Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:11, курс лекций
Для нормального функционирования рыночной экономики нужна достоверная информация о деятельности предприятия. Достоверная информация нужна всем пользователям (собственники, инвесторы, государственные органы, сотрудники, поставщики, банки и другие контрагенты). Большая роль для обеспечения достоверной информации принадлежит аудиту.
Тема 1: Понятие, сущность и цели аудита 3
1. Понятие аудиторской деятельности 3
2. Постулаты аудита 3
3. Основополагающие принципы аудита 4
4. Виды аудита 5
5. Состав услуг, оказываемые аудитом и аудиторские организации 6
Тема 2: История возникновения и развитие аудита 7
1. Возникновение и этапы становления аудиторской деятельности 7
2. Развитие аудита в России. 9
Тема 3: Регулирование аудиторской деятельности 11
1. Система регулирование аудиторской деятельности 11
2. Регулирование на основе закона об аудиторской деятельности 12
3. Регулирование на основе стандартов 12
4 Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц 14
Тема 4 Организация аудиторского процесса 14
1 Общая модель аудиторского процесса 14
2. Планирование аудита 15
3. Понятие аудиторских документов и требования предъявляемые к ним 16
4. Получение аудиторских документов исходя из предпосылок подготовки финансовой бухгалтерской отчетности (бфо) 18
5. Аудиторские процедуры и методы получения аудиторских доказательств 18
6. Рабочие документы. Требования к их форме и содержанию 19
7. Аудиторское заключение. Его содержание, виды и формы 20
8. Контроль качества аудиторских услуг 25
Тема 5 Существование и аудиторский риск 28
1. Понятие существенности 28
2. Оценка существенности в ходе аудита 30
Оценка существенности аудиторских доказательств 33
3. Понятие аудиторского риска и его виды 34
4. Оценка аудиторских рисков 35
5. Типы ошибок выявленных в ходе аудита и обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестность действий. 37
Тема 6 Аудиторская выборка 40
1. Основные понятие и определения по аудиторской выборке 40
2. Виды аудиторских выборок 41
3. Общая характеристика процесса проведения выборочной проверки 42
4. Оформление и оценка результатов выборки 45
Стандарты делятся на международные и национальные.
Разработкой международных стандартов занимались международные федеральные бухгалтера, созданные в 1977г. Непосредственно разработкой стандартов занимался комитет по аудиторской практике. Ряд стран на основе международных стандартов разработал национальные стандарты (США, Франция, Германия – развитые страны), а мало развитые страны не разрабатывали стандарты, а устанавливали международные в качестве национальных.
В России пошли по пути национальных стандартов. Разработали первый стандарт, который был принят в феврале 1996гкоминетом по аудиторской деятельности при президенте России – порядок составления аудиторского заключения. К концу 1996г. еще 10 стандартов было принято. Разработка стандартов была поэтапно. К 2001г. было принято 39 правил (стандартов) об аудиторской деятельности. Однако, статус стандарта был не достаточно четко определен. Поэтому законом №119ФЗ было четко определен их статус. В соответствии с законом стандарты подразделяются на:
1. федеральные правила стандарта аудиторской деятельности (ФПСАД)
2. внутренние правила стандарта аудиторской деятельности (ВПСАД)
стандарт профессионального объединения
внутрифирменные
Требования к ФПСАД были обязательны для аудиторов и аудируемых лиц, а ВПСАД обязательно являются для членов, входящих в объединение и не могут быть ниже ФПСАД и они не могут противоречить ФПСАД.
Согласно ст. 7 закона №307 стандарт аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудитора стандарт делится:
1. Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД)
2. Стандарт саморегулирующей организации аудиторов (ССОА)
ФСАД определяет требования к порядку осуществлению аудиторской деятельности, разработан в соответствии с международным, если международный поменяется соответственно и в России поменяется этот стандарт. Также он является обязательным для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для саморегулируемых организаций аудита и их работников , причем он не распространяется на аудируемые лица.
ССОА определяет требования к аудиторским процедурам, дополняет требования, установленные к федеральным стандартам. Не могут противоречить федеральным стандартам, не должны создавать препятствия в осуществлении аудиторской деятельности и является обязательными для аудиторских организаций, аудиторов являющихся членами саморегулируемых организаций при осуществлении аудиторской деятельности.
В 2010г Минфином были одобрены и утверждены 4 ФСАД, а именно приказом минфин от 20.05.2010г. №46-н и приняты 3 стандарта:
1. 1\2010 «аудиторское заключение о бухгалтерсокой финансовой отчетности и формирование мнение о ее достоверности»
2. 2\2010 «модифицированное мнение в аудиторском заключении»
3. 3\2010 «дополнительная информация в аудиторском заключении»
Прекращение силы ФПСАД №6 «аудиторское заключение», также как и №15.
Приказом минфин от 24.02.2010 №16-н принят стандарт 4\2010 «принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования организаций указанного контроля». Такого стандарта не было, т.е. новый стандарт.
Процесс разработки международных и национальных стандартов является процесс непрерывный.
Ст. 13 и 14 закона № 307 ФЗ
1. Общая модель аудиторского процесса
2. Планирование аудита
3. Понятие аудиторских документов и требования предъявляемые к ним
4. Получение аудиторских документов исходя из предпосылок подготовки финансовой бухгалтерской отчетности (бфо)
5. Аудиторские процедуры и методы получения аудиторских доказательств
6. Рабочие документы. Требования к их форме и содержанию
7. Аудиторское заключение. Его содержание, виды и формы
8. Контроль качества аудиторских услуг
Аудит- это взаимосвязанный непрерывный процесс. Он предполагает последовательное выполнение аудиторских процедур. Можно сказать, что аудит идет по замкнутому кругу. Принято выделять следующие этапы аудиторской проверки:
1) Предварительный аудит – это работа аудиторов и аудиторской фирмы с клиентом до момента заключения договора. Главной целью этого этапа является поиск потенциальных клиентов, поэтому аудиторской фирме необходимо получить и проанализировать информацию о возможном финансовом состоянии возможных клиентов, получить и проанализировать информацию об организации и ее руководстве, получить информацию от предшествующего аудита, рассмотрение вопросов, которые требуют особого внимания и вероятности аудиторского рисков, определить независимость аудитора по отношению к клиенту и необходимость привлечь специалистов. Сюда же относят и предварительное планирование.
2) Планирование – важно определить объем аудиторской работы, время проведение, состав аудиторской группы, примерную стоимость услуг.
3) Выполнение аудиторских процедур – самый важный
4) Оформление результатов этапов аудиторской проверки – заключается в оформлении рабочих документов по выполненным аудиторских процедур, анализе и обобщении ошибок, отклонений выявленных аудитом, оформление аудиторского отчета и аудиторского заключительного акта выполненных работ
5) Последовательность деятельность – архивирование, оценка работы аудиторской группы, определение не решенной проблемы, а также пожелание и рекомендации следующим аудиторам
Планирование аудита является важной аудиторской процедурой, единственное требование к планированию аудита определены федеральным правилом стандарта № 3 «Планирование аудита» утвержденного постановлением правительства РФ от 23.09.02г. №696. Планирование должно отвечать следующим принципам:
- комплексность (учесть все сферы деятельности)
- оптимальность
- непрерывность
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и деятельного подхода к ожидаемого характеру, срокам и объектам аудиторских процедур. Планирование аудита способствует правильному распределению обязанностей между аудиторами, более качественного выполнение работы. При планирование определяют наиболее важные области, которые должно уделено достаточное внимание.
Цель планирования – качественное с минимальными затратами, своевременное выполнение работу. Аудитор в праве обсуждать отдельные разделы общего плана и определять процедуры с работниками аудируемого лица, с членами директоров и членами ревизионной комиссии. В ходе планирования составить и задокументировать общий план и аудиторскую программу. В общем плане должны описаны предполагаемый объем и порядок аудиторской проверки. План является руководством для составления аудиторской программы. Форма общего плана и содержание могут меняться в зависимости от масштаба, специфики деятельности аудируемого лица и особенности применяемых методик аудита. При разработке общего плана принимаются во внимание:
- деятельность аудируеванного лица
- система бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика)
- риск и существенность
- характер временных рамок и объем аудиторских процедур
- текущий контроль за выполненную работу, включая привлечение специалистов
- подготовка и аудиторское заключение
- и др.
Программа аудита является развитие общего плана и конкретизирует характер, временные рамки и объем аудиторских процедур необходимых для выполнения общего плана. Программа аудита является набором инструкций для аудитора выполняющих проверку, средством контроля за аудитом. В ходе аудита общий план и программа должны по мере необходимости уточнятся и пересматриваться. Изменения, которые вносится должны быть задокументированы.
Суть аудита заключается в получении доказательств для формировании мнения о достоверности отчетности. Под доказательством понимается факт, который может служить подтверждением или опровержением существования другого факта или процесса.
Общие требования в отношении получения аудиторских доказательств определены федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности:
Стандарт №5 «Аудиторские доказательства» №696 от 23.09.02
Стандарт №17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»
Стандарт №18 «Получение аудиторского подтверждения информации из внешних источников»
Стандарт №20 «Аудиторские процедуры»
Аудиторские доказательства – это информация полученная аудитором при проведении проверки и результаты полученной информации на котором основывается мнение аудитора (п.5 стандарт №5)
К аудиторским доказательствам относят первичные документы и бухгалтерские записи, письменные объяснения и разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и иная информация, полученная от третьих лиц.
Аудитор должен получить достаточные, соответственные и надлежащего характера аудиторские доказательства с целью формирования обоснованных выводов на которые основано аудиторское мнение. (Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств; надлежащий характер является качественной стороной аудиторского доказательства, определяющий совпадение с предпосылкой составления отчетности). Аудитор получив аудиторские доказательства из разных источников (внешние, внутренние) или из доказательств различного содержания чтобы подтвердить одну и туже хозяйственную операцию или группу однотипных операций. При этом аудитор обычно не проверяет все хозяйственные операции поскольку выводы могут быть основаны на процедурах проведения выборочным способом.
При определении достаточности аудиторских доказательств учитываются следующие факторы:
Оценка аудиторского риска
Характер системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
Существенность статьи
Источник информации
Надежность аудиторских доказательств зависит от ряда факторов:
Источник получения (внешний, внутренний) получения аудиторского доказательства из внешнего источника будет более надежным, а доказательства из внутреннего источника будут надежны при эффективной системе контроля, а еще более надежные доказательства будут из разных источников.
От формы получения (документальная, визуальная, устная)
Способ получения (не посредственно аудитором, предоставленная третьими лицами, предоставленная аудируемым лицом).
Аудитору также необходимо учитывать эффективность доказательств и экономичность их получения.
Предпосылки получения отчетности – это сделанные руководством в явной или неявной форме утвержденной отраженной в отчетности. Предпосылки включают следующие элементы:
Существование, т.е. наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства отраженных в отчетности
Права и обязанности, т.е. принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства
Возникновение, т.е. относится к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие имели место в течение проверяемого периода
Полнота, т.е. отсутствие не отражения в бухгалтерском учете активов, обязательств или событий
Стоимостная оценка, т.е. отражение в бфо надлежащей стоимости активов или обязательств
Точное измерение, т.е. точность отражения хозяйственной операции или события в соответствии доходов или расходов к соответственному периоду времени
Предоставление или раскрытие, т.е. объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами учета
Аудиторские процедуры – это комплекс действий, который выполняет аудитор при получение аудиторских доказательств. Аудиторские процедуры можно подразделить на 2 вида: