Порядок заполнения отчетности в страховых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы является изучение особенностей организации бухгалтерского учета и финансового анализа страховой компании на примере ЗАО «Защита-Находка». В работе отражены данные бухгалтерской отчетности за период с 2009 по 20011 г.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
изучение специфики деятельности страховой организации с точки зрения бухгалтерского учета;
изучение порядка ведения бухгалтерского учета и финансового анализа страховой организации ЗАО «Защита-Находка»;
изучение результатов анализа и разработка рекомендации по улучшению финансового состояния организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
Глава 1. Теоретические основы составления финансовой отчетности…….….4
1.1 Характеристика бухгалтерской отчетности, требования к ее составлению………………………………………………………………………………...4
1.2 Нормативное регулирование е составления финансовой отчетности…….9
1.3 Экономическая характеристика деятельности исследуемой организации...........................................................................................................................12
Глава 2. Порядок заполнения отчетности в страховых организациях…….....22
2.1 Порядок составления баланса………………………………………………22
2.2 Порядок заполнения Отчета о прибылях и убытках………………..…….26
2.3 Порядок заполнения приложений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках………………………………………………………….….29
2.4 Порядок заполнения специализированных форм отчетности (№6-страховщик, №-7 страховщик и др.)……………………………………....……39
Заключение……………………………………………………………….………54
Список литературы……………………………………………………….…..….55
Приложение…………………………………………………………………..…..58

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерская отчетность страховых организаций - курсовая работа (3).docx

— 127.32 Кб (Скачать документ)

     Одним из пунктов гарантии финансовой устойчивости страховщика являются «страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования». Самую большую долю в обязательствах страховой компании занимает резерв незаработанной премии (РНП).

     Для расчета величины РНП используются следующие методы:

    • "pro rata temporis";
    • "одной двадцать четвертой" (далее - "1/24");
    • "одной восьмой" (далее - "1/8").

     Метод оценки величины РНП основан на способе  его расчета. Если сделать допущение, что каждый квартал собирается одинаковая величина страховой премии, то размер РНП на конец отчетного года будет  составлять 40% от нетто-премии.

     Так как сделанное нами допущение  не выполняется на практике, то нормальным считаются отклонения от рассчитанной величины РНП ±2,5%.

     Расчет  достаточности РНП представлен  в таблице 2.8

     *Из  величины брутто - премии следует  исключить суммы премий по  краткосрочным видам страхования  (страхование грузов, добровольное  медицинское страхование, страхование граждан выезжающих за рубеж).

     Таблица 2.8 - Анализ достаточности РНП, тыс. руб.

Наименование  показателя На 31.12.2009 г. На 31.12.2010 г. На 31.12.2011 г.
Брутто-премия по страхованию иному, чем жизнь* 13068 8222 14170
Базовая ставка (нагрузка 15%) 11108 6989 12996
Рассчитанная  величина РНП по предлагаемому методу ** 4443 2796 6159
РНП по балансу 6020 4480 8988
Отклонение  РНП 1684 1577 2829
 

     ** Отклонение фактического РНП  от расчетного может отличаться  в большую сторону за счет  того, что часть договоров по  перечисленным выше видам страхования  не закончили свое действие  на последнюю дату отчетного  периода. Так же погрешность  может увеличиваться в большую  сторону за счет договоров,  заключенных на срок меньше  года.

     Анализ  показал, что РНП достаточен для  выполнения обязательств перед страхователями, так как во всех трех изучаемых годах фактические резервы по балансу превышали необходимые расчетные значения.

     Поддержание способности каждого, действующего на рынке страховщика своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства. То есть его финансовая устойчивость, является отправной точкой для фактического проявления и реализации функций страхования, среди которых в теории страхового дела выделяют рисковую, предупредительную, сберегательную и контрольную.

