Методы калькулирования затрат на производство готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ системы "Директ-костинг" с точки зрения принятия управленческих решений.
Задачи работы:
a) раскрыть сущность метода учета затрат по системе "Директ-костинг";
b) проанализировать особенности данного метода;
c) выявить достоинства и недостатки метода "Директ-костинг";
d) рассмотреть возможности совершенствования управленческого учета на основе системы "Директ-костинг";
e) изучить аналитические возможности системы "Директ-костинг" на примере ООО "Имантауский пищекомбинат".

Работа состоит из  1 файл

еще одна куросвая упр учет.docx

— 115.63 Кб (Скачать документ)

Такая система учета приводит к тому, что постоянные расходы  в данном отчетном периоде не соотносятся  с запасами готовой продукции, не фиксируются в объемах незавершенного производства. Как видно из приведенного порядка распределения затрат, отчет  о доходах при директ-костинге содержит два показателя доходов: маржинальный доход и доход от основной деятельности. Маржинальный доход состоит из постоянных затрат и дохода от основной деятельности предприятия.

Таким образом, в основу "директ-костинга" положена система "стандарт-костинг", но с подразделением накладных расходов на переменные и постоянные; последние списываются за счет дохода от реализации и, следовательно, не участвуют в формировании себестоимости продукции.

Идея "директ-костинга" сегодня нашла отражение и  в международных стандартах по бухгалтерскому учету, касающихся затрат и формирования финансовых результатов. Согласно этим стандартам затраты, зависящие больше от длительности отчетного периода  и связанные с управлением  предприятием, можно не включать в  себестоимость изделий, а покрывать  из валового дохода предприятия.

Для внедрения системы "директ-костинг" необходимо разделять затраты на переменные и постоянные. Под переменными  понимают затраты, общая сумма которых  изменяется с изменением степени  загрузки производственных мощностей  или объемов производства. К ним  относятся, например, затраты на сырье  и основные материалы, топливо и  энергию на технологические цели, заработная плата основных производственных работ при сдельных системах оплаты труда и др. В расчете на единицу  продукции указанные затраты  неизменны.

Но на практике нередко  зависимость между объемами производства и затратами не является прямо  пропорциональной. Например, при увеличении закупок сырья, материалов поставщики нередко представляют предприятию  скидки с цены, и тогда затраты  на сырье растут несколько медленнее  объема производства.

К постоянным относятся затраты, абсолютная сумма которых при изменении степени загрузки производственных мощностей или объемов производства не изменяется. К ним относятся, например, начисляемая за период амортизация основного капитала, арендная плата, проценты на заемный капитал, заработная плата администрации предприятия, охраны и др. При увеличении объема выпускаемой продукции постоянные затраты распределяются на большой объем, что приводит к снижению себестоимости единицы продукции.

В западном учете, переменные затраты, определяющие решения об увеличении или снижении объема производства, называют решающими затратами, а  постоянные затраты, непосредственно  не влияющие на изменение объема производства, называют затратами, не определяющими  решения.

Но, существует большое количество затрат, которые в определенной ситуации по принятию решения являются переменными, в другой ситуации могут быть постоянными. Ответ на вопрос, считать данные затраты переменными или постоянными, зависит прежде всего от двух факторов: длительности периода, рассматриваемого для принятия решения, делимости  производственных факторов.

Иными словами, говоря о постоянных и переменных затратах, необходимо иметь в виду, что в определенных ситуациях многие из переменных затрат могут становиться постоянными, и наоборот, постоянные - переменными. Одним из факторов, влияющих на подобное поведение затрат, является временной  интервал, в котором они рассматриваются. Принято различать мгновенный, короткий и длительные периоды.

В мгновенном периоде все  издержки являются постоянными: продукт  выпущен, поэтому нельзя ни изменить объем его производства, ни изменить издержки.

В коротком периоде все  издержки делятся на постоянные и  переменные.

В длительном периоде предприятие  имеет возможность не только закупить большое количество сырья и материалов или нанять большое количество рабочих, оно может осуществить и капиталовложения, т.е. увеличить размеры основного  капитала, этому в длительном периоде  считается, что все затраты являются переменными. Классификация затрат на постоянные и переменные носит  относительный, условный характер, т.е. не существует вида затрат, который  можно было бы по его существу отнести  к переменным или постоянным. Разделение затрат на постоянные и переменные во многом определяется конкретной ситуацией  или проблемой по принятию решения.

