Методы калькулирования затрат на производство готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ системы "Директ-костинг" с точки зрения принятия управленческих решений.
Задачи работы:
a) раскрыть сущность метода учета затрат по системе "Директ-костинг";
b) проанализировать особенности данного метода;
c) выявить достоинства и недостатки метода "Директ-костинг";
d) рассмотреть возможности совершенствования управленческого учета на основе системы "Директ-костинг";
e) изучить аналитические возможности системы "Директ-костинг" на примере ООО "Имантауский пищекомбинат".

Работа состоит из  1 файл

еще одна куросвая упр учет.docx

— 115.63 Кб (Скачать документ)

Для решения первой задачи места возникновения затрат должны совпадать с центрами ответственности  за затраты. Степень детализации  данных мест не регламентируется и  определяется экономической целесообразностью  и потребностями управления на данном конкретном предприятии.

Вторая задача обуславливает  необходимость разделения затрат на постоянные и переменные. Это возможно только на уровне мест возникновения  затрат, поскольку лишь так можно  определить, как ведут себя затраты  различных видов в зависимости  от изменения объема производства. По сути дела, при организации учета  в разрезе мест возникновения  затрат по системе "директ-костинг" исчезает само понятие косвенных  расходов, так как накладные расходы  мест возникновения затрат становятся прямыми по отношению к конкретному  месту возникновения затрат. Таким  образом, при системе "директ-костинг" затраты в местах возникновения  затрат подразделяются только на постоянные и переменные. Поэтому этот элемент  системы учета затрат и результатов  дает информацию для калькулирования себестоимости носителей затрат только по переменным затратам. Это позволяет оперативно контролировать затраты и результаты на разных уровнях и оценивать деятельность каждого подразделения.

Центр финансовой ответственности - структурное подразделение или  группа подразделений:

- осуществляющих операции, конечная цель которых - оптимизация  прибыли;

- способных оказывать непосредственное воздействие на прибыльность;

- отвечающих перед вышестоящим  руководством за реализацию установленных  целей и соблюдение уровней  расходов в пределах установленных  лимитов.

Наиболее распространенным в публикациях является выделение  ЦФО исходя из объема полномочий и  ответственности:

- центр затрат - это структурное  подразделение или группа подразделений  предприятия, руководители которых  отвечают только за затраты;

- центр дохода - это структурное  подразделение или группа подразделений  предприятия, которые отвечают  только за выручку от продаж  продукции, товаров, услуг и  за затраты, связанные с их  сбытом;

- центр прибыли - это  структурное подразделение или  группа подразделений предприятия,  которые ответственны за финансовые  результаты своей деятельности;

- центр инвестиций - это  структурное подразделение или  группа подразделений предприятия,  которые несут ответственность  не только за выручку и затраты,  но и за капиталовложения;

- центр контроля и управления - это сфера или участок деятельности, несущие ответственность за конкретные  виды работ и их результаты.

Эти центры часто имеют  лишь затраты, которые трудно соизмерять с контролируемыми ими результатами. Для предприятия ОАО "Имантауский пищекомбинат" можно предложить вариант выделения следующего центра ответственности - центра затрат, которыми являются отдельные службы предприятия.

1. Центры затрат производства  ОАО "Имантауский пищекомбинат".

2. Центры затрат продажи.

3. Центр затрат административного  управления.

В коммерческих организациях немаловажное значение имеет деление  ЦФО исходя из выполняемых ими  задач и функций:

1) основные центры ответственности  занимаются непосредственным производством  продукции, выполнением работ  и оказанием услуг для потребителей. Их затраты напрямую списываются  на себестоимость продукции. К  таким центрам, на предприятии  можно отнести участки и цеха  основного производства, отдел сбыта;

2) вспомогательные центры  ответственности существуют для  обслуживания основных центров  ответственности. Затраты этих  центров сначала распределяют  по основным центрам ответственности,  а уже потом в составе суммарных  затрат основных центров включаются  в себестоимость продукции, работ,  услуг, оказываемых потребителям.

К таким центрам а ОАО "Имантауский пищекомбинат" можно отнести административно-хозяйственный отдел, ЦЗЛ, ремонтный цех, транспортный цех и т.д. Центры ответственности по степени совпадения с местом возникновения затрат подразделяются на совпадающие и не совпадающие. Места возникновения затрат определяют как структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов и в рамках которых организуется планирование, нормирование и учет издержек производства в целях контроля и управления затратами, а также внутренний хозяйственный расчет.

Местами возникновения затрат для предприятия ОАО "Имантауский пищекомбинат" являются производственные цеха предприятия: - цеха вспомогательных производств; - административно-управленческие службы предприятия.

Рассмотрим порядок калькулирования ограниченной себестоимости в разрезе места возникновения затрат на примере уже вышерассмотренного вида продукции, изготавливаемого предприятием: "Томаты Консервированные".

