Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:11, курс лекций
Для нормального функционирования рыночной экономики нужна достоверная информация о деятельности предприятия. Достоверная информация нужна всем пользователям (собственники, инвесторы, государственные органы, сотрудники, поставщики, банки и другие контрагенты). Большая роль для обеспечения достоверной информации принадлежит аудиту.
Тема 1: Понятие, сущность и цели аудита 3
1. Понятие аудиторской деятельности 3
2. Постулаты аудита 3
3. Основополагающие принципы аудита 4
4. Виды аудита 5
5. Состав услуг, оказываемые аудитом и аудиторские организации 6
Тема 2: История возникновения и развитие аудита 7
1. Возникновение и этапы становления аудиторской деятельности 7
2. Развитие аудита в России. 9
Тема 3: Регулирование аудиторской деятельности 11
1. Система регулирование аудиторской деятельности 11
2. Регулирование на основе закона об аудиторской деятельности 12
3. Регулирование на основе стандартов 12
4 Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц 14
Тема 4 Организация аудиторского процесса 14
1 Общая модель аудиторского процесса 14
2. Планирование аудита 15
3. Понятие аудиторских документов и требования предъявляемые к ним 16
4. Получение аудиторских документов исходя из предпосылок подготовки финансовой бухгалтерской отчетности (бфо) 18
5. Аудиторские процедуры и методы получения аудиторских доказательств 18
6. Рабочие документы. Требования к их форме и содержанию 19
7. Аудиторское заключение. Его содержание, виды и формы 20
8. Контроль качества аудиторских услуг 25
Тема 5 Существование и аудиторский риск 28
1. Понятие существенности 28
2. Оценка существенности в ходе аудита 30
Оценка существенности аудиторских доказательств 33
3. Понятие аудиторского риска и его виды 34
4. Оценка аудиторских рисков 35
5. Типы ошибок выявленных в ходе аудита и обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестность действий. 37
Тема 6 Аудиторская выборка 40
1. Основные понятие и определения по аудиторской выборке 40
2. Виды аудиторских выборок 41
3. Общая характеристика процесса проведения выборочной проверки 42
4. Оформление и оценка результатов выборки 45
Аудиторский риск включает в себя риск не обнаружения, представляют собой вероятность того, что аудиторские процедуры не позволяют обнаружить существенные искажения остатков средств на счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций.
3) значимые риски (см. вопрос 4)
Оценка аудиторских рисков проводится на протяжении всего аудиторского процесса. При планировании необходимо установить приемлемый риск. Приемлемый риск – это субъективное установленный уровень риска, который готов принять на себя аудитор и который позволяет в большей степени уверенности выразить мнение о достоверности отчетности. На величину приемлемого риска оказывает влияние следующие факторы:
Уровень компетентности аудитора (профессионализм)
Степень доверия внешнего пользователей к отчетности
Масштабы деятельности клиента
Форма собственности и организационно правовая форма аудитора (ЗАО, ООО…)
Уровень состояния внутреннего контроля
Финансовое состояние и вероятность банкротства и др.
Поэтому аудитору необходимо при оценке риска изучить и достичь понимания деятельности аудируемого лица и среды в которой она осуществляется. В общем плане установлен общий уровень риска, а в программе по отдельным статьям и группам операций.
Аудиторский риск – это оценка риска эффективности аудиторской проверки основанной на оценке эффективности системы учета и внутреннего контроля.
Существуют 2 метода оценка аудиторского риска:
1. Оценочный или интуитивный – наиболее распространен в практике аудиторских фирм и заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знаний деятельности аудируемого лица определяют степень аудиторского риска как в целом по отчетности, так и по отдельным статьям и группам операций. В практике используют такие критерии степени оценки аудиторского риска – высокий, средний, низкий. Порядок оценки рисков и критерии оценки отражены во внутрифирменной документации.
2. Количественный метод предполагает количественный расчет по модели аудиторского риска.
По старому стандарту:
AP=HR*PCK*PH0\
AP – аудиторский риск
HR – неотъемлемый риск
PCK – риск средств контроля
PH0 – риск не обнаружения
По новому стандарту:
АР=РСИ* PH0
РСИ = HR*PCK
РСИ – риск существенного искажения
Отсюда найдем риск не обнаружения:
PH0= АР : РСИ
PH0=АР : (HR*РСК)
В практике этот метод используют не часто.
Риск не обнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора. Он зависит от ряда факторов:
Выбора уместных аудиторских процедур
Степени надежности аудиторских документов
Времени выделяемого на проверку
Квалификации аудитора
Степени знания деятельности аудируемого лица
Риска выборки
И др.