Таким образом, применение директ-костинга сопряжено с определенными трудностями: сложно точно разделить накладные  расходы на постоянные и переменные; для калькулирования и ценообразования приходится определять полную себестоимость продукции внесистемным путем; и др. В то же время, подразделение затрат на постоянные и переменные усиливает контрольные и аналитические возможности учета.

Калькуляция себестоимости  по переменным издержкам обеспечивает более полезную для принятия решений  информацию, так как она предполагает анализ переменных и постоянных компонентов  затрат. Эта система калькуляции  избавляет прибыль от влияния  изменений запасов и позволяет  избежать капитализации постоянных накладных расходов в неликвидных  запасах. Такой вариант калькулирования, без специальных дополнительных расчетов, предоставляет нужную в условиях рынка информацию о тенденциях поведения затрат в условиях изменения загрузки или объема.

В основе "директ-костинга" лежит исчисление сокращенной себестоимости  продукции и определение маржинального  дохода, который является одним из важнейших показателей, используемых в системе. Данный показатель представляет собой разницу между суммой продаж и переменными затратами.

К определению этого показателя приводятся различные подходы: "разница  между продажной ценой и удельными  переменными затратами называется маржинальным доходом на единицу  продукции" или "из цены продажи  продукции вычитаются переменные расходы  или частичная себестоимость  продукции и определяется маржинальный доход". Он помогает определить цену безубыточной реализации продукции, а  также проводить анализ взаимосвязи  и соотношения затрат, объема реализации и прибыли.

Иначе говоря, в системе "Директ-костинг" до расчета операционной прибыли  формируется показатель маржинального  дохода предприятия, и лишь затем  уменьшая маржинальный доход предприятия  на сумму постоянных затрат, формируется  финансовый результат.

В основе много стадийности  составления отчета о доходах  лежит отчет о маржинальном доходе. В нем содержатся, по крайней мере, два финансовых показателя: маржинальный доход и доход от основной деятельности. Маржинальный доход состоит из постоянных затрат и дохода от основной деятельности предприятия.

В отчете о маржинальном доходе имеются две ступени: верхняя - маржинальный доход, нижняя - доход  от основной деятельности, - которые  заполняются при поэтапном процессе учета.

Если переменные затраты  разделить на производственные и  непроизводственные, то данный отчет  будет составлен в два этапа.

На первом этапе устанавливается  связь объема производства готовой  продукции с переменными затратами, отражается рентабельность производства отдельных видов продукции.

На втором этапе обобщенные на одном счете постоянные расходы  сопоставляются с вкладом, полученным от реализации каждого вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и реализации.

 

Таблица 1- Расчет операционной прибыли на 1 туб. консервированной продукции в ООО "Имантауский пищекомбинат"

 

 

Виды продукции

Итого,

Тг.

 
 

Томаты консервированные 3-х литр.

Огурцы консервированные, 3-х литр.

Сок яблочный натуральный, 3-х  литр.

   

Первый этап. Расчет себестоимости

         

Цена ед. ассортимента

46,02

40,82

37,54

   

Выручка от реализации 1туб.

5430,36

4816,76

4805,12

16460,23

 

Переменные затраты

3932

3478

3467

10877,00

 

Маржинальный доход

1498,36

1338,76

1338,12

5583,24

 

Второй этап. Расчет результата

         

Постоянные затраты

593

536

495

1624

 

Операционная прибыль

905,36

802,76

843,12

2551,24

 
           

 

Далее ступенчатость отчета можно увеличить делением постоянных затрат на условно-постоянные и условно-переменные. Этот метод называют "многоблочной системой". В некоторых случаях ступени могут предусматривать другие признаки группировки затрат или доходов. Например, постоянные затраты, имеющие прямое отношение к отдельным изделиям или группам изделий, подразделение их по территориям сегмента сбыта или каналам распределения.

В результате ступенчатого построения учета покрытия постоянных затрат улучшается подход к анализу  структуры результата предприятия.

