широко используются неунифицированные первичные документы. Применяется также формальная и арифметическая проверка.

   2.3. Проверка правомерности включения в состав затрат, расходов, производимых организацией. Аудитор использует следующие источники информации: ведомости учета затрат (12,15), ведомость учета потерь (14), карточки позаказного учета затрат, разработанные таблицы по распределению з/пл, ЕСН, услуг вспомогательных производств, справки-расчеты амортизации ОС, НМА, справки-расчеты распределения расходов будущих периодов, акты инвентаризации незавершенного производства и т.д. значительная трудоемкость проверки. Аудитору следует установить нет ли фактов отнесения на затраты сумм, которые следует относить в состав внереализационных, операционных и иных расходов.

   2.4. Проверка правильности учета затрат вспомогательных производств.

   2.5. Проверка правомерности отнесения расходов к общепроизводственным и правильности распределения их по объектом калькулирования.

   2.6. Проверка правомерности отнесения расходов к общехозяйственным.

   2.7. Проверка правильности распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством.

   2.8. Изучение правильности учета расходов будущих периодов и своевременности списания их на издержки производства.

   2.9. Аудит правильности оформления брака в производстве и правомерности списания потерь от брака.

   2.10. Проверка правильности учета полуфабрикатов собственного производства.

   3 этап. Заключительный.

   3.1. Формирование служебных записок, передаваемых другому аудитору (по поводу налогов – налог на прибыль и НДФЛ).

   3.2. Составление ауд. отчета с обобщением ошибок. Наиболее характерные ошибки:

   1) необоснованное завышение величины  затрат, за счет включения сумм  непроизводственного характера.

   2) отнесение на издержки затрат  капитального характера.

   3) включение в себестоимость затрат, не носящих производственного характера.

   4) включение в себестоимость расходов, без надлежащего документального  оформления.

   5) ошибки на права: 

   Аудиторская проверка соблюдения положений законодательства о труде и расчетов с персоналом по оплате труда 

   Цель: установить соответствие применяемых организацией методик учета и налогообложения операций по оплате труда требованиям применяемого законодательства, действующим в проверяемом периоде с целью выявления нарушений и оценки их влияния на достоверность объекта аудита.

   Объект: ф.1 стр. 624, 625 (ЕСН), 626 (НДФЛ)

                 ф.4

                 ф.5 - 5 раздел (затраты на оплату  труда и среднесписочная численность  работников).

   Нормативные акты: ФЗ «О б/у», План счетов, Трудовой кодекс РФ, ГК РФ, НК РФ (гл. НДФЛ), ПБУ 10/99, Постановление Госкомстата от 6.04.02 № 26, утвердивший первичные документы, Постановление Правительства РФ от 11.04.03 № 213 «Об особенностях начисления з/пл».

   Источники:

  1. Договоры: трудовые, гражданско-правовые, коллективные, отраслевое тарифное соглашение (характер деятельности работника отличается повышенными требованиями).
  2. Первичные документы: карточки Т-1,.., Т-54 и другие унифицированные первичные документы.
  3. Неунифицированные первичные документы: справки-расчеты.
  4. Реестры синтетического учета: ж.-о. №10 (сч.70), №8 (НДФЛ), ведомости 12, 15; отчеты, передаваемые в налоговую инспекцию.
  5. Результаты аналитических процедур (производительность, фондоотдача, средняя з/пл).
  6. Результаты пересчетов (среднего заработка, оплаты больничных листов).
  7. При сдельной оплате труда (наличие соответствующих дополнительных документов).
  8. Результаты опроса (работники, бухгалтер, кассир, работники отдела кадров).

   Технология:

   1 этап. Подготовительный.

   1.1. Изучение численности и категории персонала (отмечаем льготников: инвалиды, несовершеннолетние), системы и формы оплаты труда (особо отмечаем натуральную форму), есть ли в организации коллективный договор, отраслевые тарифные соглашения.

   1.2. СВК.

   а) распределение ответственности  и полномочий. Должны быть распределены функции: найм и увольнение, учет отработанного времени и выполненной работы; функции определения расчетов оплаты труда, функция кассир; отражения в учете операций.

   б) унифицированные первичные документы.

   в) контроль со стороны главного бухгалтера за начислением з/пл.

   г) юр. контроль. Аудитор должен установить привлекается ли юрист для контроля законности и консультаций по вопросам трудовых отношений.

   д) обеспеченность работников бухгалтерии  и отдела кадров необходимыми нормативными актами.

   Так как количество нормативных актов значительно и они постоянно пересматриваются, аудитор должен проверить влияние уровня риска на этом участке.

   1.3. Уточняет уровень существенности. Принимает решение о необходимости эксперта, юриста. Принимается решение об использовании выборки и рассчитывается трудоемкость на этом участке.

