Особенности организации бухгалтерского учета и формирования отчетности на предприятии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание

Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. В настоящее время ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в России в целом пока еще трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний по состоянию на начало 2012 гг. составляет всего около 21% от объема валового внутреннего продукта (ВВП), на них занято только 13% экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
1.1. Понятие и виды субъектов малого предпринимательства 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ООО УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР "BEAUTY PROFI" 27
2.1. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, применяющих общий режим налогообложения 27
2.2. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятиях малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения 33
2.2.1. Порядок применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях 33
2.2.2. Порядок применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на малых предприятиях 43
2.3. Бухгалтерская отчетность организаций субъектов малого предпринимательства 50
2.4. Организация бухгалтерского учета в ООО Учебных центр "Beauty Profi" 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 134.96 Кб (Скачать документ)

Признак третий - наличие условий, установленных  комментируемым Законом. К таким  условиям, в частности, относятся  условия, предусмотренные ч. 1 ст. 4 Закона.

Первый  критерий - организационно-правовая форма субъекта. Это может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и крестьянское (фермерское) хозяйство. Особое внимание следует обратить на тот факт, что Закон в этом случае прямо указывает конкретные виды юридических лиц - потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, что вполне понятно, поскольку унитарное предприятие не наделяется правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, а, соответственно, обладает ограниченной правоспособностью). Также необходимо отметить, что к предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Критерий  второй - официальный статус субъекта, приобретаемый в процессе государственной  регистрации юридического лица и  индивидуального предпринимателя. Обязательным требованием является внесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствующие  реестры: ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Согласно положениям постановления Правительства РФ от 16.10.2003 г. N 639 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Далее представлены условия отнесения субъектов предпринимательства к категории малых и средних.

Условие первое:

а) суммарная  доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных  инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Данное условие  распространяется в отношении участия  следующих категорий лиц:

- Российской  Федерации;

- субъектов  РФ;

- муниципальных  образований;

- иностранных  юридических лиц;

- иностранных  граждан;

- общественных  и религиозных организаций (объединений);

- благотворительных  и иных фондов.

б) доля участия, принадлежащая одному или  нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Необходимо учитывать, что установленное ограничение (порог  в 25%) не распространяется на хозяйственные  общества, деятельность которых заключается  в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые  принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ (альтернативно, т.е. "или тем, или другим"):

- бюджетным  научным учреждениям;

- созданным  государственными академиями наук  научным учреждениям;

- бюджетным  образовательным учреждениям высшего  профессионального образования;

- созданным  государственными академиями наук  образовательным учреждениям высшего  профессионального образования.

Таким образом, первым условием напрямую определены участники гражданского оборота, способные  обладать долей, не превышающей 25% в  уставном (складочном) капитале субъектов  малого и среднего предпринимательства, а их суммарная доля может составить  не более 50% в случае их одновременного участия в уставном (складочном) капитале субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом суммарная доля участия граждан Российской Федерации - индивидуальных предпринимателей в уставном (складочном) капитале субъектов малого и среднего предпринимательства не ограничена.

Условие второе - средняя численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства.

За предшествующий календарный год средняя численность  работников не должна превышать следующие  предельные значения:

- для  микропредприятий - до 15 человек включительно;

- для  малых предприятий - до 100 человек  включительно;

- для  средних предприятий - от 100 до 250 человек включительно.

Условие третье - размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов субъектов  малого и среднего предпринимательства.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется за предшествующий календарный год  без учета налога на добавленную  стоимость в порядке, установленном НК РФ.

При определении  балансовой стоимости активов во внимание принимается остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов также за предшествующий календарный год, рассчитываемая в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

За предшествующий календарный год размер выручки  от реализации товаров (работ, услуг) или  балансовой стоимости активов субъектов  малого и среднего предпринимательства  не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для  каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 556 установлены следующие предельные значения выручки:

- для  микропредприятий - 60 млн. рублей;

- для  малых предприятий - 400 млн. рублей;

- для  средних предприятий - 1000 млн.  рублей.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

При отнесении  субъекта малого и среднего предпринимательства  к определенной категории следует  принимать во внимание наибольшее из значений, установленных данными условиями (т.е. показатели средней численности работников и размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов).

Вновь созданные  организации в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам  малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности  работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости  основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня  их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

Данное  положение распространяется и в  отношении вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и  крестьянских (фермерских) хозяйств.

В основном понятие малого и среднего предпринимательства  и критерии отнесения лиц к  субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренные российским Законом о малом предпринимательстве, соответствуют международным стандартам. В зарубежном законодательстве также используются критерии численности персонала, объем оборота, величина активов, размер уставного капитала. Например, в Швеции критериями отнесения предприятий к малым и средним являются численность работников (до 200 человек), стадии роста предприятия (вновь созданное или уже действующее), отраслевая принадлежность (торговля, сельское хозяйство и т.д.), территория деятельности, характеристики владельцев и управляющих, некоторые другие критерии.

Изменение категории субъекта малого и среднего предпринимательства возможно только в том случае, если в течение  двух календарных лет, следующих  один за другим, предельные значения выше или ниже предельных значений.

Кроме норм рассматриваемого Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условия и критерии отнесения хозяйствующих субъектов к числу субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены также иными нормативными правовыми актами. Так, например, в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в целях заключения срочного трудового договора к категории субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) отнесены субъекты, численность работников которых не превышает 35 человек, а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек.

Содержатся  подобного рода условия и критерии и в налоговом законодательстве. Так, в частности, определяя в гл. 26.2. порядок и условия применения упрощенной системы налогообложения, НК РФ устанавливает и свои критерии отнесения хозяйствующих субъектов к числу субъектов малого предпринимательства. Согласно п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и  индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также  иные формы адвокатских образований; организации, являющиеся участниками  соглашений о разделе продукции.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

В настоящее  время расчет средней численности  работников малых предприятий производится в соответствии с приказом Росстата от 30 декабря 2011 г. N 531 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". Так, средняя численность работников малого предприятия включает:

- среднесписочную  численность работников;

- среднюю  численность внешних совместителей;

- среднюю  численность работников, выполнявших  работы по договорам гражданско-правового  характера.

Виды  и критерии для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства обобщенно приведены в Приложении.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесенными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства. Итак, к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), при условии, что они соответствуют определенным требованиям по средней численности работников, выручке от реализации и составу учредителей (участников, акционеров).

 Индивидуальные  предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, внесенные  в Единый государственный реестр  индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), также признаются субъектами  малого и среднего бизнеса.  В отличие от юридических лиц  к индивидуальным предпринимателям  или крестьянским (фермерским) хозяйствам  предъявляется лишь два требования - по средней численности работников  и выручке от реализации.

1.2. Нормативно-правовое  регулирование бухгалтерского учета  на предприятиях малого бизнеса

 

При организации  и ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской отчетности в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:

-   Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ;

- Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н ;

- Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (ПБУ 4/99);

-   Положений по бухгалтерскому учету;

- Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н;

-   Налогового кодекса РФ;

- Приказа Минфина Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Приказ N 66н);

-   Иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского учета и формирования отчетности на предприятии малого бизнеса