Порядок и методы составления отчета о движении денег, аудит и анализ его основных показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:00, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение порядка и методов составления отчета о движении денег, а также исследование результатов аудита и анализа его основных показателей.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность потоков денежных средств;
изучить сущность и цели отчета о движении денег;
исследовать форму, структуру и методы составления отчета о движении денег;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕГ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОТОКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.2 СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕГ
1.3 ФОРМА, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕГ
2. ПРАКТИКА И МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕГ
2.1 ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕГ ПРЯМЫМ МЕТОДОМ
2.2 ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕГ КОСВЕННЫМ МЕТОДОМ
3. АУДИТ И АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕГ
3.1 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕГ
3.2 АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
3.3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

bestref-144321.doc

— 746.50 Кб (Скачать документ)

Цель управления денежными средствами состоит в том, чтобы инвестировать  избыток денежных доходов для  получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для  выполнения обязательств по платежам и одновременного страхования на случай непредвиденных ситуаций. Чем более предсказуемы денежные потоки, тем меньше потребность в страховании. Управление денежными средствами начинается с момента выписки покупателем (дебитором) чека на оплату продукции и заканчивается выплатами кредиторам, персоналу, бюджетам и др. лицам. При этом управление денежными средствами тесно связано с управлением кредиторской задолженностью, ибо менеджеры фирмы регулируют сроки ее оплаты.

Минимальное количество денежной наличности, которое организация должна иметь на расчетном счете и в кассе, определяется двумя процессами. Первый - промежуток времени между оплатой счета покупателем и инкассированием денежных средств. Это время состоит из трех частей:

время перевода платежей от покупателей (дебиторская задолженность здесь не рассматривается, покупатель оплатил счет, но на его пересылку предприятию требуется определенное время, зависящее от формы безналичных расчетов и эффективности работы банков);

время, в течение которого платежи  остаются не инкассированными банками;

время движения денежных средств к  банкам, производящим выплаты.

Предприятие может использовать много  методов сокращения периода инкассации, а следовательно, и требуемых  запасов денежных средств (электронные переводы, система сейфов и др.). Но этот период всегда будет иметь место, всегда будут транзакционные издержки.

Эффективный механизм финансового  менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед  ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению  функций финансового менеджмента предприятием.

Одно из направлений управления финансами предприятия - это эффективное  управление потоками денежных средств. Основная цель управления денежными  потоками - максимизация прибыли; которая в части использования денежных средств (собственных; привлеченных; заемных) включает в себя обеспечение предприятия необходимыми денежными ресурсами для непрерывного процесса воспроизводства; увеличения доходов собственников (учредителей).

Одна из задач управления потоками денежных средств заключается в выявлении взаимосвязи между этими потоками и прибылью, т.е. является ли полученная прибыль результатом эффективных потоков денежных средств или это результат каких-либо других факторов.

Управление потоками денежных средств  предполагает анализ этих потоков, учет движения денежных средств, разработку плана движения денежных средств.

Планирование денежных потоков  производится на основании анализа  планируемых и отчетных данных о  наличии и движении денежных средств, отраженных в бухгалтерском балансе, отчете о движении денежных средств с точки зрения отчета и в финансовых планах. Этот анализ позволяет отделить существенные операции от несущественных, несбалансированность в использовании денежных средств, подтвердить обоснованность изменений в составе производственных запасов и затрат, активов и пассивов и обосновать сумму выручки при всех формах расчетов.

Применяется понятие "дисконтированный, или приведенный денежный поток - кэш фло". Слово "дисконт" означает "скидка", следовательно, "дисконтирование" означает "ведение будущих денежных потоков в сопоставимый вид с настоящим временем".

План и отчет о движении денежных средств позволяют финансовой службе обеспечить оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных  обязательств, фиксируют происходящие изменения в платежеспособности предприятия и ликвидности его активов. Они дают возможность отслеживать состояние собственных средств, а также указывают на необходимость использования средств в виде заемного и другого привлеченного капитала. В составлении плана и отчета о движении денежных средств проявляется распределительная и контрольная функции финансов предприятий.

План и отчет о движении денежных средств конкретизируют и детализируют текущий финансовый план, уточняют его показатели, позволяют использовать все имеющиеся резервы повышения эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, дают полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде. С помощью этих документов контролируются составление смет затрат, издержек производства и обращения, выпуск продукции и ее реализация отдельными структурными подразделениями и филиалами, а также уровень самоокупаемости и рентабельности.

При составлении плана и отчета о движении денежных средств финансовая служба тесно взаимодействует с бухгалтерской службой. Бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, срочных и просроченных ссудах, об уплате налогов, расчетах с поставщиками и подрядчиками и т.п. Квартальные планы и отчеты сопоставляются и выявляются тенденции и проблемы в деятельности предприятия. Результаты анализа используются при разработке очередного текущего финансового плана.

Данный раздел работы финансового  менеджера сводится к исчислению возможных источников поступления и оттока денежных средств. Используется та же схема, что и в анализе движения денежных средств, только для простоты некоторые показатели могут агрегироваться.

Поскольку большинство показателей  достаточно трудно спрогнозировать  с большой точностью, нередко прогнозирование денежного потока сводят к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, долю выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др. Прогноз осуществляется на какой-то период в разрезе подпериодов: год по кварталам, год по месяцам, квартал по месяцам и т.д.