   2 этап. Аудит в соответствии  с программой.

   2.1. Аудит тождественности:

   ф. 3 стр.624 → Главная книга → ж.-о. №10 или распечатка оборотов по счету 70 → выборочно с лицевыми счетами  Т-54.

   2.2. проверка соблюдения положений законодательства о труде и правильности оформления трудовых отношений. Аудитор проверяет штатное расписание, положение о системах и формах оплаты труда, положение о премировании; учредительные документы, если затрагивается работа по найму, трудовые книжки и унифицированные первичные документы, оформляющие трудовые документы. По документам аудитор проверяет соблюдение законодательства:

   - в оформлении трудовых отношений  (договор);

   - соблюдение правил приема на  работу. Ограничения при приеме на работу с тяжелыми и вредными условиями; в государственные учреждения, по возрасту.

   - испытательный срок (по продолжительности  и категориям лиц, к которым  установлен).

   - порядок приема на должности,  предполагающие полную материальную  ответственность.

   - МРОТ.

   - продолжительность рабочего дня  и отпуска.

   - минимальный размер компенсируемых  затрат.

   - обязательства администрации по  охране труда.

   2.3. Проверка наличия положений об оплате и поощрений работников, правильности оформления первичных документов по расчетам с персоналом.

   2.4. Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции выплат, начисленных персоналу. Аудитор должен согласовать на каком участке будет проводиться проверка правомерности отнесения выплат персоналу в состав налоговой себестоимости, или при аудите налога на прибыль.

   2.5. Проверка правильности исчисления и отнесения на себестоимость ЕСН.

   2.6. Проверка правильности расчетов пособий, выплачиваемых за счет средств социальных страхований.

   2.7. Проверка правильности определения совокупного дохода для расчета НДФЛ, в т.ч. проверка правомерности применения вычетов и льгот при исчислении НДФЛ, проверка правильности применяемых ставок, своевременности перечислений.

   2.8. Проверка расчетов среднесписочной численности работников.

   2.9. (!) Проверка правильности определения среднего заработка для различных целей (проверяется во всех случаях и только, если аудит ограничен).

   2.10. Проверка правильности образования, использования и корректировки резервов на оплату выслуги лет, вознаграждений по итогам года.

   3 этап. Заключительный.

   3.1. Служебные записки. Проверяющему налоги и по перекрестным процедурам (затраты).

   3.2. Обобщение нарушений формирования отчетных документов. Характерные нарушения:

   1) отсутствует положение о премирование.

   2) неверное начисление среднего заработка.

   3) в себестоимость продукции включается  оплата труда за проведение  модернизации, реконструкции или  за оказание услуг , выполненных  сторонним лицом при отсутствии  акта и других подтверждающих  документов.

   4) в течение года неравномерно образовывались резервы на отпускные или выслугу лет.

   5) конвертная выплата з/пл (из неучтенных  наличных сумм).

   6) приписки с целью присвоения  сумм.

   При оценке негативных последствий на этом участке аудитор особенно внимателен к угрозе конфликтов администрации и персонала, поэтому администрации в письменном виде направляется сообщение аудитора о нарушении трудового законодательства и его последствия.

   Пример. Администрация препятствовала заключению коллективного договора или условия  такого договора ухудшают положения работника. Влечет штрафные санкции и вскрываются при проверках трудовой инспекцией. 

   Аудиторская проверка операций с ОС 

   Цель:

   Объект:  ф.1 стр. 120, могут быть 121,122,.., справка – арендованные ОС

                   ф.5 Раздел «Амортизируемое имущество»

                   пояснительная записка (капитальное  строительство, ОС по сегментам).

   Источники:

  1. Договоры, на основании которых ОС приобретены, арендованы, заложены, отремонтированы.
  2. Свидетельство о регистрации объектов недвижимости.
  3. Первичка: унифицированные – карточки учета ОС – ОС-1, ОС-4, ОС-6 и др.

                                Неунифицированные: справки –  расчеты для амортизации, переоценки.

  1. Распечатки оборотов по сч. 01, 08, 02, 91 или журналы – ордера №13 (сч.01), №10 (сч.02).
  2. Налоговые регистры.
  3. Результаты аналитических процедур (фондоотдача, фондовооруженность, структура ОС и др.).
  4. Пересчет амортизации, пересчет переоценки, курсовых разниц, первоначальной стоимости (сумма фактических затрат).
  5. Опрос МОЛ, членов постоянно действующей комиссии, бухгалтера, главного инженера, главного механика, главного бухгалтера, руководителя.
  6. Результаты инвентаризаций.

   Нормативная база: ФЗ «О б/у», План счетов, ГК РФ, ПБУ 6/01, Методические указания по инвентаризации, по учету ОС, НК РФ.

Информация о работе Курс лекций по "Аудиту"