Можно узнать вносит ли конкретный продукт "вклад" и какой именно в покрытие обусловленных им расходов и далее в покрытие общих постоянных затрат и в формирование прибыли. Он поставляет исчерпывающую информацию для решений о выборе ассортимента, снятия с производства устаревшей продукции  и подготовки к производству новых  изделий. Таким образом, данное деление  позволяет решить множество проблем  и является довольно удобным.

Существует множество  мнений о правомерности такого неполного  включения затрат в себестоимость.

Международные стандарты  бухгалтерского учета запрещают  использовать этот подход для составления  финансовой отчетности компании в финансовом учете. Основным аргументом против этого  выдвигается тезис о том, что  постоянные затраты тоже участвуют  в процессе создания продукции. Но с  другой стороны получается, что постоянные затраты по-разному участвуют  в создании себестоимости разного  объема одной и той же продукции, а рассчитать действительное участие  постоянных затрат в создании себестоимости  практически невозможно, поэтому  их стоимость просто списывают из полученной компанией прибыли.

Важным моментом в управленческой деятельности является процесс принятия управленческих решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия  развития предприятия. Обоснование  и принятие управленческих решений  связаны с поисками ответов на вопросы: производить какой-либо компонент  на своем предприятии или закупать его на стороне; когда начать производство новой продукции; какую цену установить на продукцию, в каком ассортименте ее выпускать; согласиться ли на дополнительный заказ, если есть свободные производственные мощности. На все эти вопросы можно и ответить, используя информацию о неполной себестоимости и маржинальном доходе.

В любом случае директ-костинг  представляет собой очень гибкую и мощную информационно-аналитическую  систему, на которой должно базироваться построение управленческого учета  на предприятии. Простота и надежность, высокий уровень аналитичности делают директ-костинг незаменимым инструментом оперативного анализа для принятия управленческих решений, что и позволяет данной системе получать все большее признание на предприятиях Российской Федерации.

Таким образом, процесс контроля и регулирования затрат и их соответствия доходам во многом определяется методом  калькулирования себестоимости продукции. Методы учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции формируются под углом удовлетворения типовых целей - запросов менеджеров.

Анализ используемых в  практике зарубежных предприятий вариантов  применения систем "директ-костинг" и "стандарт-костинг" показывает, что благодаря этим методам повышается эффективность управления затратами и соизмерения их с конечным результатом в управленческом учете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. УЧЕТ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПО СИСТЕМЕ "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" В  ООО "ИМАНТАУСКИЙ ПИЩЕКОМБИНАТ"

 

2.1 Учет затрат и калькулирования себестоимости в ООО "Имантауский пищекомбинат"

 

Главной особенностью современной  инвестиционной политики в ОАО "Имантауский пищекомбинат", согласно республиканской целевой Программы, должно стать создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников по финансированию капитальных вложений за счет привлечения частных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования законодательной базы и предоставления государственных гарантий под эффективные инвестиционные проекты.

ООО "Имантауский пищекомбинат" создано на базе ОАО "Имантауский консервный завод". При создании открытого акционерного общества было размещено 3673 обыкновенных акции и 1225 привилегированных акции. В ходе реорганизации, был сформирован уставный капитал Общества из номинальной стоимости долей его участников. На момент реорганизации общества, его уставный капитал был зафиксирован в Учредительном документе в сумме 18,5млн. тг. Доли в уставном капитале распределены в следующем соотношении: Ахматов М.Я. 48%, Ногеров А.М. 20%, Тосоев Р.К. 32%.

Общество, в соответствии с пунктом 5 Устава, вправе осуществлять, по своему усмотрению, совершать в  отношении принадлежащего ему имущества  любые действия, не нарушающие права  и охраняемые законом интересы других лиц. Также оно не вправе отчуждать  свое имущество в собственность  другим лицам, передавать им, оставаясь  собственником, права владения, пользования  и распоряжения ими иным образом.

Технологическое оборудование, которым располагает Общество, при  соответствующей переналадке, способно производить следующие ассортименты консервированной и другой продукции: консервы, повидло, джемы, соки, компоты, огурцы консервированные, томаты консервированные, напитки томатные, маринады овощные, консервы овощные, консервы фруктовые, консервы томатные, сок томатный, сок  сливовый, сок яблочный, соки фруктовые  и другие ассортименты.

Информация о работе Методы калькулирования затрат на производство готовой продукции