Стандарт предписывает дать оценку риска с целью получить достаточно документов для оценки среди деятельности и оценки системы учета и внутреннего контроля. Оценка РХД и рисков средств контроля является обязанностью руководства аудируемого лица. При оценки этих рисков аудитор выясняет каким образом руководство аудируемого лиц: 1) выявляет РХД, 2) как оценивает значимость рисков, 3) как оценивается вероятности значимых рисков, 4) как управляют рисками. Аудитору важно рассмотреть существенные искажения отчетности, которую могут возникнуть в связи с не надлежащим вмешательства в работу существенного контроля в отношении учета и составления отчетности в целом и на уровне конкретных предпосылок подготовки отчетности для групп однотипных операций, остатков счетов бухгалтерского учета и раскрытия информации. С этой целью аудитор выявляет риски и устанавливает соответственно выявленные риском и тем какая информация может быть искажена в отчетности. Рассмотренные не является риском столь большими, чтобы привести к существенным искажениям отчетности. При оценки рисков аудитор может выявить систему внутреннего контроля, которая вероятно способна подтвердить и исправить существенные искажения или система внутреннего контроля вызывает сомнения относительно возможности предотвратить и исправить существенные нарушения. При оценке рисков аудитор должен устанавливать из выявленных риски по профессиональному суждению является рисками требующими специального аудиторского рассмотрения. Такие риски определяются как значимые. Определение значимых рисков является делом профессионального суждения аудитора. Вероятность возникновения значимых рисков низка при осуществлении типовых и не сложных хозяйственных операций, т.к. им присуще более низкие неотъемлемые риски. Значимые риски проистекают из РХД, которые могут привести к существенному искажению информации. Рассматривая характер риска аудитор оценивает указывает ли риск на не добросовестность действия руководства, сотрудников аудируемого лица, связан ли риск с существенными изменениями в отросли, нормативном регулировании, на сколько сложным является хозяйственные операции, вытекает ли риск от операций со связанными сторонами, какова степень субъективности при расчете оценочных показателей, сопутствуют ли риски хозяйственными операциями кажущимися необычными и не типичными для аудируемого лица. Значимый риск имеет отношение к не типичным операциям по объему, либо редко встречающийся.
Риски существенного искажения могут быть выше для рисков связанными с не типичными операциями в связи с высокой степенью внешнего контроля руководства в учетный процесс, большим документооборотом, с применением сложного расчета и самим характером ре типичных операций.
Аудиторская оценка существенных искажений основывается на доступности аудиторских доказательств и может изменяться в ходе аудита.
Если аудитор получил доказательства противоречащие первоначальной полученной оценки ему следует изменить планирование и проведение аудиторских процедур. Процедуры оценки должны быть рабочими документами.
Стандарт №13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» от 7.10.2004г. № 532 дает следующие определение ошибки и недобросовестность действий.
Ошибка – это не преднамеренное искажение отчетности, не отражение какого-то показателя, не раскрытие информации.
Недобросовестные действия – это преднамеренные действия совершенные одним или несколькими лицами с помощью действия или бездействия для извлечения не законных выгод. Различают два вида недобросовестных действий:
1. Искажение, возникает в процессе не добросовестного составления бфо. Подразумевает, что искажение информации бфо с целью введения в заблуждение пользователей отчетности. Это может быть фальсификация, изменение событий и операций, преднамеренное нарушение правил и принципов учета.
2. Искажение, возникающее в результате присвоения активов и сопровождается как правило, бухгалтерскими записями и документами, искажающих реальное состояние.
При обобщении результатов проверки аудитору необходимо определить тип и характер ошибки. Это может быть представлено в виде классификации:
По характеру:
А) случайные – описки, пропуски, не верное заполнение строк
Б) повторяющиеся (системные) – не правильное оприходование штрафных санкций, МПЗ
При этом не зависит от характера ошибки уделяют внимание существенным ошибкам.
В БУ выделяют следующие типы ошибок:
- не полнота фактов хозяйственной жизни – отражения в б.у. не нашли все факты хозяйственной жизни (заниженные показатели бфо, з\п серая)
- не обоснованность учетных записей – означает, что все факты хозяйственной жизни отражены без достаточного на то основания ( покупаем объект ОС – когда зарегистрированы права собственности, но приняли на счета или нам оказали услуги (договор + акт выполненных работ) – не достаточное оформление документа). Аудитор обращает внимание на наличие и содержание документов.
