Особенности организации бухгалтерского учета и формирования отчетности на предприятии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание

Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. В настоящее время ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в России в целом пока еще трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний по состоянию на начало 2012 гг. составляет всего около 21% от объема валового внутреннего продукта (ВВП), на них занято только 13% экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
1.1. Понятие и виды субъектов малого предпринимательства 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ООО УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР "BEAUTY PROFI" 27
2.1. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, применяющих общий режим налогообложения 27
2.2. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятиях малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения 33
2.2.1. Порядок применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях 33
2.2.2. Порядок применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на малых предприятиях 43
2.3. Бухгалтерская отчетность организаций субъектов малого предпринимательства 50
2.4. Организация бухгалтерского учета в ООО Учебных центр "Beauty Profi" 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 134.96 Кб (Скачать документ)

Особенности бухгалтерского учета и составления  отчетности такими предприятиями установлены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н, и Информацией N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства", выпущенной Минфином России 19 июля 2011 г. В этих документах указано, что малое предприятие может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

Общие требования к построению бухгалтерского учета  на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. К ним относятся следующие:

1. Ведение  бухгалтерского учета должно  осуществляться только на основании  первичных учетных документов, которые  составляются при возникновении  хозяйственных операций, по унифицированным  формам, утвержденным Федеральной  службой государственной статистики. При отсутствии таких документов  они разрабатываются самой организацией  и прилагаются к приказу руководителя  об учетной политике.

2. Использование  типового плана счетов бухгалтерского  учета, на основе которого малое  предприятие самостоятельно формирует  рабочий план счетов, используемый  в организации и отражающий  специфику его хозяйственной  деятельности.

3. Обязательное  проведение инвентаризации, необходимой  для проверки данных бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности, их документального подтверждения,  а также контроля сохранности  имущества.

4. Ведение  учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций организацией:

-непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации;

-своевременно, без каких либо пропусков и изъятий, в том числе и отражение результатов инвентаризаций;

-путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности.

5. Соответствие  данных аналитического учета  оборотам и остаткам на счетах  синтетического учета, к которым  были открыты соответствующие  аналитические счета.

6. Организация  раздельного учета:

-имущества, находящегося в собственности данной организации, имущества других юридических лиц, находящегося у нее, имущества собственников;

-текущих затрат на производство продукции, работ, услуг, продажу товаров и других ценностей и капитальных вложений (вложений во внеоборотные активы).

7. Ведение  бухгалтерского учета в рублях. Записи по валютным счетам  и операциям в иностранной  валюте производятся в рублях  с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Одновременно эти записи производятся в валюте расчетов и платежей.

Названные требования применяются всеми субъектами малого предпринимательства, являющимися  юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от предмета и целей  деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением  кредитных организаций).

Граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном налоговым  законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители этих организаций, которые должны создать необходимые условия для правильной и рациональной постановки бухгалтерского учета.

Руководитель  малого предприятия в зависимости  от объема учетной работы может:

а) создать  бухгалтерскую службу как структурное  подразделение, возглавляемое главным  бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или  бухгалтеру-специалисту;

г) вести  бухгалтерский учет лично.

В соответствии с нормами п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, для малых предприятий рекомендуется использовать случаи, приведенные в пп. "б", "в", "г".

Главный бухгалтер малого предприятия назначается  и освобождается от должности  на основании приказа его руководителя и подчиняется непосредственно  ему. Руководитель бухгалтерской службы несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и  применяемые методики ведения учета, своевременное составление и  представление полной и достоверной  бухгалтерской отчетности в контролирующие организации в соответствии с  законодательством. Выполнение требований главного бухгалтера по документальному  оформлению хозяйственных операций, их представлению в бухгалтерию, организации контроля правильности представления в них данных, а  также формированию другой необходимой  для целей бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности информации в заданные сроки является обязанностью всех работников организации.

