Ревизия операций по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии расчетов по налогам и сборам, и на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования, дать рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля по учету налогов и сборов.

Задачами курсовой являются:

- изучить положения и правила, регулирующие порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;

- изучить нормативно-правовую, методическую и другую специальную литературу, относящуюся непосредственно к выбранной теме;

- рассмотреть налоги и сборы, как объект финансово-хозяйственного контроля;

- изучить организацию и методику проверки учета расчетов по налогам и сборам;

- получить практические навыки по методике оформления результатов проверки учета налогов и сборов.

- дать рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля по учету налогов и сборов.

Объектом исследования является учет расчетов по налогам и сборам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Налоги и обязательные платежи как объект финансово-хозяйственного контроля………………………………………………………………………..…….7
1.1 Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики…………………………………. …7
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетов по налогам и сборам……………………………………….…..9
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля организации……...13
2 Организация и методика проведения ревизии расчетов по налогам и сборам15
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности…………………………………………………………....15
2.2 Планирование и организация проведения ревизии расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………….…18
2.3 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и отчислениям, базой для расчета которых является выручка от реализации товаров продукции (работ, услуг)………………………………...…19
2.4 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, включаемым в себестоимость продукции……………………………...21
2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, базой для расчета которых являются доходы или прибыль……..……23
2.6 Проверка правильности документального оформления расчетных операций по налогам и сборам…………………………………………………………..……24
2.7 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам….……26
3 Методика оформления результатов проверки по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………………………29
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за правильностью и своевременностью расчетов по налогам и сборам…………………….…………29
3.2 Документальное оформление материалов ревизии расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………………….30
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов по налогам и сборам……………………………………..……..32
Заключение…………………………………………………………………….……37
Список использованных источников………………………………………...……39

Работа состоит из  1 файл

Тема 23.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     Формы регистров налогового учета утверждаются руководителем ОАО «Заводской райпищеторг».

     Ответственность за организацию и достоверность  данных налогового учета несет главный бухгалтер ОАО «Заводской райпищеторг».

     Проверкой установлено, что бухгалтерский баланс (форма №1) заполнена в соответствии с остатками на счетах по данным Главной книги.

       Отчет о прибылях и убытках  (форма №2), отчет о движении  фондов и других средств (форма №3), соответствуют показателям по данным бухгалтерского учета.

       Бухгалтерская отчетность составлена  в соответствии с Инструкцией  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности, утвержденной  постановлением Министерства финансов РБ от 17.02.2004 г. № 16 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Министерства финансов РБ от 22.12.2004 г. № 178.

       В процессе ревизии были изучены на выборочной основе те доказательства, которые обосновывают суммы и выводы в бухгалтерской отчетности. Ревизия проводилась таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

     На  основании полученной информации составляют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности и приказ «О результатах комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности (Приложения Ш).

      По  результатам ревизии, в ходе которой  выявлены нарушения норм законодательства, составляется акт  в двух экземплярах  в случае простой плановой проверки, в трёх – если проверка проводилась по требованию правоохранительных органов.

      Различают два вида актов:

  • промежуточный;
  • основной.

      Назначение  промежуточного акта – это отражение  действительного состояния хозяйственных  и финансовых операций на момент проведения проверки.

        Промежуточные акты и объяснения  по ним прилагаются к основному  акту, который обобщает сведения  промежуточных в целом по предприятию. 

      Акт ревизии состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей.

      Во  вступительной части указываются: полное наименование документа, дата и  место его составления; основание  для проведения проверки, ее начало и окончание; состав ревизионной  группы; наименование ревизуемой организации  и период хозяйственно-финансовой деятельности, за который проводилась ревизия; фамилия и инициалы должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за его финансово-хозяйственную деятельность.

      Результативная (исследовательская) часть акта ревизии  представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе хозяйственно-финансовой деятельности организации.

      В акте ревизии должны включаться всесторонне  проверенные и документально  обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, безхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и др [64, c.187].

      Акт ревизии оформляется таким образом, чтобы по каждому отраженному  в нем факту можно было четко  ответить на следующие вопросы:

      - содержание нарушения со ссылкой  на соответствующие законы, постановления правительства, приказы, ведомственные инструкции и другие нормативно- правовые документы;

      - кто допустил нарушение (должность,  фамилия, имя и отчество);

      - по чьему указанию или разрешению  совершено правонарушение (должность, имя и отчество) и каким образом было отдано это распоряжение;

      - когда и где допущено нарушение  (дата и период времени, в  котором было совершено нарушение);

      - каким способом совершено нарушение  и чем оно вызвано;

     В рамках данной курсовой работы составлена результативная часть акта ревизии расчетов по налогам и сборам ОАО «Заводской райпищеторг» (Приложение Ш). 
 

      3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита  расчетов по налогам и сборам 
 

     Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия по поводу условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить в договоре. Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица форму письма о проведении аудита.

        Договор (письмо) о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств перед аудируемым лицом и формой аудиторского заключения и иных отчетов (Приложение Щ).

      Неотъемлемой  частью договора является протокол согласования договорной цены на оказание аудиторских  услуг. Протокол является основанием для проведения взаимных расчетов между исполнителем и заказчиком, то есть между аудитором и аудируемым предприятием (Приложение Э).

     Аудиторская организация должна разработать  и документально оформить общую  стратегию аудита, которая будет  определять его объем, сроки проведения и направления работы, а также  содержать указания по разработке детального плана аудита.

     Разработка  общей стратегии аудита на основе результатов предварительного планирования включает:

     - установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем (вид аудита; применяемые основы бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей аудиту; структура аудируемого лица; требования законодательства к осуществляемым аудируемым лицом видам деятельности, другие);

     - определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;

     - установленный уровень (уровни) существенности;

     - предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;

     - специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

       При разработке общей стратегии аудита необходимо учитывать:

     - накопленный опыт работы с данным аудируемым лицом и наличие специалистов, обладающих таким опытом;

     - наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

     - необходимость использования результатов работы других аудиторских организаций в случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей показатели обособленных структурных подразделений;

     - возможность использования аудиторских доказательств, полученных в ходе предыдущего аудита;

     - влияние информационных систем учета на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных;

     - соотнесение планируемого объема и сроков проведения аудита со сроками подготовки промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

     - возможность общения с работниками аудируемого лица и доступность информации о деятельности аудируемого лица.

     На  основании программы аудита проводится аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в той последовательности, в которой указано в программе (Приложение Ю).

     Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами включает три основных этапа.

       Этап 1. Предварительная оценка  существующей системы налогообложения экономического субъекта. На данном этапе:

     - проводится общий анализ элементов  системы налогообложения;

     - определяются основные факторы,  влияющие на налоговые показатели;

     - проверяется правильность методики  исчисления налоговых платежей;

     - проводятся правовая и налоговая  экспертизы существующей системы  хозяйственных отношений;

     - анализируется система документооборота, изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

     - выполняется предварительный расчет  налоговых показателей экономического  субъекта.

     Выполнение  данных процедур позволит рассмотреть  такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта

     Этап 2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим  субъектом налогов и сборов в  бюджет. На данном этапе:

     - проверяется представленная экономическим  субъектом налоговая отчетность;

     - оценивается правомерность использования  налоговых льгот;

     - проводится экспертиза бухгалтерского  и налогового учета за весь  подлежащий проверке период, в  том числе анализируются первичные  документы и разъяснения руководства  о показателях и методиках при налоговых расчетах;

     - исправляются выявленные ошибки  вместе с работниками организации; 

     - при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем.

     Этап  проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и во внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.

     Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются  путем их сопоставления с данными  синтетических и аналитических  регистров бухгалтерского учета  и отчетности. Аудиторская организация  вправе анализировать первичные  документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

     На  данном этапе аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

     При проверке полноты и правильности исчисления налогов целесообразно  выбрать отчетный период, который  проверяется сплошным методом. Если это невозможно из-за большого объема документов, то аудитор планирует выборочную проверку внутри одного отчетного периода и по налоговому периоду в целом, используя виды аудиторской выборки, которые он сочтет оптимальными.

     Проверяя  один отчетный период (например, один месяц  по исчислению и уплате НДС), проверяются следующие позиции:

     - правильность, своевременность, полнота  формирования налогооблагаемой  базы, соблюдения основных принципов  при ее определении (например, заполнение книги продаж);

     - правильность формирования налоговых  вычетов (книга покупок);

     - обоснованность внесения исправлений  в налоговую отчетность и налоговые  регистры;

Информация о работе Ревизия операций по налогам и сборам