Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть бухгалтерские и налоговые аспекты. Раскрыть особенности учета нематериальных активов на промышленном предприятии, а также выявить недостатки и предложить рекомендации по его совершенствованию.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты учета НМА;
рассмотреть характеристику предприятия и организацию бухгалтерского и налогового учёта в ОАО «САН ИнБев»;
выявить недостатки и разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета в ОАО «САН ИнБев».
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты бухгалтерского, налогового учета нематериальных активов 6
1.1 Понятие нематериальных активов и их классификация 6
1.2 Движение нематериальных активов и основные задачи их бухгалтерского учета 8
1.3 Документальное оформление движения нематериальных активов 10
1.4 Оценка нематериальных активов 11
1.5 Учет поступления нематериальных активов 13
1.6 Учет амортизации нематериальных активов 25
1.7 Учет выбытия нематериальных активов 29
1.8 Инвентаризация нематериальных активов 35
1.9 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 36
Глава 2 Организация бухгалтерского, налогового учета нематериальных активов 43
2.1 Характеристика предприятия 43
2.2 Организация бухгалтерского и налогового учета 47
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов 57
3.1 Документооборот 57
3.2 Учетная политика предприятия в части НМА 61
3.3 Автоматизация учета нематериальных активов 63
Заключение 64
Список литературы 66
В соответствии с п. 1 ст. 9 закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это невозможно-непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, подготовившие и подписавшие эти документы в соответствии с графиком документооборота.
Первичные
учетные документы принимаются к учету,
если они составлены по форме, содержащейся
в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации. Для отражения в
учете финансово-хозяйственных операций
с НМА утверждены только два унифицированных
документа: Карточка учета нематериальных
активов (форма НМА-1, утверждена постановлением
Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а);
Инвентаризационная опись нематериальных
активов (форма ИНВ-1а, утверждена постановлением
Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88).
Следовательно, все остальные документы
организациям необходимо разработать
самостоятельно и закрепить в качестве
Приложения к Положению по учетной политике.
При формировании документации необходимо иметь в виду, что первичные учетные документы, форма которых не приводится в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 закона о бухгалтерском учете.
Для раскрытия вопросов, касающихся организационных аспектов учетной политики, рядом авторов были предложены формы Акта о приеме-передаче нематериальных активов и Акта о списании нематериальных активов. Перечень документов, необходимых для отражения информации по учету НМА, представлен в таблице 6.
Таблица
6. – Перечень первичных учетных документов,
форма которых не предусмотрена в альбомах
унифицированных форм
№
п/п |
Наименование документа | Назначение документа |
1 | Акт о приеме-передаче исключительного права на НМА | Применяется для оформления операций приема-передачи НМА по договору об уступке права |
2 | Акт о приеме-передаче исключительного (неисключительного) права на использование НМА | Применяется для оформления операций приема-передачи НМА по лицензионным договорам |
3 | Акт о фактическом использовании НМА | Применяется для установления факта использования в деятельности организации, оценки и определения СПИ объектов НМА для целей последующего начисления амортизации |
4 | Акт об изменении (установлении) срока полезного использования и способа начисления амортизации по НМА | Составляется при существенном изменении доходности от использования НМА в случае определения СПИ по тем объектам НМА, по которым данный срок ранее считался неопределенным, а также при изменении ранее установленных сроков полезного использования. Применяется для начисления амортизации |
5 | Бухгалтерская справка | Применяется для отражения в бухгалтерском учете расчетных величин и объектов учета, по которым не может быть других подтверждающих документов |
6 | Приказ о списании НМА | Применяется для установления факта морального износа объектов НМА и нецелесообразности их дальнейшего использования в деятельности организации |
7 | Акт о списании НМА | Применяется для списания НМА в связи с прекращением их использования в деятельности организации и отнесения их стоимости на расходы |
Все эти документы необходимы для применения в учетной деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку они позволяют организации надлежащим образом оформлять операции по передаче объектов НМА, вводу в эксплуатацию, списанию, начислению амортизации. Своевременное и надлежащее оформление предложенной документации обеспечивает прозрачность учета, служит для целей управления и контроля над движением НМА.
При разработке форм вышеназванной первичной документации были учтены особенности правового регулирования НМА, регламентированные в главе четвертой ГК РФ, и нормы ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов». Отметим, что данные документы могут применяться при ведении бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, что актуально для ОАО «САН ИнБев», т.к. как компания международная.
Акт о приеме-передаче НМА следует разделить на два самостоятельных документа, предусматривающих передачу исключительных прав и прав на использование. Это необходимо для квалификации операции с целью ее последующего отражения на счетах бухгалтерского учета. Операция по передаче исключительных прав предусматривает списание с баланса НМА передающей стороной и принятие к учету объекта в качестве НМА принимающей стороной.