Для расчета ограниченной себестоимости в разрезе носителей  затрат необходимо суммировать переменную себестоимость продукции цеха и  усеченную стоимость при дальнейшем продвижении продукции по цеху. Рассмотрим классификацию затрат по признаку их зависимости от деловой активности организации в табл. 5.

 

Таблица 5 - Учет затрат на производство "Томаты Консервированные" по месту  возникновения

 

 

№ п/п

Вид затрат

Сумма

1

Абсолютно-переменные затраты:

3040,00

1.1

Сырье и материалы

2845,00

1.2

Заработная плата

142,00

1.3

Отчисления во внебюджетные фонды (соцстрах)

53,00

2

Переменные накладные  расходы:

1362,00

2.1

Затраты тарного цеха

455,00

2.2

Затраты ремонтного цеха

316,00

2.3

Затраты транспортного цеха

123,00

2.4

Ремонт основных средств

256,00

2.5

Расход ГСМ и прочих материалов

116,00

2.6

Услуги сторонних организаций

96,00

3

Переменная себестоимость 

4402,00

4

Постоянные накладные  расходы:

123,00

4.1

Амортизация основных средств

123,00

5

Полная себестоимость 1 туба, тг.

4525,00

6

Полная себестоимость 1 банки, тг.

38,35


 

Сравнение показателей таблицы 5 с полной себестоимостью, рассчитанной по другому методу, показывает, скрытые  резервы для управления затратами.

4. С учетом затрат по  носителям затрат тесно связан  учет результатов по ним. Если  учет результатов по носителям  затрат базируется на исчислении  полной себестоимости, то выявляется  так называемый нетто-доход; если  результат основан на учете  частичных затрат, то определяется  брутто-доход на изделие.

5. Маржинальный доход  - это разница между выручкой  от продажи продукции и ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным расходам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.

 

Таблица 6 - Учет результатов по носителю затрат: лента из сплава ЛН-70-2

№ п/п

Вид затрат

Сумма

1

Отпускная цена за 1 банку

46,02

2

Переменная себестоимость  продукции на 1 туб, тг.

4402

3

Переменная себестоимость 1 банки

37,31

4

Маржинальный доход на 1 туб.

1034,86

5

Постоянные расходы на единицу

123

6

Операционная прибыль

+911,86

       

 

Если учесть, что за анализируемый  период было реализовано 120 туб, то учет результатов за период определяется путем умножения результатов  по носителю затрат на количество реализованной  продукции. Учет результатов за период представлен в таблице 7.

 

Таблица 7 Отчет о прибылях и убытках по результатам реализации "Томаты консервированные" по ООО "Имантауский пищекомбинат"

 

 

№ п/п

Вид затрат

Сумма

1.

Выручка от реализации за период

651643,2

2

Переменная себестоимость  реализованной продукции

528240

3

Постоянные затраты за период

1034,86

4

Операционная прибыль

+122368,34


 

Как видно из таблиц 5, 6,7 при системе "директ-костинг" схема построения отчетов о прибылях и убытках многоступенчатая. В ней содержатся два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

Одной из проблем, решаемых при постановке управленческого  учета на предприятии ОАО "Имантауский пищекомбинат", является определение механизма взаимодействия управленческого и финансового учета. Здесь возможны различные варианты сосуществования. Ведение управленческого учета в единой системе счетов с финансовым учетом может быть организовано при условии, что принципы, принятые в управленческом и финансовом учете, совпадают, чего на практике может и не быть, или в управленческом учете используются принципы директ-костинга, а в финансовом - осуществляется учет полной себестоимости.

Следующим важным этапом постановки системы директ-костинг  является разработка процедур анализа, контроля и принятия решений на основе получаемой информации. На данном этапе  определяется порядок проведения анализа, расчета необходимых аналитических показателей, предоставления информации руководству, возможные направления использования информации руководством. Для регламентации этих процессов может быть создан блок внутренних стандартов предприятия, утвержденный приказом руководителя предприятия.

При этом необходимо помнить, что от наличия на предприятии  отлаженной системы составления  и представления внутренней отчетности, построенной с использованием расчета  сумм покрытия, а также современных  принципов "директ-костинга" - многоступенчатого  учета и учета по центрам ответственности, напрямую зависит возможность организации  и проведения анализа в системе "директ-костинг".

Одной из этих особенностей организации анализа является анализ взаимосвязи объема производства себестоимости  и прибыли на базе маржинального  подхода.

Необходимым условием получения  прибыли является определенная степень  развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции  над затратами по ее производству и сбыту.

Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой: "Затраты - объем  производства - прибыль".

Предприниматели, начинающие новый вид хозяйственной деятельности или развивающие и расширяющие  уже существующее производство, приступающие к выпуску новой продукции  или предоставлению нового вида услуг  должны знать, когда их деятельность будет безубыточной. А для этого  они и привлеченные ими специалисты  должны владеть методикой анализа  безубыточности, цель которого - установить, что произойдет с финансовыми  результатами, если определенный уровень  объема производства изменится.

Информация о работе Методы калькулирования затрат на производство готовой продукции