Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:00, курсовая работа
Цель данной работы является изучение особенностей организации бухгалтерского учета и финансового анализа страховой компании на примере ЗАО «Защита-Находка». В работе отражены данные бухгалтерской отчетности за период с 2009 по 20011 г.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
изучение специфики деятельности страховой организации с точки зрения бухгалтерского учета;
изучение порядка ведения бухгалтерского учета и финансового анализа страховой организации ЗАО «Защита-Находка»;
изучение результатов анализа и разработка рекомендации по улучшению финансового состояния организации.
Введение……………………………………………………………………….….2
Глава 1. Теоретические основы составления финансовой отчетности…….….4
1.1 Характеристика бухгалтерской отчетности, требования к ее составлению………………………………………………………………………………...4
1.2 Нормативное регулирование е составления финансовой отчетности…….9
1.3 Экономическая характеристика деятельности исследуемой организации...........................................................................................................................12
Глава 2. Порядок заполнения отчетности в страховых организациях…….....22
2.1 Порядок составления баланса………………………………………………22
2.2 Порядок заполнения Отчета о прибылях и убытках………………..…….26
2.3 Порядок заполнения приложений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках………………………………………………………….….29
2.4 Порядок заполнения специализированных форм отчетности (№6-страховщик, №-7 страховщик и др.)……………………………………....……39
Заключение……………………………………………………………….………54
Список литературы……………………………………………………….…..….55
Приложение…………………………………………………………………..…..58
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы составления финансовой отчетности…….….4
1.1 Характеристика
бухгалтерской отчетности, требования
к ее составлению…………………………………………………
1.2 Нормативное регулирование е составления финансовой отчетности…….9
1.3 Экономическая
характеристика деятельности исследуемой
организации...................
Глава 2. Порядок заполнения отчетности в страховых организациях…….....22
2.1 Порядок составления баланса………………………………………………22
2.2 Порядок заполнения
Отчета о прибылях и убытках………
2.3 Порядок заполнения
приложений к бухгалтерскому
балансу и Отчету о прибылях
и убытках………………………………………………………
2.4 Порядок заполнения
специализированных форм
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Бухгалтерский учет в России на современном этапе экономической реформы активно реорганизуется и адаптируется к международным стандартам учета и отчетности. Существенно возрастает роль учета в управлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью организаций разных форм собственности во всех сферах бизнеса. Используя возможности бухгалтерского (финансового), управленческого, налогового учета, можно в значительной мере воздействовать на характер протекающих хозяйственных процессов, принимаемых управленческих решений, результаты деятельности, активность инвестирования средств в организацию.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день страхование затрагивает многие сферы жизни. Помимо обязательного страхования, страхователи все чаще заключают страховые договора на добровольной основе. Страховое дело во многом отличается от других видов предпринимательской деятельности. Прежде всего, тем, что результат деятельности страховщика затрагивает не только его интересы, но и интересы большого круга страхователей. Между тем страховая деятельность направлена на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых страхователями страховых взносов. Таким образом, финансовая деятельность страховщика затрагивает интересы значительного числа лиц. Именно поэтому, знание особенностей бухгалтерского учета и финансового анализа страховых организаций, актуально на сегодняшний день.
Цель данной работы является изучение особенностей организации бухгалтерского учета и финансового анализа страховой компании на примере ЗАО «Защита-Находка». В работе отражены данные бухгалтерской отчетности за период с 2009 по 20011 г.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
В
процессе работы были использованы учебник
под редакцией Т.А. Федоровой «Страхование»,
учебное пособие «Финансовый анализ страховой
организации» С.В. Куликова, федеральный
закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
а также другие учебники, учебные пособия,
научные работы по бухгалтерскому учету,
анализу хозяйственной деятельности предприятия,
страхованию, периодическая литература,
нормативные документы и другие источники
информации.
Глава 1. Теоретические основы составления финансовой отчетности
Бухгалтерская отчетность в России в последние годы претерпела значительные изменения в связи с постепенной унификацией отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Наблюдается сокращение отраслевой специфики и определенная унификация показателей и форм отчетности для предприятий различных отраслей. Тем не менее, специфичность отдельных видов деятельности сохраняется.
В
силу специфики страховой
Данные бухгалтерской отчетности страховой организации включают показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала приводятся в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них невозможна оценка финансового положения страховой организации заинтересованными пользователями. Каждый существенный показатель представляется в бухгалтерской отчетности отдельно, несущественные суммы могут объединяться. Существенной считается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.
Важным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности страховой организации, является её открытость для учредителей (участников), инвесторов, кредиторов, банков, страхователей. Данная информация должна быть доступна для всех заинтересованных лиц, что обусловлено социальным фактором страховой защиты. Это позволяет клиентам получить необходимые сведения о финансовом положении страховой компании. Некоторыми страховщиками (особенно крупными) публикация основных показателей финансово-хозяйственной деятельности используется в рекламных целях. Публикуемая в сокращенной форме бухгалтерская отчетность должна содержать итоговую часть аудиторского заключения независимого аудитора, имеющего лицензию на осуществление аудита в страховании.
Но, несмотря на заинтересованность в бухгалтерской отчетности широкого круга лиц, доступ к полной финансовой информации имеют далеко не все. В отечественной практике существуют следующие уровни доступа к информации. Для широкого пользования основные финансовые документы – баланс и отчет о прибылях и убытках – публикуется ежегодно в официальной печати. Более развернутой информацией располагают собственники, акционеры и, конечно, органы надзора и налоговой инспекции. В последнем случае полные отчеты требуются для обеспечения контроля над деятельностью страховой компании и уплатой налогов.
Для оперативного управления организацией руководители и менеджеры должны располагать более подробной информацией, чем собственники, которых больше интересует конечный результат. При этом, согласно нормам Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п.4 ст.10), лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и внутренней отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется страховыми организациями в обязательном порядке в Министерство финансов РФ и территориальные органы Министерства финансов РФ, осуществляющие страховой надзор, а также в территориальные органы государственной статистики.
Страховыми организациями предоставляются в Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы, следующие типовые формы отчетности:
1)
отчет о платежеспособности
2) отчет о размещении страховых резервов форма № 7 - страховщик;
3)
отчет о размещении страховых
резервов по обязательному
4)
отчет о страховых резервах
по страхованию иному, чем
5)
отчет об использовании
6)
отчет об операциях
7) информация по операционному сегменту форма № 11 - страховщик;
8)
информация о дочерних и
9)
информация о филиалах и
Структура и состав форм бухгалтерской отчетности страховой организации аналогичны отчетности других отраслей экономики. Специфика отчетности страховщиков отражается в содержании определенных разделов, статьях форм бухгалтерской отчетности.
Баланс
страховой организации
Традиционно
баланс делится на две части: актив
и пассив, которые должны быть равны
друг другу. Основа баланса – классическое
уравнение бухгалтерского учета:
Активы
= Собственный капитал +
Обязательства (1)
Активы
– это ресурсы, находящиеся в
собственности или под
При активной инвестиционной деятельности страховой организации большую часть ее активов составляют финансовые вложения в ценные бумаги, в дочерние, зависимые общества и другие организации, депозиты в банках, недвижимость и прочие инвестиции.
Пассив
баланса показывает источники средств
страховой организации, включая
собственные и заемные
Значительное место среди статей пассива занимает кредиторская задолженность, образованная как по страховой деятельности, так и по операциям, не связанным напрямую с предоставлением страховой защиты (задолженность по оплате труда, по социальному страхованию, перед дочерними и зависимыми предприятиями, перед бюджетом).
С
позиций менеджмента страховой
организации в балансе
Отчет о прибылях и убытках страховой организации отражает финансовые результаты деятельности страховщика от страховых операций, операций сострахования и перестрахования, а также прочих операций. Отчет делится на три раздела, в каждом из которых соизмеряются доходы и расходы, и выявляется конечный финансовый результат: раздел I «Страхование жизни», раздел II «Страхование иное, чем страхование жизни», раздел III «Прочие доходы и расходы».
В Отчете о прибылях и убытках обеспечивается объективная сопоставимость расходов с полученными на них доходами безотносительно к расчетам налогооблагаемой базы. В отчете подробно описываются элементы, из которых формируется чистая прибыль или убыток после уплаты налогов, отражаемая в балансе как изменение собственного капитала за период.
Отчет о движении денежных средств (форма №4) страховой организации содержит информацию о поступлениях и выплатах денежных средств, прибыльности и способности организации платить по счетам. В Отчете о движении денежных средств выделяются текущая, инвестиционная, финансовая сферы деятельности страховой организации. Текущей считается деятельность, связанная с проведением страхования, сострахования и перестрахования и осуществлением затрат, необходимых для их проведения. Инвестиционная деятельность связана с инвестированием средств страховой организации, в том числе средств страховых резервов, с целью получения дохода в виде процентов, доходов от участия и других доходов в активы, отражаемые в бухгалтерском балансе по группе статей «Инвестиции», а также с продажей этих активов. Финансовой считается деятельность страховой организации, связанная с выпуском облигаций и иных ценных бумаг, получением кредитов, займов, дивидендов, выплатой дивидендов, процентов по полученным кредитам.
Информация о работе Порядок заполнения отчетности в страховых организациях