В любом случае процедуры методики прогнозирования выполняются в  следующей последовательности: прогнозирование  денежных поступлений по подпериодам; прогнозирование оттока денежных средств по подпериодам, расчет чистого денежного потока (излишек/недостаток) по подпериодам; определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании в разрезе подпериодов.

Смысл первого этапа состоит в том, чтобы рассчитать объем возможных денежных поступлений. Определенная сложность в подобном расчете может возникнуть в том случае, если предприятие применяет методику определения выручки по мере отгрузки товаров. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров, которая подразделяется на продажу товаров за наличный расчет и в кредит. На практике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который требуется покупателям для того, чтобы оплатить счета. Исходя из этого, можно рассчитать, какая часть выручки за реализованную продукцию поступит в том же подпериоде, а какая в следующем. Далее с помощью балансового метода цепным способом рассчитывают денежные поступления и изменение дебиторской задолженности. Базовое балансовое уравнение имеет вид:

 

ДЗн + ВР = ДЗк + ДП, (12)

 

где ДЗн - дебиторская задолженность  за товары и услуги на начало подпериода,

ДЗк - дебиторская задолженность  за товары и услуги на конец подпериода;

ВР - выручка от реализации за подпериод;

ДП - денежные поступления в данном подпериоде.

Более точный расчет предполагает классификацию  дебиторской задолженности по срокам ее погашения. Такая классификация  может быть выполнена путем накопления статистики и анализа фактических  данных о погашении дебиторской задолженности за предыдущие периоды. Анализ рекомендуется делать по месяцам. Таким образом, можно установить усредненную долю дебиторской задолженности со сроком погашения соответственно до 30 дней, до 60 дней, до 90 дней и т.д. При наличии других существенных источников поступления денежных средств (прочая реализация, внереализационные операции) их прогнозная оценка выполняется методом прямого счета; полученная сумма добавляется к сумме денежных поступлений от реализации за данный подпериод.

На втором этапе рассчитывается отток денежных средств. Основным его  составным элементом является погашение  кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой  степени оно может отсрочить  платеж. Процесс задержки платежа называют "растягиванием" кредиторской задолженности; отсроченная кредиторская задолженность, в этом случае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования. В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные системы оплаты товаров, в частности, размер оплаты дифференцируется в зависимости от периода, в течение которого сделан платеж. При использовании подобной системы отсроченная кредиторская задолженность становится довольно дорогостоящим источником финансирования, поскольку теряется часть предоставляемой поставщиком скидки. К другим направлениям использования денежных средств относятся заработная плата персонала, административные и другие постоянные и переменные расходы, а также капитальные вложения, выплаты налогов, процентов, дивидендов.

Третий этап является логическим продолжением двух предыдущих: путем сопоставления  прогнозируемых денежных поступлений  и выплат рассчитывается чистый денежный поток.

На четвертом этапе рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании. Смысл этапа заключается в определении размера краткосрочной банковской ссуды по каждому подпериоду, необходимой для обеспечения прогнозируемого денежного потока. При расчете рекомендуется принимать во внимание желаемый минимум денежных средств на расчетном счете, который целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для возможных непрогнозируемых заранее выгодных инвестиций.

Поскольку денежные средства предприятия  являются составной частью оборотных  активов, то механизм их управления реализует все принципы управления оборотными средствами.

Управление оборотным капиталом  важно в решении ключевой проблемы финансового состояния: достижения оптимального соотношения между  ростом рентабельности производства (максимизацией дохода на вложенный капитал) и обеспечением устойчивой платежеспособности. Исключительно важной задачей является также обеспеченность запасов и затрат источниками их формирования и поддержание рационального соотношения между собственным оборотным капиталом и заемными ресурсами, направляемыми на пополнение оборотных средств.

Политика управления оборотным  капиталом на предприятии должна отражать общую философию финансового  менеджмента предприятием с позиций  приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Теория финансового менеджмента  рассматривает три принципиальных подхода к политике формирования оборотных активов предприятия - консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей. Такой подход гарантирует минимизацию коммерческих и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов - их оборачиваемости и уровне рентабельности.

Умеренный подход к формированию оборотных  активов направлен на обеспечение  полного удовлетворения текущей потребности во всех их видах и создание нормальных страховых их. При таком подходе обеспечивается среднее соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования оборотных активов. Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования.

Управление оборотными активами предприятия  связано с конкретными особенностями  формирования его операционного  цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота  всей суммы оборотных активов, в  процессе которого происходит смена  отдельных их видов. Факторами "притока" оборотного капитала являются:

реализация товаров, работ, услуг;

реализация имущества;

рост дебиторской задолженности.

Факторами "оттока" оборотного капитала являются:

закупка сырья и материалов;

приобретение объектов основных средств;

выплата заработной платы;

уплата процентов за кредиты;

увеличение резервов по сомнительным долгам;

списание товарно-материальных запасов  как потери;

начисления на заработную плату.

Ускорение оборачиваемости оборотных  средств предприятия заключается в увеличении количества оборотов оборотных средств, т.е. подразумевает увеличение значения коэффициента оборачиваемости или снижение длительности периода одного оборота оборотных средств. Мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотных средств охватывают складскую стадию (оптимизация производственных запасов), производственную (сокращение длительности производственного цикла и оптимизация затрат производства) и стадию реализации (оптимизация процесса реализации готовой продукции).

Информация о работе Порядок и методы составления отчета о движении денег, аудит и анализ его основных показателей