Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:11, курс лекций
Для нормального функционирования рыночной экономики нужна достоверная информация о деятельности предприятия. Достоверная информация нужна всем пользователям (собственники, инвесторы, государственные органы, сотрудники, поставщики, банки и другие контрагенты). Большая роль для обеспечения достоверной информации принадлежит аудиту.
Тема 1: Понятие, сущность и цели аудита 3
1. Понятие аудиторской деятельности 3
2. Постулаты аудита 3
3. Основополагающие принципы аудита 4
4. Виды аудита 5
5. Состав услуг, оказываемые аудитом и аудиторские организации 6
Тема 2: История возникновения и развитие аудита 7
1. Возникновение и этапы становления аудиторской деятельности 7
2. Развитие аудита в России. 9
Тема 3: Регулирование аудиторской деятельности 11
1. Система регулирование аудиторской деятельности 11
2. Регулирование на основе закона об аудиторской деятельности 12
3. Регулирование на основе стандартов 12
4 Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц 14
Тема 4 Организация аудиторского процесса 14
1 Общая модель аудиторского процесса 14
2. Планирование аудита 15
3. Понятие аудиторских документов и требования предъявляемые к ним 16
4. Получение аудиторских документов исходя из предпосылок подготовки финансовой бухгалтерской отчетности (бфо) 18
5. Аудиторские процедуры и методы получения аудиторских доказательств 18
6. Рабочие документы. Требования к их форме и содержанию 19
7. Аудиторское заключение. Его содержание, виды и формы 20
8. Контроль качества аудиторских услуг 25
Тема 5 Существование и аудиторский риск 28
1. Понятие существенности 28
2. Оценка существенности в ходе аудита 30
Оценка существенности аудиторских доказательств 33
3. Понятие аудиторского риска и его виды 34
4. Оценка аудиторских рисков 35
5. Типы ошибок выявленных в ходе аудита и обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестность действий. 37
Тема 6 Аудиторская выборка 40
1. Основные понятие и определения по аудиторской выборке 40
2. Виды аудиторских выборок 41
3. Общая характеристика процесса проведения выборочной проверки 42
4. Оформление и оценка результатов выборки 45
Аудиторское заключение составляется в письменном виде. К бумажному носителю прикладывает бфо в отношении которого проводится аудит, которая должна подписываться и датироваться аудиторским лицом.
Аудиторское заключение и отчет к нему должны пронумерованы и опечатаны с указанием общего числа листов.
Аудиторское заключение подготовлено в количестве экземпляров согласованных соторонами, причем аудитором и аудируемым лицом хотя бы по одному экземпляру аудиторского заключения с приложением бфо.
Основные требования контроля качества к системе определены законом об аудиторской деятельности №307 ФЗ ст. 10
Система контроля качества работы аудиторов включают внешний и внутренний контроль, плановый и внеплановый.
Основное назначение системы контроля качества – это обеспечение разумной уверенности в том, что:
1. Аудит и сопутствующее аудиту услуги осуществляющих согласно требованиям действующих и внутренних стандартов.
2. Заключение выданное аудитором в соответствии с условие конкретного задания.
Предметом внешнего контроля качества является соблюдение аудиторами требований федеральных законодательств, стандартов аудиторской деятельности, правил не зависимости, кодекса профессиональной этики аудитора. Внешний контроль осуществляется саморегулирующимися организациями в отношении своих членов и уполномоченным федеральным органом (Минфин). Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводят обязательны аудит бфо организации, указанных в части 4 ст 5 № 307-ФЗ осуществляющих саморегулирующей организации в своих главных, а также уполномоченных органов. Саморегулирующие организации установлены правила организации и осуществление внешнего контроля качества. В которых предусмотрены формы внешнего контроля, сроки, периодичность проверки.
Плановые проверки качества аудиторов за исключением организации проводимых аудита бфо, предусмотренные ст 5 части 4 закона, проводится не реже 1 раза в 5 лет, но не чаще раза в год. Плановые проверки контроля качества аудита организации, предусмотрены ст 5 п. 4 закона№ 307- проводить не реже 1 раза в 3 года, но не чаще 1 раза в год, начиная с календарного года следующим за годом включенный в регистр аудиторов. А уполномоченных органов не чаще 1 раза в 2 года.
