Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии расчетов по налогам и сборам, и на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования, дать рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля по учету налогов и сборов.
Задачами курсовой являются:
- изучить положения и правила, регулирующие порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучить нормативно-правовую, методическую и другую специальную литературу, относящуюся непосредственно к выбранной теме;
- рассмотреть налоги и сборы, как объект финансово-хозяйственного контроля;
- изучить организацию и методику проверки учета расчетов по налогам и сборам;
- получить практические навыки по методике оформления результатов проверки учета налогов и сборов.
- дать рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля по учету налогов и сборов.
Объектом исследования является учет расчетов по налогам и сборам.
Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Налоги и обязательные платежи как объект финансово-хозяйственного контроля………………………………………………………………………..…….7
1.1 Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики…………………………………. …7
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетов по налогам и сборам……………………………………….…..9
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля организации……...13
2 Организация и методика проведения ревизии расчетов по налогам и сборам15
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности…………………………………………………………....15
2.2 Планирование и организация проведения ревизии расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………….…18
2.3 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и отчислениям, базой для расчета которых является выручка от реализации товаров продукции (работ, услуг)………………………………...…19
2.4 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, включаемым в себестоимость продукции……………………………...21
2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, базой для расчета которых являются доходы или прибыль……..……23
2.6 Проверка правильности документального оформления расчетных операций по налогам и сборам…………………………………………………………..……24
2.7 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам….……26
3 Методика оформления результатов проверки по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………………………29
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за правильностью и своевременностью расчетов по налогам и сборам…………………….…………29
3.2 Документальное оформление материалов ревизии расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………………….30
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов по налогам и сборам……………………………………..……..32
Заключение…………………………………………………………………….……37
Список использованных источников………………………………………...……39
Формы регистров налогового учета утверждаются руководителем ОАО «Заводской райпищеторг».
Ответственность за организацию и достоверность данных налогового учета несет главный бухгалтер ОАО «Заводской райпищеторг».
Проверкой установлено, что бухгалтерский баланс (форма №1) заполнена в соответствии с остатками на счетах по данным Главной книги.
Отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении фондов и других средств (форма №3), соответствуют показателям по данным бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность
В процессе ревизии были изучены на выборочной основе те доказательства, которые обосновывают суммы и выводы в бухгалтерской отчетности. Ревизия проводилась таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
На основании полученной информации составляют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности и приказ «О результатах комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности (Приложения Ш).
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения норм законодательства, составляется акт в двух экземплярах в случае простой плановой проверки, в трёх – если проверка проводилась по требованию правоохранительных органов.
Различают два вида актов:
Назначение
промежуточного акта – это отражение
действительного состояния
Промежуточные акты и
Акт ревизии состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей.
Во
вступительной части
Результативная (исследовательская) часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе хозяйственно-финансовой деятельности организации.
В акте ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, безхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и др [64, c.187].
Акт
ревизии оформляется таким
-
содержание нарушения со
-
кто допустил нарушение (
-
по чьему указанию или
-
когда и где допущено
-
каким способом совершено
В
рамках данной курсовой работы составлена
результативная часть акта ревизии расчетов
по налогам и сборам ОАО «Заводской райпищеторг»
(Приложение Ш).
3.3
Особенности планирования,
проведения и документального
оформления аудита
расчетов по налогам
и сборам
Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия по поводу условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить в договоре. Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица форму письма о проведении аудита.
Договор (письмо) о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств перед аудируемым лицом и формой аудиторского заключения и иных отчетов (Приложение Щ).
Неотъемлемой частью договора является протокол согласования договорной цены на оказание аудиторских услуг. Протокол является основанием для проведения взаимных расчетов между исполнителем и заказчиком, то есть между аудитором и аудируемым предприятием (Приложение Э).
Аудиторская организация должна разработать и документально оформить общую стратегию аудита, которая будет определять его объем, сроки проведения и направления работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита.
Разработка общей стратегии аудита на основе результатов предварительного планирования включает:
- установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем (вид аудита; применяемые основы бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей аудиту; структура аудируемого лица; требования законодательства к осуществляемым аудируемым лицом видам деятельности, другие);
- определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;
- установленный уровень (уровни) существенности;
- предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;
- специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При разработке общей стратегии аудита необходимо учитывать:
- накопленный опыт работы с данным аудируемым лицом и наличие специалистов, обладающих таким опытом;
- наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;
- необходимость использования результатов работы других аудиторских организаций в случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей показатели обособленных структурных подразделений;
- возможность использования аудиторских доказательств, полученных в ходе предыдущего аудита;
- влияние информационных систем учета на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных;
- соотнесение планируемого объема и сроков проведения аудита со сроками подготовки промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- возможность общения с работниками аудируемого лица и доступность информации о деятельности аудируемого лица.
На основании программы аудита проводится аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в той последовательности, в которой указано в программе (Приложение Ю).
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами включает три основных этапа.
Этап 1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта. На данном этапе:
-
проводится общий анализ
-
определяются основные факторы,
-
проверяется правильность
-
проводятся правовая и
-
анализируется система
-
выполняется предварительный
Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта
Этап 2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет. На данном этапе:
-
проверяется представленная
-
оценивается правомерность
-
проводится экспертиза
-
исправляются выявленные
- при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем.
Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и во внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.
Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.
На
данном этапе аудитору необходимо установить
правильность определения налогооблагаемых
баз и точность расчетов сумм налогов,
подлежащих к уплате, правильность
составления налоговых
При проверке полноты и правильности исчисления налогов целесообразно выбрать отчетный период, который проверяется сплошным методом. Если это невозможно из-за большого объема документов, то аудитор планирует выборочную проверку внутри одного отчетного периода и по налоговому периоду в целом, используя виды аудиторской выборки, которые он сочтет оптимальными.
Проверяя один отчетный период (например, один месяц по исчислению и уплате НДС), проверяются следующие позиции:
- правильность, своевременность, полнота формирования налогооблагаемой базы, соблюдения основных принципов при ее определении (например, заполнение книги продаж);
-
правильность формирования
-
обоснованность внесения