Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии расчетов по налогам и сборам, и на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования, дать рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля по учету налогов и сборов.
Задачами курсовой являются:
- изучить положения и правила, регулирующие порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучить нормативно-правовую, методическую и другую специальную литературу, относящуюся непосредственно к выбранной теме;
- рассмотреть налоги и сборы, как объект финансово-хозяйственного контроля;
- изучить организацию и методику проверки учета расчетов по налогам и сборам;
- получить практические навыки по методике оформления результатов проверки учета налогов и сборов.
- дать рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля по учету налогов и сборов.
Объектом исследования является учет расчетов по налогам и сборам.
Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Налоги и обязательные платежи как объект финансово-хозяйственного контроля………………………………………………………………………..…….7
1.1 Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики…………………………………. …7
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетов по налогам и сборам……………………………………….…..9
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля организации……...13
2 Организация и методика проведения ревизии расчетов по налогам и сборам15
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности…………………………………………………………....15
2.2 Планирование и организация проведения ревизии расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………….…18
2.3 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и отчислениям, базой для расчета которых является выручка от реализации товаров продукции (работ, услуг)………………………………...…19
2.4 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, включаемым в себестоимость продукции……………………………...21
2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, базой для расчета которых являются доходы или прибыль……..……23
2.6 Проверка правильности документального оформления расчетных операций по налогам и сборам…………………………………………………………..……24
2.7 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам….……26
3 Методика оформления результатов проверки по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………………………29
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за правильностью и своевременностью расчетов по налогам и сборам…………………….…………29
3.2 Документальное оформление материалов ревизии расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………………….30
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов по налогам и сборам……………………………………..……..32
Заключение…………………………………………………………………….……37
Список использованных источников………………………………………...……39
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Без
налогов не обходится ни одно государство.
Они нужны государству для
того, чтобы формировать
Налоги поступают в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями.
Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.
Налог как экономический механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в принципе, не ограничен.
Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.
Целью взыскания пошлины или сбора является покрытие издержек организации, в связи с деятельностью которой взимается пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако, связана с общественно полезной функцией суда - поддержания режима законности.
Пошлина
не обусловливает существование
государственного органа, так как
он может финансироваться и из
других источников. Наоборот, взимание
пошлины обусловлено
Характер
пошлин и сборов предполагает использование
иных принципов при определении
размера платежа, нежели те, которые
применяются при
Основными задачами финансово-хозяйственного контроля расчетов по налогам и сборам является:
- установление по всем видам платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;
- правильности исчисления суммы платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм;
- выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня;
- какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений.
Таким образом, к настоящему времени в Республике Беларусь
сформировалась систематизированная нормативно-правовая налоговая
система,
образованная из совокупности налогов
и сборов. Существующий механизм налогообложения
состоит из многоуровневой системы налогов
сборов и других обязательный платежей
бюджет и внебюджетный фонды. С января
2011г. вступают в силу изменения в Налоговый
кодекс Республики Беларусь, что является
дальнейшим шагом в развитии и совершенствовании
налоговой системы Республики Беларусь.
В
настоящее время система
- Налоговый кодекс Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2011г, с изменениями и дополнениями.
Налоговый кодекса Республики Беларусь устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
- Постановление Министерства по налогам и сборам республики Беларусь от 31.12.2004г. №146 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения налоговыми органами учета налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов, экономических санкций, штрафов», в редакции от 05.12.2007г.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения, осуществления налогового контроля и должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об объектах налогообложения, показателях, участвующих в определении налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, а также о размерах такой базы и исчисленных за налоговый и (или) отчетный период суммах налоговых платежей.
- Закон РБ от 15.10.2010 г. № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Основные изменения, которые произошли в порядке исчисления налогов в 2011г.
Налог на добавленную стоимость - предоставлено право самостоятельно выбирать отчетный период; отменена обязанность уплачивать НДС текущими платежами; расширены перечни оборотов, признаваемые, непризнаваемые объектами налогообложения, освобождаемые от НДС; внесены изменения в порядок применения нулевой ставки НДС по ремонтным работам (услугам) транспортных средств; изменился порядок налоговых вычетов по основным средствам и нематериальным активам, а также порядок распределения налоговых вычетов прошлого налогового периода;
Акцизы – отменена обязанность уплаты авансовых платежей; внесены изменения и дополнения в перечень подакцизных товаров; повышение ставок акцизов с 1 января 2011г. по отношению к ставкам, применяемым в 2010 г., составит около 7-8 %.
Налог на прибыль – льгота по налогу на прибыль может быть применена в размере финансирования капвложений, но не более 50% валовой прибыли; предусмотрен новый порядок исчисления и уплаты налога – текущими платежами и по итогам истекшего налогового периода.
Подоходный налог – увеличены размеры стандартных налоговых вычетов; внесены изменения в порядок предоставления имущественных налоговых вычетов; сроком уплаты индивидуальными предпринимателями в бюджет подоходного налога является 22-е число месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Налог на недвижимость – станет шире перечень организаций, применяющих ставку налога в размере 0,1%.
Земельный налог – некоторые
земельные участки, ранее
Экологический налог –
Упрощенная система
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц – расширяется перечень видов деятельности, которые физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве ИП с уплатой единого налога; порог суммы выручки, при превышении которого нужно доплачивать единый налог, увеличен с 20 до 30-кратной суммы единого налога, одновременно уменьшена ставка доплаты налога с 10 до 8% от суммы превышения.
Единый налог для
- Правило аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденное постановлением Минфина РБ от 04.08.2000 № 81, в ред. от 28.09.2004 №142.
Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, их исполнителей.
- Правило аудиторской деятельности «Рабочая документация аудитора», утвержденное постановлением Минфина РБ от 04.08.2000 № 811, в ред. от 30.06.2005 № 84.
Рабочая документация - это документы, получаемые или составляемые аудитором самостоятельно в связи с аудитом.
- Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.07.2008г. №369-З.
Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.
- Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» №188-З от 29.12. 2006г.
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» – один из основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации бухгалтерского учета на уровне государства и субъектов хозяйствования. В нем сосредоточены основные положения по ведению бухгалтерского учета, используемые в дальнейшем органами государственного управления при разработке подзаконных актов.
-
Постановление Министерства
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется органами государственного управления, на которые Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные функции руководства учетом возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и другие отраслевые органы управления.
Непосредственное
- национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности;
- положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентируемых национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;
- типовые унифицированные формы первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;