Внеплановые проверки проводятся в случае жалоб на действия аудиторов, нарушения требований федерального законодательства, нарушение стандартов, правил независимости, кодекса профессиональной аудиторской этики. Уполномоченный орган обязательного уведомления о результатах проверки. Требования к осуществлению контроля качества определены стандартом об аудиторской деятельности 4\2010 «Принцип осуществления внешнего контроля качества работы аудиторской организации и индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» (принят Минфином РФ приказом №16-н от 24.02.10) и федеральными правилами стандарта аудиторской деятельности №7 «Внутренний контроль качества аудита» и №34 «контроль качества услуг в аудиторской организации» (утверждены постановлением правительства РФ)
Стандарт 4\2010 установлены принципы осуществления внешнего контроля и требования организации указанного контроля. Стандарт применяется при осуществлении саморегулирующейся организации и федерального органа внешнего контроля качества аудиторов. Основные принципы внешнего контроля является:
Осуществления внешнего контроля в отношении всех аудиторов
Независимость внешнего контроля
обеспеченность финансовыми, материальной, трудовой обеспеченности
надлежащий уровень профессиональной компетентности контролера
прозрачность процедуры назначенного контролера
отчетность о состояния и результатах внешнего контроля
публичность результатов
обеспечения устранения проверяемого объекта нарушений и недостатков
подотчетность субъектов внешнего контроля соответствуют аудиторской деятельности.
Контролеры в своей деятельности руководствуются кодексом профессиональной этики аудиторов, в частности требования независимости, профессиональной компетентности, тщательности.
Независимость контроля заключается в том, что он не состоит в семейном родстве с объектами проверки, не является в период работы и в проверяемый период работы никак и не связаны финансовыми отношениями с проверяемым объектом
Компетентность выражена в том, что контролер обладает необходимым профессиональным знаниями в области деятельности проверяемого объекта, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и навыков проверки, постоянной повышение знаний и навыков.
Стандартом определены требования к организации проверки. Субъект внешнего контроля должен обеспечить систематическую проверку, необходимую полномочия контролера, независимого контролера, обучения контролера и контроль их знаний и навыков, информирование объекта внешнего контроля о результатах и рекомендацией, мониторинг действий объекта по устранению нарушений, применяется мера дисциплинарного воздействия по отношению объектов, который оказывает от проведения внешнего контроля, не предоставление информации и т.п.
Деятельность по проведению внешнего контроля подлежит планированию. План составляется на следующий календарный год и он представляет собой перечень внешних проверок в котором по каждой проверке устанавливается объект контроля, проверяемый период и срок проведения. План состоит на основе:
- циклического подхода – предполагает установление подхода в соответствии требьований с законом №307 максимальный период по истечению которого обязательна проверка
- рискоориентированного подхода – предполагает отбор клиентов на основе анализа рисков:
А) количество клиентов объекта контроля ценной бумаги которая допущена к открытым торгам
Б) количество иных клиентов объекта контроля, который считается общественно значимым
В) результаты предыдущих проверок
Г) другие
При планировании учитывается степень обеспечение финансовых, трудовых, материальных ресурсов, реальность сроков проведения проверки, равномерность нагрузок контролера, наличие резерва для внеплановых проверок, деятельность внешних контролеров подлежит мониторингу, которые осуществляются по субъектам контроля, которые самостоятельно определены формы, методы, сроки проверок. Результаты внешнего контроля обобщаются за квартал, полугодие, год с составления годовой отчетности, которая подлежит публикации на официальном сайте. Проведение внешних проверок подлежит обязательной подготовке, а именно:
Осуществление сбора информации об объектах контроля
Определен объем внешней проверки
Рассмотрен общий подход к проведению проверки
Составление программы проверки и отверждена до начала проверки (тема проверки, наименование, наименование объекта проверки, проверяемый период, перечень вопроса проведения проверки)
Документирование результатов внешнего контроля
Рабочие документы должны систематизироваться и обобщены в письменном виде в форме отчета, акта, заключения, которые подлежат сохранению.
Стандарт №7 и №34 Внутренний контроль аудиторские организации обязаны создать систему контроля качества, которые предусматривают:
1. Разработку принципов и процедур
2. Документальное оформление принципов и процедур контроля
3. Доведение принципов и процедур контроля до каждого сотрудника
Разработка принципов и процедур контроля качества должны осуществляется по следующим направлениям:
1. Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества оказания аудиторских услуг
2. Соблюдение этических требований (стандарт №1 и кодекс этики)
3. Принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества
4. Кадровая работа (найти работника, оценка выполненной работы, компетентность, переподготовка, оплата труда)
5. Выполнение заданий
6. Мониторинг (эффективность система контроля качества, ее оценка до доведения и до совершенствование)
7. Документирование
Концепция существенности применения как в бухгалтерском учете, так и в аудиторской деятельности. Информация считается существенной, если без знания о ней пользователей бфо не возможна оценка финансового состояния, денежных средств, результатов деятельности организации. В ряде нормативных документов по бухгалтерскому учету содержится информация о существенности.
Приказ Минфина РФ от 22.07.03г. №67-н «о формах бухгалтерской отчетности» - существенным признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.
ПБУ9\99 «Расходы организации» - в отчете о прибылях и убытках следует отражать доходы, составляет 5% и более общей суммы доходов за отчетный период по каждому виду в отдельности и соответствующим им расходов.
ПБУ 12\2000 «Отчетность по сегментам» - отчетным, операционный или географический сегмент считается, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполнено одно из условий:
Выручка от продажи внешним покупателям составляет 10% от общей суммы
Финансовый результат данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли
Активы сегмента не менее 10% общих активов
ПБУ 1\2008 – существенными признаются те способы ведения учета без знания о применения которых заинтересованных пользователями отчетности не возможности достоверной оценки финансовой состоянии, денежных средств, финансового результата.
Критерии существенности используемые в бухгалтерском учете при решении признания в учете условных фактов хозяйственной жизни, событий после отчетной даты.
Существенным в аудите является основополагающим принципом. Главная цель заключается в выражении мнения о достоверности отчетности, но аудитор должен устанавливать достоверность бфо не с абсолютной точностью, а во всех существенных отношениях. Формулировка не модифицированное аудиторское заключение «… во всех существенных отношениях» должна информировать пользователя о том, что мнения выражено в аудиторском заключении относят исключительно к существенной финансовой информации. Под достоверностью отчетности во всех существенных отношениях понимается степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователям делать правильные выводы и принимать решения базирующихся на этих выводах, т.е. существенность информации это свойство влиять на экономические решения пользователя этой информации. Единые требования, касающиеся концепции существенности установлены федеральным правилом стандартом аудиторской деятельности №4 «существенность в аудите», утвержденный постановлением правительства РФ №696 от 23.09.02г. В соответствии с п3 стандарта №4 информация об отдельных активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе бфо.
Понятие существенности носит субъективный характер, т.к. существенность зависит от величины показателей отчетности, величины ошибок, профессионального мнения аудитора.
Существенность имеет две стороны:
Количественную | Качественную |
Количественный критерий характеризует максимально допустимое суммарное искажение данных отчетности. С количественной точки зрения аудитор оценивает превосходит ли по отдельности ил в совокупности обнаружит количественный критерий – уровень существенности.
Уровень существенности характеризует максимально допустимое суммарное искажение бфо, которое не окажет влияние на качество решения, принимаемые пользователями бфо | С качественной точки зрения аудитор использует свое профессиональное суждение для того чтобы определит носит или нет существенный характер выявленный в ходе аудита нарушение. Примерами качественных искажений является недостаточной или не адекватное описание учетной политики или отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных актов существенных санкций, которые могут оказать существенное влияние на результаты деятельности |
Существенность может быть оцениваться в абсолютных (10000 тыс. руб) и относительных показателях (это отношения выявленных допустимых ошибок к базисным показателям 8%, при этом подход может быть точечным или диапазонным)
Существенным использование для определения характера сроков и объемов аудиторских процедур при планировании и является основной планирования.
Существенность является основной для решения по сбору доказательств с точки зрения достаточности, а также при формировании аудиторского мнения на заключительном этапе.