Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:16, курсовая работа
Собственный капитал - важная и неотъемлемая часть финансовых ресурсов любого предприятия, организованно ли оно в форме акционерного общества, товарищества (партнерства) на паях или частного (единоличного) предприятия. Формирование капитала представляет собой обязательный этап, предшествующий началу деятельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы собственного
капитала банка и его функции
1.1 Собственный капитал банка и его структура 4
1.2 Цели и функции собственного капитала банка 7
1.3 Расчет величины собственного капитала банка и его достаточность 8
Глава 2. Организация банковского учета собственного капитала
2.1 Реформирование и переход бухгалтерского учета на МСФО 11
2.2 Организация банковского учета основных средств банка 14
2.3 Банковский учет уставного капитала 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44
На начальном этапе в 1994 году Национальным Банком проводилась работа с международными финансовыми организациями по разработке нового Плана счетов бухгалтерского учета в Национальном Банке и банках второго уровня. Итогом совместной работы Национального Банка и представителей МВФ стал первоначальный проект Нового плана счетов, который был принят и утвержден в декабре 1995 года. Переход банков и Национального Банка на МСФО и разработка нового плана счетов бухгалтерского учета осуществлялись с учетом специфики операций, выполняемых финансовыми институтами.
Достижения в сфере реформирования банковского учета были закреплены в утвержденных в конце 1997 года казахстанских стандартах бухгалтерского учета №21 «Финансовая отчетность банков» и №22 «Доходы и расходы банков». Следует отметить, что до 1997 года существовал единый план счетов бухгалтерского учета для Национального Банка и банков второго уровня. Начиная с 1997 года, была перестроена система бухгалтерского учета Национального Банка с учетом отдельного плана счетов бухгалтерского учета, и в ее основу были заложены принципы существования генеральной и вспомогательной бухгалтерий. В банках также была перестроена система бухгалтерского учета с учетом нового плана счетов и на основе результатов проведенной работы в самом Национальном Банке.
В
целях дальнейшего
Самым большим и основным шагом в работе по переходу на МСФО было внесение Министерством Финансов Республики Казахстан при активном участии Национального Банка в первом полугодии 2002 года изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми, составление финансовой отчетности всеми организациями Республики Казахстан должно осуществляться исключительно в соответствии с МСФО, официально переведенными на государственный и русский языки.
Сроки по переходу финансовых организаций на МСФО были установлены позднее постановлением Правительства Республики Казахстан, в соответствии с которым, организации, регулирование и надзор за деятельностью которых в соответствии с законодательством осуществляется Национальным Банком, составляют финансовую отчетность по МСФО, начиная с 1 января 2003 года. Предприятия реального сектора экономики начинают переход на МСФО с 1 января 2005 года (акционерные общества) и 1 января 2006 года (остальные организации).
Одновременно, указанным Законом Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 329-II, было законодательно закреплено за Национальным Банком право регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в финансовых организациях. Это позволило Национальному Банку, как уполномоченному органу, разработать необходимые нормативные правовые акты и методические рекомендации для участников финансовой системы.
В частности, были разработаны и утверждены формы финансовой отчетности для банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, накопительных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, соответствующие международным стандартам; типовой план счетов бухгалтерского учета для отдельных субъектов финансового рынка, к которым относятся все финансовые институты, кроме банков, кредитных товариществ и ипотечных компаний; рекомендации для банков по учету реализованной курсовой разницы по переоценке иностранной валюты в соответствии с МСФО; рекомендации по составлению Учетной политики организациями, осуществляющими инвестиционное управлению пенсионными активами; рекомендации по составлению Учетной политики накопительного пенсионного фонда; рекомендации по учету банками - кастодианами пенсионных активов накопительных пенсионных фондов и их размещения в финансовые инструменты и другие.
Следующим основным из направлений в переходе к МСФО стала работа по достижению достоверности финансовых отчетов и своевременности ее представления. Учитывая, что многие банки имеют большую филиальную сеть и отчетность поступала с задержкой на 2-3 дня, назрела необходимость централизации учета по основным операциям. Централизацию возможно осуществить при наличии единой автоматизированной системы, позволяющей обрабатывать информацию на уровне головного банка, а также при наличии хорошей высокоскоростной связи.
В связи с этим, в целях обеспечения прозрачности бухгалтерского учета, исключения влияния человеческого фактора, была поставлена задача внедрить в банках автоматизированные банковские информационные системы (далее – АБИС), содержащие модули Главной бухгалтерской книги и вспомогательных книг бухгалтерского учета. Для реализации названной задачи Национальным Банком в 2000 году были утверждены индивидуальные ежеквартальные контрольные мероприятия по переходу к международным стандартам бухгалтерского учета (далее – ИЕКМ) в части автоматизации для каждого банка, в соответствии с которыми банкам необходимо было внедрить Главную бухгалтерскую книгу и осуществить конвертацию вспомогательного учета.
Аналогично требованиям, предъявляемым к АБИС банков, Национальным Банком утвержден перечень требований к ведению вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в автоматизированных системах накопительных пенсионных фондов, страховых (перестраховочных) организаций и отдельных субъектов финансового рынка. Названные требования позволят организациям обеспечить прозрачность, достоверность и полноту анализируемой информации, заключенной в бухгалтерских документах и в последующем, в финансовой отчетности.
Одновременно, Национальным Банком на постоянной основе проводится работа по изучению мирового опыта применения МСФО, а также иных стандартов бухгалтерского учета в различных странах мира, что также позволяет своевременно совершенствовать нормативную базу по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности для финансовых организаций.
Таким
образом, на сегодняшний день реформирование
бухгалтерского учета в финансовой системе
позволило обеспечить прозрачность, достоверность
и полноту анализируемой информации, заключенной
в финансовой отчетности. Кроме того, нововведения
в бухгалтерском учете приводят к открытости
и транспарентности экономики, что стало
уже требованием времени. Об открытости
экономики судят уже не только по доле
экспорта во внутреннем валовом продукте
или другим статистическим отношениям,
но и по тому, насколько данные об этой
экономике доступны всем, кто в них нуждается,
и насколько высоко качество этих данных.
Максимальное приближение к МСФО дает
возможность банкам Казахстана конкурировать
с иностранными банками на международной
арене. Все это способствует экономическому
процветанию страны, повышению суверенного
рейтинга Казахстана и, как следствие,
социальной обеспеченности и росту благосостояния
граждан Республики Казахстан.
2.2
Организация банковского
учета основных
средств банка
Планирование расходов осуществляется на основании расчетов по статьям расходов на дату составления проекта сметы расходов, анализа фактически сложившихся в базовом году (предшествующего плановому году) расходов и затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, которые могут влиять на расходы финансового года, имеющихся запасов ТМЦ и минимально необходимых запасов на конец года.
Бюджетные центры представляют заявки в подразделение планирования и контроля бюджета банка исходя из потребности в техническом оснащении, реконструкции, расширении производства, новом строительстве и приобретении крупного инвентаря. Одновременно с заявкой в подразделение планирования и контроля бюджета представляется технико-экономическое обоснование необходимости финансирования данных расходов. Обоснование должно содержать информацию о количестве, цене, спросе и предложении на рынке товаров или работ (прайс-листы), при покупке оборудования и техники представляются расчеты экономической эффективности и окупаемости затрат. Подразделение планирования и контроля бюджета рассматривает заявки бюджетных центров с учетом наличия основных средств в бюджетных центрах и целесообразности расходования бюджетных средств на приобретение новых основных средств, для этого проводится анализ физического и морального износа основных средств, их количества, производительности, степени загруженности и т.д.
Подразделение планирования и контроля бюджета банка, по заявкам бюджетных центров составляет проект бюджета на планируемый год в разрезе групп и укрупненных символов расходов. При этом, согласно Положению о пруденциальных нормативах,- отношение размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы к собственному капиталу (k5) не должно превышать коэффициента 0,5.
Составленный проект бюджета выносится на рассмотрение высшему руководству банка.
После утверждения высшим руководством банка бюджета в целом по банку, подразделение планирования и контроля бюджета банка, доводит его до бюджетных центров. Параллельно до бюджетных центров доводится порядок использования средств, где указываются полномочия бюджетного центра по приобретению, строительству, капитальному и текущему ремонту основных средств.
Бюджетные центры в случае необходимости внесений изменений в бюджет по приобретению основного средства, строительства, капитального и текущего ремонта основных средств направляют заявки с обоснованием увеличения (уменьшения) статей бюджета в подразделение планирования и контроля бюджета. При этом, согласно решения подразделения планирования и контроля бюджета в бюджет бюджетных центров вносятся изменения в пределах утвержденного по банку бюджета.
Контроль за исполнением сметы расходов в целом по системе банка проводится подразделением планирования и контроля бюджета банка.
Для приобретения, строительства, капитального и текущего ремонта основных средств разрабатывается документ, определяющий размеры сумм, в пределах которых бюджетные центры осуществляют:
- приобретение, строительство, капитальный и текущий ремонт основных средств самостоятельно;
-
заключение договоров на
-
проведение маркетинговых
-
определение поставщика на
По затратам, связанными с большим объемом работы, специфическими работами и услугами, банком в обязательном порядке проводятся маркетинговые мероприятия, изучается финансовое положение будущего поставщика (подрядчика), для этого проводится конкурсный отбор (тендер) будущего поставщика.
Разрабатывается положение по проведению тендера, в котором оговариваются условия и виды его проведения.
Банк предоставляет потенциальным поставщикам конкурсную документацию, содержащую следующую информацию по подготовке конкурсных заявок:
1) наименования документов, подтверждающих квалификационные возможности потенциального поставщика;
2)
технические и качественные
3)
методику, на основе которой должна
быть рассчитана цена
4) способ, место и окончательный срок представления конкурсных заявок;
5)
место, дату и время вскрытия
конвертов с конкурсными
6) данные о должностных лицах организатора конкурса, уполномоченных представлять организатора конкурса при подготовке и проведении конкурса;
7) и другие условия.
Учет основных средств
В бэк-офисе банка
При централизованном учете основных средств в бэк-офисе банка каждому подразделению банка по группам учета основных средств открываются и ведутся отдельные лицевые счета с указанием соответствующего счета Плана счетов (главной бухгалтерской книги).
На основании сведений, полученных от бэк-офиса подразделения об оприходовании или списании основных средств, бэк-офис банка осуществляет проводки по лицевым счетам по отражению на балансе принятых основных средств или списанию с баланса выбывающих основных средств. После начисления амортизации и проведения переоценки основных средств информация передается в филиалы банка для их отражения на внебалансовых счетах. Оприходование основных средств на баланс осуществляется в тенге (без тиынов). Сумма тиынов при оприходовании основных средств на баланс банка отсекается и отражается на счете непредвиденных расходов по операциям с основными средствами.