     В настоящее время на российском рынке  основным субъектом контроля над финансовой устойчивостью страховых компаний выступает государство в лице Департамента страхового надзора Минфина РФ, для которого регулирование этой отрасли финансового рынка является важным элементом поддержания макроэкономической стабильности. Что касается страховых компаний, как хозяйствующих единиц, то понимание необходимости проведения процедур финансового анализа с целью эффективного финансового менеджмента, способного, с одной стороны, надлежащим образом обеспечить реализацию функций страховщика по возмещению ущерба и, с другой стороны, удовлетворить интересы собственников, обеспечив высокую рентабельность капитала при минимальном риске и устойчивых конкурентных позициях, формируется постепенно, и далеко не всегда этому придается должное значение.

     Растущий  спрос на страховые услуги требует  от страховщиков разработки принципиально новых, комплексных подходов к управлению бизнесом. Практический опыт свидетельствует о том, что грамотное управление активами и пассивами страховой компании и урегулирование ее финансовых потоков становится ключевым аспектом стратегии управления.

     Очевидно, что преимущество финансового менеджера  страховщика перед органами государственного контроля при оценке состояния финансовых ресурсов страховой компании состоит в наличии не только финансово-бухгалтерской отчетности как основного доступного информационного источника, и системы аналитики в необходимом разрезе. Это способствует появлению возможности осуществления более развернутых и углубленных аналитических процедур.

     При этом методики оценки финансовой устойчивости, применяемые для целей государственного контроля, могут быть интерпретированы и адаптированы конкретной страховой компанией с учетом особенностей внутренней среды организации.

     Государственный надзор состоит в фиксации моментных  показателей, характеризующих финансовую устойчивость страховых компаний, то есть в контроле над соблюдением  нормативных требований на текущую  дату.

     В ныне действующем Законе «Об организации  страхового дела в РФ» обеспечению  финансовой устойчивости страховщиков посвящен отдельный раздел (глава  III) - законодатель продемонстрировал особое внимание государства к этому вопросу ввиду его высокой экономической и социальной значимости.

     Общая характеристика финансового состояния  хозяйствующего субъекта определяется понятием финансовой устойчивости. В литературе по традиционному финансовому анализу компаний данное понятие связано с конкретными показателями и расчетами. Они основаны на сравнении структуры пассивов и активов компании для оценки степени покрытия запасов и затрат определенными источниками финансирования.

     В.В. Ковалев выделяет четыре типа финансовой устойчивости в зависимости от соотношения собственных оборотных средств, величины запасов и затрат, а так же нормальных источников формирования запасов: абсолютную финансовую устойчивость, нормальную финансовую устойчивость, неустойчивое финансовое положение и критическое финансовое положение. А.Д. Шеремет рассматривает аналогичную систему четырех уровней финансовой устойчивости на основе балансовой модели финансового анализа и акцентирует внимание на соотношении таких показателей, как реальный собственный капитал и уставной капитал компании: «разница реального собственного капитала и уставного капитала является основным исходным показателем устойчивости финансового состояния организации».

     В последнее время категория финансовой устойчивости претерпела определенные изменения. Она трактуется как синтетическая категория, совокупно отражающая текущую ликвидности активов, платежеспособность, деловую активность, а так же меру или степень соответствия текущих финансовых результатов компании критерию максимизации прибыли в долгосрочном периоде. Таким образом, финансовая устойчивость рассматривается как составная часть общей устойчивости компании. Это представляется обоснованным с точки зрения управления финансами компании, перспектив ее развития.

     Достаточно  полное определение финансовой устойчивости дают В.Г. Агтеменко и М.В. Беллендир: «финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска».

     Понятие «показатели финансовой устойчивости»  ассоциируются с показателями, выстроенными в определенную последовательность, обусловленную важностью для компании отношений с пользователями информации.

     Подведя итоги анализа различных взглядов на финансовую устойчивость компании, можно выделить следующие основные характеристики финансовой устойчивости:

  • Обеспеченность компании финансовыми ресурсами;
  • Степень покрытия запасов и затрат определенными источниками финансирования;
  • Стабильное повышение доходов над расходами компании;
  • Направленность на максимизацию прибыли в долгосрочном периоде;
  • Увеличение прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого риска.