- ошибка в их периодизации (не тот период) – неверное отражение операций по учетным периодам (доходы или расходы смежных периодов)
- не правильная оценка активов, пассивов и их финансовых результатов- предполагает, что не правильно оценены активы или пассивы в бфо (нарушены ПБУ, а еще зависит от источника, нарушения в правилах переоценки)
- не правильное или недостаточное отражение в отчетности, т.е. ошибка в записи – операция отражена не на том счете или не на ту сумму
Не верное предоставление информации возникает из-за не правильного перенесения сальдо счетов в бфо или не полное раскрытие информации в бфо.
Требования к порядку оценке выявленных результатов и действия аудитора определены стандартом 13. Стандарт определяет понятие ошибки, недобросовестность действий, ответственность собственников, руководства, обязанности аудитора при выявлении ошибок , аудиторские процедуры связанные с обстоятельствами указывающие на искажение бфо, порядка завершения аудита.
Согласно стандарту руководство аудируемого лица и представители собственника несут ответственность за предотвращение и обнаружение ошибок и недобросовестность действий.
Представители собственника обязаны нести надзор за обеспечением надежности учета и системы внутреннего контроля и поддерживать политику и процедуру контроля для обеспечения процедуры обнаружения ошибок и недобросовестность действий.
Обязанности аудитора заключаются в том, что 1) аудитор призван обеспечить разумную уверенность, что бфо не содержит существенных искажений, а также 2) оценить риски, связанные с аудитом.
Риск не обнаружения существенных искажений выше от недобросовестности действий, чем в результате ошибок. Риск выше, когда участвуют несколько человек => сложнее выявить недобросовестность действий. Риск не обнаружения недобросовестности действий руководства выше, чем действия сотрудников.
При планировании аудита руководитель группы должен обсудить со своей командой о вероятности существования недобросовестности действий и ошибок => необходимо послать запросы руководству чтобы:
Понять оценку руководства аудируемого лица риска существенного искажения бфо в результате недобросовестности действий и ошибок
Получить представления о том как организована руководством система учета и внутреннего контроля для предотвращения и исправления ошибок
Известно ли руководству случая недобросовестных действий возникших в бфо в проверяемом периоде или других.
Это необходимо для оценки риска. Далее нужно отправить запрос руководству известны ли случаи не добросовестности действий повлиявших на деятельность аудируемого лица, имеет ли руководство подозрения на наличие недобросовестности действий (ведется служебное расследование). В случае выявления недобросовестности действий даже в несущественных суммах необходимо поставить в известность собственника и обсудить следующие вопросы: ненадлежащее реагирование на недостатки, не компетентность руководства и другие, как влияют выявленные факты на характер аудиторской проверки.
Определить необходимость корректировки сроков, характера и объема аудиторских процедур.
Аудитор должен понимать, что выявленные ошибки или недобросовестность действий не является единичной. Нужно убедиться в степени надежности в ранее полученных аудиторских доказательств. Для этого необходимо не только расширить аудиторские процедуры, но и применить более действенные аудиторские процедуры, проанализировать причастность к недобросовестности действий определить лица или круг лиц . Все проведенные процедуры должны оформлены рабочими документами. Аудитор должен получить письменное заявление руководства в котором руководство подтверждает свои обязанности по обеспечению и внедрению эффективности систем б.у. и обнаружения ошибок и недобросовестность действий, выражать свое мнение о не существенности выявленных отклонений, что руководство проинформировано о выявленных фактах и признает риск, что бфо может содержать существенное искажение. Аудитору в этом случаи необходимо исходя из своего профессионального мнения решить вопрос о представлении заключения: модифицированного или не модифицированного.
Аудитор должен соблюдать аудиторскую тайну и конфиденциальность, а в случае предусмотренном законодательством сообщить соответственно гос. Органам.
п. 66 в соответствии с общепринятыми аудиторскими нормами аудиторской этики при получении запроса от аудитора приемника аудитор должен указать на наличие профессиональных причин по которым следует отказаться от данного задания.
Стандарт содержит приложения:
1. Факторы риска, связанные с искажениями в результате недобросовестности действий
2. Примеры модификации аудиторских процедур в качестве реакции на оценку факторов связанных с недобросовестности действий
1. Основные понятие и определения по аудиторской выборке
2. Виды аудиторских выборок
3. Общая характеристика процесса проведения выборочной проверки
4. Оформление и оценка результатов выборки
Выборочный подход является основным в аудиторском процессе. Единые требования к порядку построения аудиторской выборки и метода и способа отбора определены ФСАД №16 «Аудиторская выборка» утвержденный постановлением правительства от 11.10.2004г. №532. В соответствии с этим стандартом аудиторская выборка (выборочная проверка) – это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Аудиторская выборка дает возможность получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик документов, отобранных для того чтобы сформировать или помочь сформировать выводы касающиеся генеральной совокупности (ГС) из которой проведена выборка.