Особенности организации бухгалтерского учета и формирования отчетности на предприятии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание

Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. В настоящее время ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в России в целом пока еще трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний по состоянию на начало 2012 гг. составляет всего около 21% от объема валового внутреннего продукта (ВВП), на них занято только 13% экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
1.1. Понятие и виды субъектов малого предпринимательства 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ООО УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР "BEAUTY PROFI" 27
2.1. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, применяющих общий режим налогообложения 27
2.2. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятиях малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения 33
2.2.1. Порядок применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях 33
2.2.2. Порядок применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на малых предприятиях 43
2.3. Бухгалтерская отчетность организаций субъектов малого предпринимательства 50
2.4. Организация бухгалтерского учета в ООО Учебных центр "Beauty Profi" 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 134.96 Кб (Скачать документ)

 

,                                 (1)

где    ВД - сумма вмененного дохода за месяц;

БД - базовая  доходность, скорректированная на коэффициенты и ;

ФП - величина физического показателя;

КД - количество календарных дней в месяце;

- фактическое количество дней  осуществления предпринимательской  деятельности в месяце в качестве  налогоплательщика единого налога.

 

Законодатель  изменил (увеличил) базовую доходность только по одному виду предпринимательской  деятельности - оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование  земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка  не превышает 10 кв. м. До 2013 года показатель базовой доходности в данном случае составляет 5000 руб., а начиная с 2013 года - 10 000 руб.

Изменятся и правила уплаты налога.

В настоящее  время сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

В новом  изложении этот пункт и добавленный  в статью п. 2.1 позволят налогоплательщикам при уплате уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на сумму:

1) страховых  взносов на обязательное пенсионное  страхование, обязательное социальное  страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам;

2) расходов  по выплате в соответствии  с законодательством РФ пособия  по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний) за дни временной  нетрудоспособности работника, которые  оплачиваются за счет средств  работодателя и число которых  установлено Законом N 255-ФЗ, в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного  личного страхования, заключенным  со страховыми организациями,  имеющими лицензии, выданные в  соответствии с законодательством  РФ, на осуществление соответствующего  вида деятельности, в пользу работников  на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний) за дни временной  нетрудоспособности, которые оплачиваются  за счет средств работодателя  и число которых установлено Законом N 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается  в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Указанные страховые платежи (взносы) и пособия  будут уменьшать сумму единого  налога, исчисленную за налоговый  период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым  уплачивается единый налог.

При этом сумма единого налога по-прежнему не может быть уменьшена более  чем на 50%. Индивидуальным предпринимателям, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, будет позволено  уменьшить сумму налога (авансовых  платежей по налогу) на уплаченные страховые  взносы в ПФР и Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  РФ в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Иначе  говоря, для них доля вычета не будет  ограничиваться 50% величины налога.

Порядок ведения раздельного учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в рамках правил ведения бухгалтерского и налогового учетов.

Разработанный порядок ведения раздельного  учета закрепляется в приказе  об учетной политике.

В данном документе в отношении раздельного  учета необходимо отразить следующие  положения: способы разделения расходов по видам деятельности; обоснование расходов (документы); порядок распределения расходов между осуществляемыми видами деятельности в случаях, когда эти расходы нельзя однозначно отнести к тому или иному виду деятельности. Такой порядок необходимо определить в отношении каждого налога в отдельности.

Если  при совмещении деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности, облагаемой по общей системе налогообложения, не ведется раздельный учет, то малое  предприятие не вправе будет принять  к вычету НДС по приобретенным  товарам (работам, услугам) или имущественным  правам. «Входной» НДС в такой  ситуации будет покрываться за счет собственных средств организации.

Для раздельного  учета видов деятельности могут  быть открыты разные субсчета к счетам учета имущества, расчетных и  хозяйственных операций, осуществляемых в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Например, к счету 26 «Общехозяйственные расходы» — субсчет 26.1 по учету общехозяйственных  расходов, относящихся к деятельности по ЕНВД, и субсчет 26.2, учитывающий  общехозяйственные расходы, относящиеся  к УСН, а также субсчет 26.3, на котором  учитываются общехозяйственные  расходы, подлежащие распределению, и  т.п.

Согласно  п. 8 ст. 346.18, п. 10 ст. 346.6 НК РФ при совмещении ЕНВД и УСН расходы, подлежащие распределению, распределяются пропорционально долям  доходов от этих видов деятельности в общем объеме доходов

Указанная система налогообложения оказывает  минимальное влияние на организацию  бухгалтерского учета организации, не слишком ее обременяет. Это вызвано  тем, что размер ЕНВД рассчитывается не на основании данных бухгалтерского учета, а на основе законодательно установленных  величин доходности того или иного  вида деятельности. Поэтому в плане  эффективности системы бухгалтерского учета именно организации, подпадающие  под ЕНВД, выигрывают, в наибольшей степени.

2.3. Бухгалтерская  отчетность организаций – субъектов  малого предпринимательства

 

При применении общей системы налогообложения  бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями и дополнениями)

Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

День  представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления  или дате фактической передачи по принадлежности.

Если  при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления  о финансовом положении данного  предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При составлении  бухгалтерской отчетности следует  руководствоваться Инструкцией  о порядке заполнения форм годовой  бухгалтерской отчетности и другими  указаниями, утверждаемыми Минфином России.

Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные  налоговые режимы, необходимо отметить следующее.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерской отчетности в налоговые  органы. Это следует из подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают  контролирующие органы, если организация  применяет два специальных налоговых  режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган  бухгалтерскую отчетность в целом по организации.

Субъекты  малого предпринимательства, которые  применяют специальный налоговый  режим в виде ЕНВД, составляют и  представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном  законодательством для субъектов  малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации. На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности. В пункте 1 приказа Росстата от 12.08 2008 N 185 "Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики" руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Таким образом, данное требование неправомерно.

В настоящее  время применительно к малому предпринимательству можно выделить три системы учета:

- бухгалтерский  учет, осуществляемый в соответствии  с действующим законодательством  и нормативными документами по  бухгалтерскому учету (т.е. в  общеустановленном порядке);

- бухгалтерский  учет на основе упрощенной  формы бухгалтерского учета;

- учет, осуществляемый  в соответствии с нормами НК РФ.

Средние и большая часть малых предприятий  обычно ведут бухгалтерский учет, используя первую систему.

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского учета и формирования отчетности на предприятии малого бизнеса