     Различные методики анализа финансового состояния  предприятия предлагают различные  классификации показателей. Группировка  показателей зависит от целей и характера используемой информации.

     Методические  указания для сотрудников Федеральной  службы России по делам о несостоятельности  и финансовому оздоровлению организаций  предписывают использовать следующие  показатели:

  • Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (10 коэффициентов);
  • Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового состояния (рентабельности) (6 коэффициентов);
  • Показатели эффективности использования необоротного капитала и инвестиционной активности организации (2 коэффициента);
  • Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами (3 коэффициента).

     Термин  «маржа платежеспособности» («solvency margin») введен в российское законодательство относительно недавно (ноябрь 2001г.) и «импортирован» из Директив ЕС (в частности, Первой директивы ЕС по страхованию иному, чем страхование жизни 1973 г. и Директивы по страхованию жизни 1979 г.).

     С точки зрения экономического содержания он обозначает минимальные ресурсы, которыми должна располагать страховая компания в виде свободных («несвязанных») активов.

     До  введения этого термина соответствие фактического размера свободных активов его нормативному значению контролировалось исполнительным органом по надзору за страховой деятельностью в соответствии с Приказом от 30.10.1995 №02-02/20, которым была утверждена Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков. Фактически понятием «маржа платежеспособности» заменено понятие «свободные активы», которое в новом Положении отсутствует. В новом Положении, подлежащем применению начиная с расчета на 31 декабря 2002 г., порядок определения размера маржи платежеспособности был усложнен по сравнению с ранее действующим. При этом изменения коснулись как расчета нормативного размера платежеспособности, так и фактического.

     Расчет  фактического размера маржи платежеспособности производится по следующей схеме:

     SМ (факт) = уставный (складочный) капитал (1) + добавочный капитал (2) + резервный капитал (3) + нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет (4) – непокрытые убытки отчетного года и прошлых лет (5) – задолженность акционеров (участников) по взносам в уставный (складочный) капитал (6) – собственные акции, выкупленные у акционеров (7) – нематериальные активы (8) – дебиторская задолженность, сроки погашения которой истекли (9).

     Если  преобразовать данную формулу, сгруппировав показатели (1) и (6), то она примет вид:

     SМ (факт) = оплаченный уставный (складочный) капитал (1а) + добавочный капитал (2а) + резервный капитал (За) + нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет (4а) – непокрытые убытки отчетного года и прошлых лет (5 а) – собственные акции, выкупленные у акционеров (6а) – нематериальные активы (7а) – дебиторская задолженность, сроки погашения которой истекли (8а).

     При группировке показателей 1а - 5 а, 7а  формула упрощается до следующего вида:

     SМ (факт) = собственный капитал – собственные акции, выкупленные у акционеров – дебиторская задолженность, сроки погашения которой истекли.

     Новое Положение приведено в соответствие с изменениями, имевшими место в  последнее время в порядке  ведения учета и составления  отчетности страховщиков в связи  со сменой экономических реалий и  реформированием системы бухгалтерского учета с приближением ее к нормативам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В частности, вновь введенная типовая форма бухгалтерского баланса страховщиков, которая применяется, начиная с годового отчета за 2002 г., не содержит таких понятий, как фонды потребления, накопления и социальной сферы (следует отметить, что и ранее существовали теоретические споры по вопросу принятия в расчет этих фондов для целей исчисления величины собственного капитала). Нематериальные активы и непогашенная в срок дебиторская задолженность исключается при расчете в связи с их низкой ликвидностью. Исключение собственных акций, выкупленных у акционеров, также экономически объяснимо, поскольку при банкротстве компании стоимость ее акций равна нулю.

Информация о работе Порядок заполнения отчетности в страховых организациях