Если  на малом предприятии штатным  расписанием не предусмотрена должность  кассира, то главный бухгалтер имеет  возможность совмещать эти обязанности  на основании приказа руководителя организации.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях может  вестись с применением следующих  форм бухгалтерского учета:

- единой  журнально-ордерной формы счетоводства  для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.1960 N 63, и журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.1960 N 176. При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для организаций соответствующих отраслей (строительства, торговли, транспорта, снабжения и др.);

- упрощенной  формы бухгалтерского учета, представленной  в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.

Малое предприятие  самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

Кроме этого, малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике  работы при соблюдении:

- единых методологических основ бухгалтерского учета, предполагающих ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

-   взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

- накапливания  и систематизации данных первичных  документов в разрезе показателей,  необходимых для управления и  контроля хозяйственной деятельности  малого предприятия, а также  для составления бухгалтерской  отчетности.

Например, малые предприятия могут использовать упрощенную форму бухгалтерского учета, а для учета отдельных групп  хозяйственных операций применять  отдельные регистры единой журнально-ордерной формы бухгалтерского учета.

Налоговый учет на малых предприятиях организуется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для его ведения организации могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета, а также в указанных целях использовать информацию, содержащуюся в регистрах бухгалтерского учета.

Обязательным  элементом ведения бухгалтерского учета на малом предприятии является разработка и принятие учетной политики. Это мероприятие должно быть проведено  не позднее 90 дней с момента государственной  регистрации малого предприятия  вне зависимости от сферы его  деятельности и выбранной формы  ведения учета. Действующие организации  должны утвердить учетную политику на очередной год до начала этого  года. Такие малые предприятия  при представлении приказа об учетной политике в налоговые  органы вместе с годовой бухгалтерской  отчетностью раскрывают только случаи применения новых способов учета.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона N 129-ФЗ, Приказа N 66н, а также пункту 5 ПБУ 4/99 годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- отчета об изменениях капитала;

- отчета о движении денежных средств;

- отчета о целевом использовании полученных средств;

- иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

-аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии,

- пояснительной  записки.

Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность организации субъектов малого предпринимательства (за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг) отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Субъекты  малого предпринимательства могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

В п. 6 приказа N 66н установлено, что организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность с 2011 г. по следующей упрощенной системе:

- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Это означает, что малые предприятия должны формировать отчетность со всеми приложениями, но заполнять в них только то, что сочтут важным.

В то же время, они вправе представлять отчетность и в полном объеме рекомендованных  форм. Как детализировать информацию в отчетности, должны решить руководители и учредители малого предприятия, принимая во внимание особенности бухгалтерского учета на предприятии.

Субъекты  малого предпринимательства могут включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям. При этом показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства проводят обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности.

Согласно пункту 19 Информации N ПЗ-3/2010 субъекты малого предпринимательства могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.

С отчетности за 2010 г. субъекты малого предпринимательства, не размещающие ценные бумаги на фондовой бирже, могут (вправе):

- признавать  доходы и расходы кассовым  методом. Использовать это право  могут те, кто в налоговом учете  применяет кассовый метод признания  доходов и расходов. Это максимально  сблизит бухгалтерский и налоговый  учет, например, организациям, использующим  упрощенную систему налогообложения,

- все  расходы по займам и кредитам (в том числе в отношении  инвестиционных активов) учитывать  в составе прочих расходов,

- не проводить  последующей переоценки финансовых  вложений, по которым текущая  рыночная стоимость определяется,

- не применять ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" (и п. 2.1. ПБУ 2/2008, п. 6 Информации N ПЗ-3/2010); ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы",

- не раскрывать  в бухгалтерской отчетности информацию о связанных сторонах,

- при  отражении в бухгалтерской отчетности  событий после отчетной даты  он должен исходить из требования  рациональности,

Также малые  предприятия вправе:

- не представлять  информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности;

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского учета и формирования отчетности на предприятии малого бизнеса