Операция по передаче прав на использование предусматривает только обособленное выделение НМА на отдельном субсчете предающей стороной и его принятие к учету в договорной оценке на забалансовый учет принимающей стороной.
За основу формы Акта о приеме-передаче исключительного права на НМА и Акта о приеме-передаче исключительного (неисключительного) права на использование НМА взята форма ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7.
Совокупность названных документов представляет собой систему документального оформления операций по НМА. Данная система разработана в рамках действующего законодательства и позволяет в полной мере учесть специфику объекта учета, предусматривает оформление операций, обусловленных нововведениями ПБУ 14/07 (таких как изменение в оценочных значениях).
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, подготовившие и подписавшие эти документы в соответствии с графиком документооборота.
Согласно ГОСТ Р51141-98 документооборот представляет собой движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.
Порядок организации документооборота в бухгалтерском учете организаций определен в п. 5 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. №105.
На основании п. 5.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете создание первичных учетных документов, установление порядка и сроков передачи их для отражения в бухгалтерском учете производится в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. График документооборота должен устанавливать в организации рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График может быть оформлен в виде схемы (динамический график) или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации и всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ (статический график). Динамический график документооборота представляет собой организационную структуру конкретной организации с наложенной на нее схемой обмена документами.
Каждому исполнителю должна быть вручена выписка из графика, в которой перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения организации, в которые указанные документы подаются.
В графике документооборота приводятся сведения относительно количества экземпляров, сроков исполнения и передачи в бухгалтерию, фамилии, имена и отчества лиц, ответственных за составление и исполнение вышеназванных документов.
Использование графика позволит хозяйствующим субъектам своевременно оформлять необходимые документы, подтверждающие те или иные операции по НМА, и применять меры воздействия в отношении конкретных исполнителей, виновных в несоблюдении графика документооборота, повлекшем за собой ошибки в учете, а также обеспечивает представление пользователю полной и достоверной информации о состоянии и движении столь значимого актива как НМА.
В данный момент ОАО «САН ИнБев» использует для бухгалтерского учета программу 1С. Предприятия 7.7. Если компания перейдет на новую версию программы, это позволит усовершенствовать учет нематериальных активов. Учет нематериальных активов ведется в соответствии с ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".
В
«1С. Предприятие 8» автоматизированы
операции поступления, выбытия и
изменения состояния
Амортизация
нематериальных активов начисляется
в конце каждого месяца автоматически регламентными
операциями закрытия месяца.
Данная курсовая работа рассматривает круг вопросов, связанных с организацией ведения учета нематериальных активов. До утверждения Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 Приказом Министерства Финансов Российской федерации от 27 декабря 2007 г. N 153н для организации учета нематериальных активов было принято руководствоваться «Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению» (приказ МФ РФ от 1 ноября 1991 г. № 56 в редакции изменений и дополнений), «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» (приказ МФ РФ от 26 декабря 1994 г. № 170) и «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (письмо МФ РФ от 30 декабря 1993 года, № 160), которое предусматривало, что «под долгосрочными инвестициями... понимаются затраты на создание, увеличение размеров и приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше 1 года), не предназначенные для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий».
Это определение не содержало прямого указания на нематериальные активы, но оно непосредственно раскрывало их сущность и определяло место в составе внеоборотных активов.
В настоящее время ПБУ 14/2007 определяет методику отнесения активов к нематериальным, правила их стоимостной оценки и учета их поступления, амортизации и выбытия с учетом всех особенностей НМА.
В
результате проделанной работы были достигнуты
цели посредством решения задач. В первой
главе работы было рассмотрено
понятие НМА и их классификация, движение
нематериальных активов и основные задачи
их бухгалтерского учета, документальное
оформление движения нематериальных активов,
оценка НМА, учет поступления нематериальных
активов, учет амортизации нематериальных
активов, учет выбытия нематериальных
активов, инвентаризация НМА и учет
расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические
работы. В первой главе также были представлены
бухгалтерские проводки, отражающие основной
набор хозяйственных операций.
Во второй главе была представлена организация бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов на промышленном предприятии. Также представлена его основная характеристика.
В третьей главе данной
В
работе по возможности были отражены и
освещены все операции связанные с учетом
нематериальных активов, особое внимание
уделялось тем вопросам учета, которые
вызывают наибольшее затруднение и которые
претерпели изменения в связи с изменением
законодательной базы.
Информация о работе Совершенствования бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов